Диссертация (Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии), страница 2

PDF-файл Диссертация (Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии), страница 2 Филология (29628): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии) - PDF, страница 2 (29628) -2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии". PDF-файл из архива "Неотрадиционализм в русской литературе XX века - философско-эстетические интенции и художественные стратегии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Теория литературы. М., 2005. С. 366-367.См.: Аверьянов В.В. Традиция и динамический консерватизм. М., 2012. С. 199 – 210.5Предельным выражением неприятия культурно-исторического развития является учение Рене Генона иего последователей о «примордиальной» Традиции, верность которой предполагает радикальноеотречение едва ли не от всех культурных завоеваний Нового времени.48акцент на сознательно-ответственном участии творца в духовной «эстафете»поколений, в соборно мыслимом «общем деле» культурного созидания.Такимобразом,привычнаяоппозициятрадиционностииконтр-традиционности, устаревшая и потерявшая актуальность в одном своемаспекте (ввиду осознания неминуемой зависимости творца от достигнутогоранее), ничуть не устарела и не утратила насущной значимости в другомизмерении, а именно – в плане принципиального самоопределения субъектатворчества по отношению к культурному наследию как целому, к ее базовымосновам и к ее аксиологическому статусу.В современном литературно-критическом и литературоведческом обиходепонятия«традиция»,«традиционность»,«традиционализм»зачастуюупотребляются нестрого и в силу этого приобретают самые разные, подчаспротивоположные коннотации.

В одних случаях они могут подразумеватьсоответствиепоэтикиканонамклассического(ачаще–попростуусредненного) реализма и невосприимчивость писателя к тому расширениюстилевого диапазона искусства, которое принес с собою XX век. В другихслучаяхмогутрелигиознымозначатьценностямверностьиавторапривычным,традиционнымобщепринятымдуховно-формамихлитературной манифестации.

Иногда имеется в виду приверженностьнационально-культурной архаике, фольклорно-мифологическим истокамнародного сознания и т. п. Если добавить к этому широко распространеннуюв науке и журналистике практику отождествления традиционализма сфундаментализмом и радикальным антиисторизмом (см. об этом в §§ 1. 1 и 1.5 первой главы), то проблема теоретического прояснения и уточнения кругапонятий, связанных с концептом традиции, предстает особенно актуальной.В еще большей мере это относится к неклассическим формам бытиятрадицииикновымформамтворческоготрадиционализма,складывающимся в искусстве XX столетия.Другойаспектактуальностинашегонеобходимостью поиска убедительнойисследованияопределяетсяальтернативы вновь ивновь9возобновляющимся попыткам свести целостную картину отечественнойсловесностиXXвекакнепримиримомупротивоборствудуховно-ответственного и «свободного» подходов к творчеству.

Недостаточнаяпродуктивность подобных дихотомических моделей, на наш взгляд,обусловлена тем, что постклассическая открытость к новому, готовность кизменениям и метаморфозам априори противопоставляется здесь священнымценностям традиции. В результате искусству слова, да и всей культуре вцелом, поневоле навязывается жесткий выбор между Ответственностью иСвободой (и, как следствие, между преемственностью и индивидуальнойинициативностью творческих исканий), – ложная альтернатива, основаннаяна ошибочном убеждении, будто между охранительным нормативизмом ициничным произволом нет и не может быть никакого «срединного» пути.Стремление осмыслить базовые предпосылки и сущностные основы такого«срединного» творческого мышления, проследить конкретные формы еготворческой реализации в русской литературе стало одним из важнейшихпобудительных мотивов данного диссертационного исследования. Основнойзамысел предпринятой нами работы продиктован насущной необходимостьютеоретическипреодолетьсоблазныдихотомическихупрощенийприменительно к новейшему литературному сознанию.

В ходе исследованиянами двигало желание выявить в пространстве новейшей русскойсловесности такие «месторождения» или линии развития, которые, будучи вполной мере причастны постклассическому сознанию модерна, тем не менеене только не порывают с культурным наследием прошлого, но – напротив – сновойсилойактуализируютклассическиеуниверсалииивечныеаксиологемы.Сильнейшее инспирирующее воздействие в деле постановки и решенияпоставленнойзадачиоказалинанасработыВ.Жирмунскогоонеоклассических тенденциях в поэзии постсимволистского поколения, идеи инаблюдения С. Аверинцева о традициологических аспектах творчества Вяч.Иванова, О.

Мандельштама и О. Седаковой, труды В. Хализева о «потаенном10мыслительстве» и «китежанской» линии в словесности, философии игуманитарнойнаукеXXстолетия,исследованияМ.Эпштейна(о«метареализме»), Н. Лейдермана (о «постреализме»), О. Клинга (опостсимволизме), С. Бройтмана, И. Есаулова, О.

Седаковой, И. Роднянской иряда других ученых, предметом пристального внимания которых была задачаосмысления «срединных» явлений в новейшей литературе, тяготеющих кпродуктивномусинтезунезыблемыхаксиологемклассическоготрадиционализма и важнейших достижений русского и европейскогомодернизма.Решающую роль в деле выявления и типологического изучения такогорода явлений сыграли разработки В. Тюпы, выдвинувшего в середине 90-хгодов гипотезу о существовании в искусстве XX века особого «вектора»ментально-художественных устремлений, соединяющего в себе онтологизм иответственность классического мышления с диалогической открытостью исвободой постклассического творческого сознания6.

