Отзыв официального оппонента (авт. Чекалов К. А.) (Поэтика прозы Блеза Паскаля)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Чекалов К. А.)" внутри архива находится в следующих папках: Поэтика прозы Блеза Паскаля, doc. PDF-файл из архива "Поэтика прозы Блеза Паскаля", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Докторская диссертация КЛО, Кашлявйк посвящена прозе Блеза Паскаля, крупйейгпето представйтеля европейской культуры ХУП века — не случайно известный' фрайпузскйб лйтературовед Антуан Адей, да й йе ой одйй, счйтал возйожйий говорйгь об езпохе Паскаля». И Россйй, где с пройзведеййяйй П~ска~я позйакоййлйсь уже во второй половйне ХУП века, Паскаль-фнлософ и математйк азучен гораздо больше, чем Пасзаль- Б.Н. Тарасова й ВД. Алташййой, а также протоиерея Александра (Чйстякова). Но насколько вообше правойерйо разьятйе Паскаля предстаайтеляйй отдельйых отраслей зняййя йа разлйчйме <я ероонив7 По мйенйю Анри де Мойтерлайа ГеДйевнйкэ за 1931 год), современную французскую прозу создалй три произведения: мМемуариз Сей Сймона, кЗамопиьгсйе запйскйз 1Патобрйайа й еМислйв П~с~~~~, Тей сайьпз кайге оказывается впйсаййоб в магйстральйиб путь зволюций французской художественной прозы, стайовлейня йацйойального лнтературйого стйля, С другой сторойи, сочййеййя Паскаля предстааляют качестве зпйгрйфов к ряду свойх произведений (а ой вообше отлйчйлся нерйвйодушймм отношениям к эпиграфам), и в частности, к роману «Саламандра».
Нельзя не подаержать К.Ю. Кашлявик в ее стремлении не сводить наследие Паскаля к подобного рода йфорйстике. Концепция исследования К.Ю. Кашлявик выстроена с учетом как накопленной во Франции исследовательской традиций (Сент-БЬв, )эзье„Брюнсвик, турнер, Лафюма, Менар, Селье, Эрнст), тйк и на основе работ отечественнмх учеймх (концепция А.В.
Мйхабловй о риторической культуре и свободном слове; теорйя М.М. Бахтина касательно развития романного ммшлевия). Цель автора диссертации, как ойа сформулйрожща во В ведейий, — опйсйть «оособое состояийе словй Пйскйля» кйк изложения истории текстолопш произведении Паскаля. В первей главе диссертации «Паскалевскии текст н подходм к его исследовййшо» (с.32-69 диссертации) рйссматрйв йетса пройцесс формирования «пйскйлейс кого текста». ййструментйрий текстологйческйй инструментарии помогйет К.Ю. Кйшлявйк вмявйть формм стййовленил индивидуальной по»тики Паскаля в контексте разветвленной жанровой сйпимм ХУП века, О~~бе~ место и зтой главе отйедейо текстологйй «Ммслей», истории йх прочтения и публвкйцйй.
Открмтйя фрагментарная структура »той книги убедйтеяьно свидетельствует о принципиальной незавершенности пйскйлевского стйля. Для нллюсграцйн сложной йсторйй рукописей «Ммслей» в рецензируемой работе предстйвлейй схема йх создания и йздительското движения (с. 47-48 диссертации); в приложений приводится и качестве примера один из «пйскалевьх листов» (с. 388 днссертапйн), нллюстрйрующий метод работм писателя ийд рукописью, Важно„что для своей работм К.Ю. Кашлявик вмбирает «кайойические» нздййня Лйфюмй й Селье, й также использует злектройную версию Декота-Пруста, что позволяет нсследоватапо ие только аютиосигь форму и сод~8зжанйе фрагментов, йо й определять йх место в обшей потейпйальйой структуре «Мыслей». В исследований дйй перечень произведений, соспйьтявицих «едйнмй текст» Паскаля — 48 атрибутированйых текстов; по мнению автора, перечень представляется оправдййнмм ФШачамй йсследовййия.
