Отзыв официального оппонента (авт. Самоделова Е. А.) (Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Самоделова Е. А.)" внутри архива находится в следующих папках: Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов, Документы. PDF-файл из архива "Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Отзыв официального оппонента на диссертацию О.С.Октябрьской «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920-50-х 1 ОДОВ», представленную на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.0! — русская литература О.С.Октябрьская видит феномен русской детской литературы 1920- 1950-х годов в том, что этот огромный раздел художественного творчества впервые в истории российской изящной словесности получил все права самостоятельности, начал развиваться по имманентным законам, стал использовать для своих идейно-содержательных, сюжетно-композиционных и стилистических нужд материалы из педагогики и психологии детей и подростков, из научно-популярных книг по точным и естественным дисциплинам.
Ьезусловно, осталась тесная, можно сказать — «корневая», связь детской литературы этого периода с русским фольклором н древнерусской книжностью, которая прослеживалась в русской литературе на протяжении всей ее истории. Во «Введении» О.С.Октябрьская отмечает еще одно новое качество детской литературы 1920-1950-х годов — ее «тайнопись», когда под видом игрового начала и сказки автор мог спрятать в сюжет нелицеприятные и просто запретные мысли, понятны~ взрослым, Таким образом, детская литература полу чила д~оЙ~о~~ чита*еля — не ~олько реб~~ка, но и внимательного взрослого, который вы~и~ывал в ней нное, скрытое содержание, Примеры такой «тайнописи» детской литературы видны в «Золотом ключике, или Приключениях Буратино» 11935) А.Н.Толстого и в сказ~ах Е.Л.Шварца, где авторы дос~ато~~о сатирично и ир~ничн~ изобразили действительность. О,С.Октябрьская говорит о положительной роли цензуры, заставлявшей писат~лей наиболее тьцательно ~вдавать сеое самые высокие критерии художественного творчества, Возрождение мифологии, начавшееся в литературе Серебряного века, продолжилось в неомифологизаторстве детской литературы 1920-1950-х гг.; появились мифы космологического типа о рождении нового прекрасного мира; о несущих свет и добро творцах ~.= демиургах1 и героях новой эпохи; о новаторских традициях в семье и в построении общества по типу семьи, где все люди — бр~~~~; о поисках и обретен~~ прекрасного дома.
11роисходило со~дание но~~й философ~~ в доступных де*скому пониманию рамках: ставились задачи самопознания, свободы и ответственности, выбора жизненных приоритетов. Наблюдалось стремление детских писателей к «синтезу искусств», то есть к перенесению в словесное творчество приемов кинематографии, плаката, музыкальности звучания и т.п. О.С.Октябрьская обращает внимание на наличие двух больших группировок детских писателей: во-первых, профессиональных литераторов, а во-вторых, с~~циалистов из других ооластеЙ знания„пришедших в литературу с огромным жизненным опы гом и потому привнесших в нее свое понимание мироустройства. практические сведения н головокружительные Описания научных подвиГОВ, исследОВательских приключений, военнОЙ служоы, рыболовецкой работы и т.п, Диссертант ссылается на утверждение исследовательницы детской речи Н.И.Ленской о том, что в детской литературе автору-взрослому приходится прибегать к особому языку ребенка и к особенностям его мышления, которые являются рази~~~ для различны~ возрастов, чтобы создать яркий образ главного героя, понятный детям его возрастной группы.
Итак, О.С.Октябрьская предусмотрела, вероятно, все Возможные пути и закономерности формирования детской литературы середины ХХ Века и ее многочисленные отличия от взрослой беллетристики. Исследовательница ~~~а~а~а, что создавать детскую литературу и~ног~ Обра~ца1со Всей многомерностью ее структуры, с многообразием жанров, с различием литературных направлений и школ) было сушественно Слож~ее, чем продОлжать развиВать «Взрослую литературу». Многообразие исследовательских подходов, Обширная источниковедческая база исследования, широкий культурно-исторический, психологический и Официально государственный контекст и точно намеченные ориентиры изучения де Пекой литературы 1920-1950-х гг.
обусловили многомерность и скрупулезность анализа, объективность и точность выводов, а кроме того — увлекательное погружение в замечательную художественную словесность указанного исторического периода. Уже «Оглавление» показывает широту охвата, глубину и многомерность изучения детской литературы середины ХХ века: ее сложного жанрового комплекса, изменчивости во времени, влияния психолого- педагогических и идейно-политических установ~~, событийного К~н~~кс~а зпохи, наследо~ани~ фо~~~л~рн~х и древнерусских ~р~диций. О.С.Октябрьская предлагает свою систему жанров и жанровых разновидностей 1у других исследователей данной темы Возможны иные дефиниции жанров и их иерархия) и на Огромном и тщателыю выстроенном материале обосновывает собственную точку зрения. В очень содержательном «Введении» настораживает первый пункт «Актуальности исследования» 1С, 11), вызванный будто бы «необходимостью пересмотра сложившихся в отечественном литературоведении концепций развития русской детской литературы первой половины ХХ в.» 1С.
11), тем более что далее приведен объемный список новейших учебников, диссертаций и монографий по детской литературе, причем докторант считает их методологически значимыми и Внесшими Вклад В отечестВенную филологию 1С. 14-16), а в своей диссертации опирается на «теорию развития жанров русской детской литературы И.Г.Минераловой» (с.