Для обозначения даннойлинии исканий, равно альтернативной авангарду и соцреализму, ученым былпредложен термин «неотрадиционализм». Необходимо признать, однако, чтовработахонеотрадиционализмеВ.Тюпасоздаетлишьобщийтипологический эскиз явления и не ставит перед собой задачу всестороннейегопроработкииисчерпывающейтеоретическойсистематизации.Специалисты, вслед за В. Тюпой включившие названное понятие в свойисследовательский инструментарий, в большинстве своем пользуются имлибо как вполне определенным и устоявшимся, не подвергая научнойрефлексии (Е.

Тахо-Годи, М. Хатямова, Е. Тырышкина), либо в качествесвоеобразного аналога или эквивалента таких историко-литературныхноминаций,как«русскаясемантическаяпоэтика»,«неореализм»,«метареализм», «постреализм» и т.п. (Н. Петрова, Ж. Баратынская). Вотдельных случаях термин «неотрадиционализм» трактуется слишком6Тюпа В.И. Поляризация литературного сознания // Literatura rosyjska XX wieku. Warszawa, 1992; Тюпа В.И.Четыре парадигмы художественности в литературном сознании ХХ века // Русская культура и мир.

НижнийНовгород, 1993; Тюпа В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии 20 века. Самара, 1998.11широко или включается в принципиально иные контексты и, приобретаяновые коннотации (как, например, в работах И.А. Есаулова), частично меняетсвое изначальное значение, намеченное в трудах В. Тюпы.Необходимость восполнения теоретических пробелов в осмыслениинеотрадиционализмалитературоведческого(какисторико-литературногофеноменаикакконцепта), а также необходимость прояснениясуществующих на сегодня разноречий в понимании сущности названногоявления составляют еще один, крайне важный аспект актуальности нашегодиссертационного исследования.Проблемное поле исследованияПроблематика диссертации определяется необходимостью преодолеть рядтеоретико-методологических затруднений и противоречий, обусловленныхследующими обстоятельствами:- Непродуктивность распространенных концепций литературного процесса, врамках которых идея преемственности и культурного наследования либодезавуируетсякаканахронизмиизжившийсебяквази-императив,препятствующий свободному творческому поиску, либо утверждается вкачестве безусловной ценности, но при этом мыслится в неразрывной связи сидейно-художественным консерватизмом и пассеизмом (и в том и в другомслучае неклассическое мышление и свобода эстетических исканий априорипротивопоставляются ценностям традиции);- Отсутствие надлежащей четкости в разграничении между известнымпоэтико-эстетическим значением термина «традиционализм», реализуемым вфундаментальных трудах по истории литературы и исторической поэтике (С.Аверинцев, А.В.

Михайлов, С. Бройтман, В. Хализев, В. Тюпа), и другимизначениямиэтоготермина,бытующимивгуманитарнойкультуресовременности (например, у последователей учения Р. Генона);- Существование литературоведческого термина «неотрадиционализм» в недо конца отрефлексированном и потому не вполне определенном значении.Несогласованность между различными применениями данного термина и,12как следствие, – между разными его значениями, возникающими в новыхконтекстах;- Недостаточная проясненность в вопросах о соотношении1) литературного неотрадиционализма, сложившегося в неклассическуюэпоху, и классического («рефлективного») традиционализма,2) неотрадиционализма и пост-традиционалистских линий философскоэстетической / литературной эволюции,3) концепта «неотрадиционализм» и смежных с ним или мнимотождественных ему концептов, как то: «классичность», «традиционность»,«неоклассицизм»,«традиционнаякультура»,«национально-культурнаяидентичность» и т.д.,4) концепта «неотрадиционализм» и таких теоретически идентичных емуконцептов,как«русскаясемантическаяпоэтика»,«неореализм»,«метареализм» (М.

Эпштейн), «постреализм» (Н. Лейдерман) и т.д.;- Неполная ясность в вопросе о разграничении, с одной стороны, известныхисторическихформтрадиционализма,принадлежащихдо-индивидуалистическим эпохам развития культуры (и тесно связанных савторитарно-нормативистскими, монологическими стратегиями письма), и, сдругойстороны,егосубстанциального(мета-исторического)ядра,сохраняющего свое актуальное присутствие в литературном процессе НовогоиНовейшеговремени.Недостаточнаяотчетливостьвпониманииисторических метаморфоз традиционального творческого сознания и, вчастности,егопоэтико-эстетическихтрансформацийвусловияхнеклассического времени;- Незавершенность / неполнота философско-эстетических и, в частности,эстетико-аксиологическихионтологическиххарактеристикнеотрадиционального типа творческого мышления;-Недостаточнаяопределенностьввопросеовзаимодействиивнеотрадициональном творческом сознании, с одной стороны, исконных /константных универсалий традиционализма и, с другой стороны, пост-13традиционалистских и постклассических новообразований, проявившихся всловесности XX - XXI веков;- Наличие пробелов в теоретическом осмыслении связи (корреляции) междуфилософско-эстетическими интенциями и художественными стратегияминеотрадиционализма;- Недостаточная определенность литературоведческого статуса термина«неотрадиционализм» в системе таких категорий, как «литературноенаправление/течение»,«школа»,«творческийметод»,«типхудожественного сознания», «художественная система» и т.п.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
431
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее