Отзыв официального оппонента (авт. Алташина В. Д.) (Поэтика прозы Блеза Паскаля)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Алташина В. Д.)" внутри архива находится в следующих папках: Поэтика прозы Блеза Паскаля, doc. PDF-файл из архива "Поэтика прозы Блеза Паскаля", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Паскал~, ~динак~во зачаровывающей катерков н православнык, деистоа и атеистов, Паскаль не был радикален и оригинален, зачастую повторяя то, что было высказано прежде. На мой взгляд, шарм Паскаля именно В позтнческнх Особенностяк его творчества, В его Образном мышлении, В умении преподнестн мысль В Парадоксальной заломинающейся форме. ИменнО позтому тема днссертадионного исследования Кашляни к К.1О. предстаВляется мне крайне йродуктивнОЙ длл постижения алхимии творчества Паскаля.
Близок мие и подход к изучению проблемы рассмотреть асс йрОизведенна Паскалл В нк кудожественнОЙ нелостностн. Я убе®дена в том, что адекватно перевестн «Мысли» можно лишь учитывая знаковыЙ Трактат «О геометрическом умев, равно как и все науч~~с пройзведення ученого. Увы, пока Переводчикам сделать зто ие удалось, и мы все еще Ожидаем «русского Паскалль1 Абсолкпно вернОЙ мне представллетсл и з~дача, которую ставит перед соб~Й ученый: представить различные пронзведеннл П~с~алл как единый текст, дла чего необкоднмо апеллировать к биографии автора.
Очевидно, что длк изученнл «Мыслей» надо обратнтьса к текстологии и изучить нх архитектонику — задача не нз легких, учнтыВая Отсутствие единого текста. Согласно точному наблюдению С.С.Аверинцева„ произведение оказалось незавершенным не только нз-за смерти автора, но и по «каким-то собственным Внутренним законамв, в связи с чем необкоднмо попытаться Понять зти внутренние законны, к чему н стремится автор днссертаднонного исследования, Вьпы Веют Одобрение и положения, выносимые на защиту, как то: разножанровые паскалевскне прошведеннл нмек|т единыЙ кудомественный код н должны быть исследованы как единый «паскалевскнй текста; математический ум Па~~ел~ Ведет к музыкального ИОзтнческОго текста.
Не могу ие привести любопытный факт: В своеЙ снкгье «Явллетсл лн математика поззней7В Дзкеймс Хенл 1Нен1е сешеа. 1а (Боте) ЬЬйап~а11са Роезгу7 .1онгна1 ОГНип~ап1абс Майепибса УО1 1, Хо 1, Завмагу 2011Р. 94-1001), приведа арифметический треугольник тогда, что Это«» Б~д7чи позтом В математике, Паскаль был ма~ематиком в ПОЭЗИИ. К.Ю.Кааялвик справедливо много Интересно и Обоснованно размышллет о таком Вал«пейн«ем длл Паскалл ноивтии„как НОнлтие «норад«а» - Отваге. Этот же порлдок ~тличает и само диссертационное исследование.
Глава 1 «Паскалевскнй текст» и подходы к его исследованн«О» закладывает базу,* В ией речь идет Об истории созданил «Мыслей», главного произведениа Паскалл, Об нх нзданплх, определлетсл хорн) с «паскалевского текста», Глава хорошо пениса~а, убедительно выстроена, Однако Врал ли ~еобходимо было приводить полный перечень произведений Паскалл в тексте работы «'с. 63- 67), это можно было бы вынестн В приложение. Не совсем обоснованный представлаетсл и деление произведений на гр)чтпы (с, 67) «исхода из системы жанров, сложившейсл во фравцузской литературе Х'т'И». «.,Истема жанров во Франции ХУИ века предусматривала деление на высокие н низкие жанры, к ' Высоким„как зто корон«О НЗВестнО, Относились трагедил, ЭНОнел, ода„к низким — комедий, басил, роман.
Как 'Эта жанроваа система может быть применима к творчеству Паскалл7 Да н сами зги пать гртнп Выгллдат странно — зписголарные, на7чные, теОЛОГнчес кис, НОлемические„ лнтерат) рные, при Этом к победней грзчтпе От««ослтсл письма ~что же тогда Остаетса В первой7), «Письма к провинциал«О> - разве зто Одновременно не НОлемическое и 'геОВОгнческое произведеиие7 Почемз' к лнтературиьй4 нроизведенилм относитсл ««Беседа Об Эпиктете и Монтене», ио не «Беседа о Положении сильных мира сего» или «Мемориал»7 Пол ага«о, что продуктивнее было бы учитывать доминанту текста, *Огда гр7нп бььло.бы три: зпистоллрное наследие, науЧны~ трактатьг и фил~~офские произведенил.
Причем литературно-художественнаа составллкчцал присутствует во всех, Выраж) и свое сожаление".'Нз всех.. Произведений, Отнесенных автором диссертации к литератчриой груг«пе, В работе рассматрива«отса тол~~~ дал, правда„самые яркие и Значимые, ЙО и самые пз) чейные и нзвестнь«е «Мне теометрическом уме» - текст иебольнюй, но Яаллющийсл„на мой Ватллд, ключом к поинманню ВсеГО Паскаля.
Вторая сдана ЯПзскаль бнотрафическнй» посружает нас В нсторнколнтературный Контекст, йнакомнт с ССМСЙ~тВОМ Паскалей, крутом чтеннл, Ззтрзтнаает такие Важные Вопросы, кзк Паскаль н Монтень, Паскаль и муаыка, стзноаленне заторскоко ~олоса Думаетсл что можно было бы сократить подробную ннформадню От Отде и Об нзображенияк, предстааллющую несомненный ннтерес, но набьтточную В днссертапионном исследоаании.
Особенно мне хотелось бы Отметить параграф О муаыке — тОнкО и тОчнО Выстроенный, Классическое паскйлеаское рааделение еартй де бпеаае н еарт1т кеепентоие (Лафюма, 512) в атом фратменте днссертапии пролнлаетсл наиболее ярко и нспольауется - наиболее продуктнано." НЗЧЗВ ктеометрнческнк истин» об истории муаыкн и ее Значении В апоку Паскаля и : В ело Окружении; К,Ю,Кзпияаик тОнкО анзлианрует музыкальную состзнляющую '- В пронааедейняк Паскаля, щнроко йспольаоазнще~~ ассонзнсы и зллнтераднн, Жаль, чтО фрзГмент ЗТОГ доаольнО краток — мОжно было и В дальнейщем, прн анзлнле стнлл ~Лроаннпнзлнй» и ИМыслей» уделить больпж ВннмзннЯ ааукопнсн н рнтмнчнссп4 пзскзленскОЙ проаы, Возражение Выаывает, однако, следующее угнержденне на с 135: «8 «Мысляк Встречаются также рзаные раамеры строф». Во-пернык, рйамер н строфа — рзаные янлення, Во-Вторых, александрийский стих никак не может быть нзаазн строфой, з В-третьик„а прнаеденнык прнмерзл никакой строфичностн не наблюдается (было бы, Впрочем, странно уандеть ее В проае1) Друтое дело размер и ритм, которые можно было бы проанзлнанронзть более летильио.
Интересен и корощо Выстроен н последний пара~ раф, В котором знзлианруется письмо по случаю смерти Ощз, сочетающее алементы нспонеди н самоотчета, кзк меткО Замечает затОр днссертзпйн. Прн анализе можно было бы обратиться к характерной для паскалсаскнх кМысясйн оннотнннн между барочным мироаоззреннсм и классицистическим Выражением между растсрянностьр.~ н нотеряцностьрр чело нека бей БОГВ, Которо то так стравит бсзмол Вне бесконечных нространста, который Осоянает себя слабым трос*ником неред янном Вселенной н той онрсдеяснностьй) и уаеренность~, котору~о дает Вера В БОГВ, ~ежду образность~, нернфрастнчностыо н метафоричность~о н стройностью, ясностью н унорядоченностьи, Мне кажется, это дало бы Вояможность лучше Осознать ОрнГинальйость поэтики Паскаля.
Сожаление Вызыааст 'и тот факт„что, нрекраию понимая 'тексты Паскаля и блестяще нх анаянзнруя, К.КХКашляаик оперирует неаажным переводом Ю,гннэбурГ, ННГде нс иснрааляя неточности йереаодчнка. Это касается, йрсжде ВССГо„самоГО слона ОГОГС, нереаеденноГО как ннорядокя. Дяя русскоГО читателя нераое Значенне слОВВ НОрядок ' ксоаокупность нредметоа, стоя~них йо ряду„рядом, /..У не Вразброс, нс Враскида (сдоаарь ВДаля), но Ведь Паскаль имеет В Внлу соассм нное: йод сГО «норядком» надо Видеть раснредеяенне но кла~сам, Сосяоаням, катеГОриям - Все ятн тначення КЛО.К~~~яник и:анализирует, будучи анатоком йаскаяеВСКОГО Лексему кпорядокэ кОнечнО, можно Остаанть В переаоде, но В таком случае Она тр~буе~ ОсноаатсяьнОГО комментария.
Быть может,-оолее удаЧНО бььчо бы уйотрсбнть математический термин <порядок Вйянчннхь который, как мне кажстсЯ,' Вполне уместен' В 'тексте 'Паскаяя й бОлее точно ОЩсделяст, О чем идет речь В йсрВОЙ строке аначнзнруемоГО отрыака ЙОяяляется лексема сЬВГЙЙ, йереаеденная как йлк~боаь», ~по В корне нсясрно. 'ТСОЯОГнческое значение СЬапМ вЂ” анкйк яоптатнтс1 ей~'СГВ Р~н оо ейте~я рс ртосЬВ)й ен тан$ ф~е с~йййе де сйсн тасЬстее раГ )а и~ой <Ь 3еяоя-СЬп~1 ().атоняяе 1ех1Я), что н .