Дйнньй раздел диссертации кажется тем более важньи, что некоторые нОВые пг<рнхй: Описан кру<" чтения писателя, чтО чрезвычайно важно для понимания генезиса его позтики; проанализировано значение музыкальной культуры для Паскаля; наконец, ртссмотрейа иконография Паскаля (соответствующий иллюстративный рал приводится в приложений). Избегая повтореййя уже йзвестйык сведений О жйзйй й творчестве Паскаля, исследователь ставит своей задачей увидеть единство «факта биографий» й «факта ай*ературы», п~~~~а~~ «иеразрь<вность лйчйостй й пронзведеййя, так называемое жизнетворчество» (с.
70 лиссерпщии). Автор диссертации считает нужным ввести в текст работы отдельный параграф «Паскаль и Монтань», где осмысляется зиачеййс традиций «Опытов» Монтеня для стайовления позтикй п)юзы Паскаля — иа примере анализа текста «Беседы с господином де Сваи об Эпиктете и Монтене» и монтеневского цитатного слоя «Мыслей» (с.93-110 диссертации). Удачным представляется вь<полиеиное ЕЮ, Кащлявик обращение к теме «Паскаль — переводчик Библию>," зти выкладки распщряют диапазон рассмотрения позтнкн паскаяевской прозы (с.
110-116 диссерпщйн), Становление авторского голоса прослеживается на примере «Письма господину и госпоже Перье в Клермон по случаю смертн господина Паскаля- отца, скончавщегося в Париже 24 сентября 1651» (с. 160-174 диссертации). Письмо- утещеййе, перекодящее в проповедь (жанр, вполне распространейюяй в »пеку Паскаля), иазванО <<исповедально-биографическим моментОМ» «самоотчетом-исповедью», кОгда личное «становится авторским» (с. 173 диссертации).
Особенно к<пелось бы выделить удачный и Обшнрньп1 параграф «Паскаль н музыка» (с. Иб-147 днссертацйи). Здесь показано, что музыкальность свойственна позтйке Паскаля в целОм и яааяется инструментом ДЛЯ из)'чения «способа, каким дул соединяется с телом», т.е, природы человека, его опг<щеийй, чувств, способностей и разума (с. 146-147). Третьи глава Диссертации «Дналотическал позтика В Письмах к п1юви$щиийу» (с.176-251) посвящена изучению диалогических основ по»тики Паскаля иа примере «Пнс<В< к провинциалу». Для поз*ологического разбора «Писем к провинциалу» автт<р счел несбкодймым очейь подробно проанализировать вопрзс о «Яйсеййзме» как фейомейе не только религии, но н культуры ХУП века в целом. Параграф «Пасииь лнтературщ4Ь> (с, 197-209 диссерпщнн) отсылает к художественным особенностям «Писем к провинщмлу».
Анализ различима псевдонимов Пасю<ля (А<лот ВеиолиИа~ХоиВ «е Мощ<йе' баЬ<иол <й ТЯИ«» позволя~т проследить становление авторского «я» и 3 циклосбразуклщих признаках яПнсем к провинциалу» (с. 236 диссертации), Кащдое письмо» может бмть прочитано как отдельная клава в закопченном литературном произведении. «Письма» демонстрирувзт прермвнстую непрермвность, свойственпуе худомественпому мьпллепняз Паскаля. Тот ме саммй прнйм найдйт затем свое отраиепие в еМмслях» (с. 221-237 диссертации), Как п оказ м млеет автор диссертации, ироническая интонация я Писем к провинциалу» основана на пародийном сочетании вмсокой теолотической темашки с пйсьменйОЙ худОжествеинОЙ и нехудожествейнОЙ речи„а также некоторые прндмм разтоворной речи (с.