16). 13десь и Д~~е~ курсив употреблен автором отзыва,) На наш В3Гляд, Оыло бы уместнее, если бы диссертант предложил усовершенствовать новейшие концепции, добавить собственное вбдение проблематики, обозначить новые темы и подходы к рассмотрению и решению, применить нов~т~рс~у~ методологи1О, ~айти н изучить неисследованные страницы лет~КОЙ литературы. Ообственно, имени~ зто и делает О.С,Октябрьская в своей диссертации, и ее вклад в изучение темы детской литературы периода середины ХХ века и без этого неудачного перво~о пункта яв~~~~с~ неосп~римым и чрез~~ч~Й~~ ~ы~о~и~. '1"рудно согласиться Также с последним пунктом «Актуальности исследования» (с, 11), таким, как «возрастающая роль детской литературы в образовательном и воспитательном процессах, в формировании нравственных и мирОВОззренческих констант подрастающеГО поколения», В то Время как Количес~~~ изучаемых произведен~Й ли~~ратур~ В школе неу~лонно снижалос~ за ~~с~еднюю четверть века, а в до~ашнеЙ практик~ семейное чтение вытесняется просмотром телефильмов и компьютерными играми.
Да и сам диссертант далее верно утверждает, что именно «1920- 1950-е годы — период расцвета детск~Й литературы и ее активно~о развития» 1С, 12), что было обусловлено успешной реализацией политики всеобщей грамотности. И далее, уже в 1-й главе, О.С.Октябрьская неоднократно именует 1920-1950-е годы «золотым веком» детской литературы. В аврвои анаис аусяоаия формирования аса росой с стамирусс ой детской литературы 1920-1950-х гг.» О.С.Октябрьская кратко рассматривает историю вопроса и обрисовывает обобщенный облик писателя — смелого экспериментатора со словом, фантазера и выдумщика, Од~ако ~ад~о ~~~т~~ающ~~~ В сеоя ~~~еЙш~е достижения и~у~и и раскрывающего их в увлекательной форме младшему поколению, Писатель Выступает В роли старшего бра~а, Оолее мудро~о ~е~ов~ка, но не заоывшего собственного детства и помогающего усвоить правила коллективистского общества, которые и прежде были присущи крестьянскому и рабочему сообществу.
Рассматриваются детские писательские Объединения, журналы для детей в Москве и Петрограде, появление первого специализированного издательства «Детгиз» 1'1933), возникновение дискуссий о задачах детской слнтсратурЫ, Необходи~о~~ь В Пер~~од~ОЙ лнтературЕ ддя ДЕТЕЙв РОЛЬ ведусщих д~тс~и~ ~иса~~~еЙ и партийных руководителей в ~ыр~бот~е но~~к критериев правильных художественных произведений для подростков.
Анализируются противоречивые требования, предъявляемые к новой детской литературе: с одной стороны, соединить романтику эпохи строительства НОВОГО мира со строГОЙ дидактикоЙ, указывающеЙ, какие делОвые качества необходимо выработать у будущего активного члена общества, уверенного профессионала, творца производственного процесса. Чрезвычайно содержательным оказывается описание политики государства в Области детскоЙ литературы: Создание В 1920 Г, на Оазе Грибоедовского кружка рассказчиков 11914-1919) Института детского чтения под руководством А.К.Покровской, в 1921 г, появление Государственного ученого совета «ГУС), который подвбг ученых к изучению детской литературы.
Подробно рассмотрена попытка искоренить сказку для детей, выдворить ее за пределы новой детской литературы в конце 1920-х годов, а заодно Объ~вить войну всему вымышленному, фантазийному, фантастическому как проявлениям мистицизма, Раскр~т~ противоположн~е позиции И.К.Крупской, с одной стороны, и А,В.Луначарского, М,Горького, с другой — относительно фольклорной и литературной сказки, По мнению О.С.Октябрьской, М.1 орький высказал общу~а стратегию развития детской литерату)эь~, в основу ~оторОЙ до~жны быть ~оложен~ «универсализм и энциклопедичность» (с.
42). К.И,Чуковский создал комический мир для детей» Отталкиваясь От особенностеЙ их м~р~восприяти~ и уникального словотворчества, присущих им неожиданных сопоставлений персонажей и поворотов мысли, Подробно отмечена организаторская и личная роль С.Я.Маршака в создании новой детской литературы и ее журналов для детей. Проанализирована творческая борьба писателей и литературных организаций по поводу утверждения нового художественного идеала для детей — славного защитника Отечества, творческой и созидающей личности, отдающей приоритет труду на благо общества и государства, лишенной эгоизма и корыстных интересОВ.
В то же время вызыВает недоумение тезис диссертанта: «Детская литература Включает В себя как произведения фОльклор»пь»В» так и ЗВторские» (с. 23), Вероятно„это описка, поскольку всем известно, что фольклорные ~ро~зведения более древние в с~~и~ истока~, строятся по иным законам, чем литературные (хотя и соприкасаются с ними), и бытуют в совершенно иной форме — устной, вариативной, песенной или речитативной, сопровождаемой телодви~е~ия~и и жестами, иногд~ еше и Ооиходной или с~ец~~~~но изготовленной атрибутикой, имеют приуроченность исполнения к определенному времени суток или собыг.ию, празднику или игре, ис~~~ня~тся пороЙ ~~~лек~ивно и требуют для этого специал~~ого костюма и масок и т.п, Хотя понятно, что познание ребенком художественной ~ловес~~с~и начинается с ф~л~клора (с к~лыб~л~ных ~есен, потешек, пестушек и т.п.), предлагаемого еще с кольюели мамоЙ.