Отзыв ведущей организации (сост. Ермоленко Г. Н.) (Поэтика прозы Блеза Паскаля)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации (сост. Ермоленко Г. Н.)" внутри архива находится в следующих папках: Поэтика прозы Блеза Паскаля, doc. PDF-файл из архива "Поэтика прозы Блеза Паскаля", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
'УТВЕРЖДАЮ'научных опусов Паскаля («Фрагменты из трактата о пустоте», «Трактат оравновесии жидкостей», «Трактат о весе массы воздуха», «Трактат обарифметическом треугольнике» и др.). Еще более новым и неожиданнымоказываетсяпредложениеавторадиссертациитрактоватьназванныепроизведения как единый текст в рамках единой художественной системы.Спорный, на первый взгляд,подход находит в рамках научной концепцииК.Ю. Кашлявик убедительное обоснование.Диссертант исходит из характерного для герменевтики представления отом, что личность автора, особенности его мышления влияют не только насодержание произведений, но также на их стиль и архитектонику, определяяособенноститекстовойструктуры,чтоснаибольшейочевидностьюпроявляется в ключевых фрагментах, где в концентрированном виде заключен«алгоритм», художественная «формула» текста, которую можно рассматриватькак его свернутую модель. Данная концепция доказательно аргументируется инаглядно демонстрируется на примере отдельных произведений.В ходеанализа К.Ю.
Кашлявик доказывает, что структурные особенности научныхтекстоввлияютнаформутехпроизведений,которыетрадиционнорассматриваются как литературные («Письма к провинциалу» и «Мысли»).Включение в единый ряд научных, публицистических ифилософскихопусов и их трактовка как элементов единой художественной системыобосновывается также анализом «языка самоистолкования» Паскаля, которыйпозволяет автору диссертации сделать вывод, что в сознании философанаучныезнанияихудожественность(поэтика)сближены:от«художественности» как двойственности, неоднозначности, нелинейности,алогичности намечается путь к преодолению риторического слова» (с. 6).Поставив себе задачу изучения поэтики Паскаля, К.Ю. Кашлявик включаетвэтопонятиепреждевсегожанристиль,атакжеособенностихудожественного мышления писателя, выразившиеся в сложившихся в егосознанииструктурныхкомплексах,составившихкомпозиционное ядро основных произведений.содержательноеиАктуальность диссертации К.Ю.
Кашлявик обусловлена, таким образом,применением к исследованию классических текстов инновационных методов,соединяющих культурологический и филологический подходы к предметуизучения.Научная новизна и теоретическая значимость работы состоят вразработке новой методики исследования поэтологических особенностейтворчества Б. Паскаля на основе авторитетных литературоведческих икультурологических теорий.Для методологического обоснования своей концепции К.Ю. Кашлявикпривлекает труды видных отечественных и зарубежных исследователей,занимавшихся проблемами исторической поэтики (М.М. Бахтина, А.Ф.
Лосева,А.В. Михайлова, С.С. Аверинцева, М.Л. Гаспарова, Ж. Менара, В.Д.Алташиной, Н.Т. Пахсарьян, Г.К. Косикова и др.).Первая глава «"Паскалевский текст" и подходы к его исследованию»содержит текстологический анализ корпуса рассматриваемых произведений.Обращение к вопросам текстологии в диссертации вполне оправданно в связисо сложной историей рукописей Паскаля и по той причине, что, по мнениюК.Ю. Кашлявик, процесс создания произведений повлиял на формированиепоэтики писателя.
Особое внимание уделяется истории создания «Мыслей»,обсуждается вопрос о каноническом издании текста, подробно анализируетсяиздание Ж. Менара.Текстологический анализпозволяет автору диссертациипоставитьпроблему «паскалевского текста» как сверхтекста, включающего весь корпусрассматриваемых произведений, помогает рассмотреть наследие Паскаля как«противоречивую целостность», «нацеливает на поиск основной идеи, ядра исмысловой установки соотнесенных между собой текстов» (с. 61). В главеописывается корпус рассматриваемых текстов, дается характеристика ихжанрового состава.Во второй главе диссертации «Паскаль биографический» автор исходитиз принятого в современном литературоведении разграничения понятий авторабиографического и автора идеологического (абстрактной внутритекстовойинстанции).Обращение к биографическому методу обосновывается в диссертации, спозицийгерменевтики,важностьюписательскойиндивидуальностидлястановления поэтики.
Личность писателя и его биография рассматриваются какопределяющие мотивы творчества.Содержание главы несколько эклектично. В ней затрагиваются самыеразнообразные вопросы и рассматривается целый ряд произведений Паскаля. Впервом разделе характеризуется исторический контекст - эпоха Паскаля.Особое внимание уделяется далее таким вопросам, как отношения будущегофилософа с отцом, круг чтения, влияние на становление писателя философииЭпиктетаиМонтеня,увлечениематематикой,музыкой,становлениерелигиозных взглядов. В последнем разделе анализируются изображенияПаскаля.Особое место уделяется анализу «Письма на смерть отца», жанр которогохарактеризуется как «самоотчет-исповедь», «письмо-исповедь, переходящее впроповедь» (с. 173).
Жанр письма рассматривается как основополагающий длятворчества Паскаля.Двепоследниеглавыпосвященыглавнымхудожественнымпроизведениям Паскаля. В третьей главе «Диалогическая поэтика в "Письмахк провинциалу"» содержится подробный анализ памфлета Паскаля. Как и вдругих главах, анализ текста предваряется обширным обзором историческогоконтекста.ОписываетсяисториямонастыряПор-Рояль,деятельностьянсенистов, их участие в доктринальных спорах о благодати.
Характеризуятруды янсенистов, К.Ю. Кашлявик отказывается от устоявшихся стереотипов иразводит понятия янсенизма и Пор-Рояля. Она критикует политизированный«сфабрикованный миф» о янсенизме, показывая, что он был необходим дляутверждения доктринального каркаса абсолютной монархии» (с.182) иразъясняет связь теологических споров с «конфликтом двух школ риторики» (с.191).Подробно рассматривая историю создания «Писем к провинциалу» ихарактеризуя их жанровую природу, К.Ю.
Кашлявик обращается внимание наприсущий им диалогизм, опираясь на теорию внутритекстового диалога М.М.Бахтина, и подчеркивает их близость к таким жанрам, как меннипова сатира исократический диалог. Характеризуя стиль памфлета, автор диссертацииподчеркивает его «раблезианский дух», развивая идеи Бахтина об особенностяхстиля пародийно-смеховых жанров.Интересен анализ семантики псевдонимов Паскаля (Луи де Монтальт,Амос Деттонвиль и Соломон де Тюльти), которыми философ пользовался присоздании «Писем к провинциалу» и «Мыслей», выявивший их ассоциативнуюприроду и анаграмматическую форму.Центральное место в главе занимает анализ коммуникативной структурыпамфлета, уточняющий его диалогическую природу, и обзор тематики,выявляющийсатирическуюинтенциюавтораиорганизующийтексткомпозиционный принцип симметрии.
Персонажи «Писем» характеризуются вих двойственной функции - как субъекты действия и субъекты речи. В качествеведущегостилевогоприемарассматриваетсяирония,позволяющаяпреодолевать ограничения риторической стилевой парадигмы.Вчетвертойглаве«Поэтика"прерванноготекста"«Мыслей»анализируются особенности поэтики «незавершенности», характеризующейжанровую специфику и стиль произведения. Опус рассматривается в рамкахапологетической традиции и одновременно сопоставляется с жанровымиустановками «Опытов» Монтеня. В тексте выявляются элементы малых жанровустного общения в салонах и в то же время подчеркивается единство авторскойповествовательной стратегии.В главе подробно рассмотрена история создания «Мыслей» на основепостструктуралистского противопоставления «текста» и «произведения». Текстпредставленвпроцессестановления.Большоевниманиеуделяетсяхарактеристике техники «ядерного стиля» с привлечением текстологическогоинструментария.
В процессе анализа архитектоники «Мыслей» (литературного6и теологического аспектов) приводятся данные о частотности ключевыхлексем, проводится стилистический анализ лексики.Композиционным центром главы является анализ фрагмента «О трехпорядках» (трех измерениях мира), образно названного автором диссертации«математической поэмой», как ядерного смыслового узла и типичного образцастиляпроизведения.Впроцессеанализарассматриваютсяосновныефилософские концепты фрагмента, важнейшие композиционные принципы(аналогия, симметрия, повтор), метафора как «основной способ описаниямироустройства».Врезультатеанализаделаетсявыводоспецификехудожественного мышления Паскаля, складывающегося из «математического,философского, теологического и собственно литературного начал» (с. 307).В результате автор приходит к выводу, что «идея о трех порядках»отражает глубинную структуру мысли Паскаля», ее правомерно рассматриватькак модель организации художественного мира писателя (с.
354). В заключенииизлагаются результаты работы, делаются выводы «о динамике поэтики Паскаляот риторического слова к свободному слову» (с. 355).В целом, диссертация К.Ю. Кашлявик представляет собой масшабноеинновационное исследование, уточняющее и обновляющее методологическиеосновы изучения французской литературы и философии X V I I столетия.Достоверностьвыводовдиссертацииобеспеченапродуктивностьюиспользованных методов и репрезентативностью рассмотренного корпусатекстов.Материалыирезультатыдиссертационнойработымогутбытьиспользованы в исследованиях, посвященных истории и культуре ФранцииXVII века, в теоретических трудах и учебных пособиях по философии,литературе и эстетике XVII столетия, в вузовском преподавании общих испециальных курсов.
Диссертационное исследование будет также полезно длядальнейшегообновлениялитературоведения,методологическихосновотечественногопоскольку оно не только углубляет существующиепредставления о художественной специфике произведений Б. Паскаля, но и.