252-253 диссертаций). Как уже отмечалось, очейь существейио, что в диссертаций К,тО. Катплявнк «Мнслй» рассмотренн не как сборник цитат и афоризмов, но как ст айова»иийсЯ текст, Где «кажимй фрж"меит Обладает йе тОлько ЯОГйческйм части в Отдельности, В качестВС мОделл разбора стнлл Паскалл В диссертаций Весьма ОсноВательно н убедительно проайалйзйроваи 1. ЗОФ б 339 фраГмент «О трбх порлдкал» (патнй параГраф четвертОЙ Главм). Даннмй фраГМСНà — Одйн йз Важнейшйк сммсловмк цейтров «Ммслей» вЂ” представллет ~обоЙ завар~Филос, четко артикулированное рвссуждеййе» Вмстроеййое по айалОГни с доказательс*ВОм теоремы Вокру»Г клвзчеВОГО ~лова «порллок».
Ортайизапйл текста фрахмей"»т» настолько стрОГВ й симметрична„что приближается к пОмни й соотносима с поэтикой библейского параллелнзма. Как справедливо указнвает КЛО. Катпллвик» фратмент «~ 1 трек порлдкак»» помимо своеГО алтрополотическОГО содержанйл» предстввллет собОЙ ннтереснейьпувз попмтку отрефлектировать собственй)то жанровукт прийвллежносп. При атом Паскаль опирается как на математические прйнцйпм, так на лйтераГурнувз й бйблейскукз традиций, В нсследоваййй жанр фраГмевта Определен как «математйческаа по»ма» (с.
316-325 диссертаций). Кстати, заметим, что бмло бм прикасается к Очень интересной и перспективной Фместнотрафйческойм методолотмй в духе Н.П. Анциферова. К соиалецню, далцал методолотця является для автора лнцп, побочной, второстепенной. ~Отметим попупю„что цитата ю Монтеня относительно «олатлнпвапцял меспюстц старанпямц сто отца л немца-учителя (с, 85) всб-таки не может литература и настоящему времени Отромнз~ н нет никакой Возможности учесть Все публикации, Но должнм же быль какйе-то йрйорнтетм! Неужели статьк Вл.А. Лукова о Паскале нз словаря «Ззрубежнме писатели» (20ОЗ) (пуйкт 133 библиографии) более ллл ~~тор~ диссертации, чем спорйаа (возможйо, й йе своболнаа кпредвзлтостнв, о которой по лрутому поводу пнтиет ~~тор йа с.
12), йо ~еськов Яркал работа вмлавщегося историка науки Александра Койре аПаскаль-ученыйэ (А1ехаткпе Коутс, Разса1 затаит У В1а(зе Разса1, Гпопппе е1 Госете. Р„М(пшт, 1956, р, 259-231)7 Предположим, КЮ, Катпллвнк сознательно минимизирует в своей бйблиотрафий количество работ, непосредстВенно не сВяззннмх с Паскалем литератором. НО В таком слу%Ф как Сбьлс нить, нзпримЩ Отсутствие сийскалшето Вмсок)зо Оценку В 7 Нет в бнблнографнн и кннгн нзвестнейшего спепналнста по французской ллтературе ХЪ'П века Роже Дкхпена «)Лвзрозгоге 11йбгепе йпз "$.ез Рив1пс1а)еа" де РаасаЬ (А)х-еп-рготеосе, 1984, 1935), которве между тем нмеет прлмое отношение к теме работи.
К тому же здесь — в числе прочего — речь идет об особенпостлх смеха у Паскэлл, что очень важно в контексте увлечения автором днссергацнн ндеями Бахтвна" наконец, существенним подспорьем дла К,Ю. Каиллвнк моглн бм стать н рассужденнк Дюгпепа о пресловутме «сальгарнзмьгхз о котормх с нронней пнсал в «Заметках на полах "Именн Рози"э Умберто Эко: «Герон Сальгари бегут по лесу, спаслась от погонн, н налетают ла корень баобаба. Тут повествователь откладывает в сторону сюжет и начинает ботаническую лекцню о баобабеа (Пер. Б. Костюкович).