kollokvium_ne_bud_ko_mne_zhestok-2 (Коллоквиум), страница 4

PDF-файл kollokvium_ne_bud_ko_mne_zhestok-2 (Коллоквиум), страница 4 Этнология (21551): Ответы (шпаргалки) - 1 семестрkollokvium_ne_bud_ko_mne_zhestok-2 (Коллоквиум) - PDF, страница 4 (21551) - СтудИзба2018-11-11СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Коллоквиум", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "этнология" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "контрольные работы и аттестации", в предмете "этнология" в общих файлах.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

В28 странах ислам является государственной или официальной религией. Большинствомусульман (85-90 %) составляют сунниты, остальные — шииты, ибадиты. Проповедникислама — пророк Мухаммед (571—632). Священная книга — Коран. Второй важнейшийисточник исламского вероучения и права — Сунна, представляющая совокупностьпреданий (хадис) об изречениях и деяниях пророка Мухаммеда. Язык богослужения —арабский.Северная Африка, Западная и Центральная АзияБуддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи),возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии.

Сами последователи этого ученияназывали его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин«буддизм» был создан европейцами в XIX веке. На 2010 год численность буддистовоценивалась в 450—500 миллионов человек. Распространен в Восточной Азии, особенно, вЮго-Восточной. В РФ распространен в Туве, Бурятии, Калмыкии.Хозяйственно-культурные типы (на примере индейцевАмерики)Хозяйственно-культурные типы – исторически сложившиеся комплексы хозяйства икультуры у народов, приблизительно равного уровня развития и живущих в сходныхусловиях. (По М.Г. Левину и Н.Н. Чебоксарову).Признаки: характер, облик и уровень развития хозяйства и хоз.

деятельности людей. ХКТхарактеризует хозяйственно-производительную, технологическую сторону пр-ва, а так жеего конкретное этнокультурное выражение, этнологический облик всей общественнойсистемы в целом и социально-экономических укладов в частности.Первичная, первобытно-общинная эпоха:– присваивающее хозяйство– примитивно-производящее хозяйствоКо вторичной эпохе относится интенсивно-производящий этап развития хозяйства.Этапы развития хозяйства:1) Присваивающий ХКТ:– бродячая охота и собирательство тропиков– специализированная охота и собирательство тропиков– прибрежное рыболовство и собирательство– охота, рыболовство, собирательство умеренного пояса+– пешая таёжная охота– арктическая охота на морского зверя– оленная охота– охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства2) Ранний производящий ХКТ:– ручное земледелие тропиков– комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков– земледелие и животноводство умеренного пояса– оленеводство тайги и тундры3) Развитый производящий (экстенсивный) ХКТ:– пастушеское скотоводство и земледелие– кочевые и полукочевое скотоводство номадов– традиционное земледелие и животноводство предгосударств AFR– земледелие и животноводство лесной зоны EUR4) Производящий (интенсивный) ХКТ:– плужное и ручное земледелие древних цивилизаций (в т.ч.

рабовладельческих:Др. GRE и ДР. Рима).– плужное земледелие средней полосы– средневековый ремесленно-торговый городскойХКТ индейцев АмерикиПоскольку этнологическое исследование жизни американских индейцев началосьсравнительно поздно – на рубеже XIX-XX вв., установить, что там было до приходаевропейцев очень сложно. Ко времени начала их изучения, индейцы окончательнопревратились в лубочный образ, в эссенцию индейского образа жизни, как егопредставляли себе американцы.Принято классифицировать до-европейские народы Америки именно по ХКТ, так какэто по языкам сделать это просто невозможно; сравнивая ХКТ, кроме того, можно условносравнить разные общности по уровню развития. Итак:1.

Охотники и рыболовы - Эскимосы и индейцы севера(побережье С. Америки от Аляскидо побережья Гренландии, лесные районы).Охота. На тюленей и моржей, круглогодично (с лодок или через лунки). Мясо – в пищу,шкура – на обувь и лодки, кости – на орудия, жир – в пищу и для освещения/отопления.Охота на оленя, медведя, пушного зверя, мускусного быка, водоплавающую птицу –только летом.

Летом же ловили и заготавливали рыбу, собирали ягоды.Орудия. Гарпун (копье с отделяющейся головкой, ремнем, воздушным пузырем); лодки –мужские одноместные (каяк с противоводным фартуком) и женские многоместные (длятранспортировки добычи; деревянный каркас, кожаная обшивка). Для сухопутной охоты ирыбной ловли: копье, лук, стрелы, силки и ловушки. Зимой – лыжи-ракетки. Собачьиупряжки.Жилища. Летом – чум (деревянный конический каркас, обшивка кожаная) для маленькойгруппы людей.

Зимой – на побережье в землянках, в иглах. Одежда. Из меха оленя –меховая рубаха с капюшоном, штаны, меховые мокасины с подвязками к поясу,рукавицы. Зимой – 2 комплекта одежды. Для женщин – то же, но штаны и рубахасшиваются вместе.Пища. Мясо, жир, рыба, ягоды, коренья, растения.Социум. Общины и более широкие, но менее жесткие объединения. На С-З сложилосьобщество со значительным соц. расслоением (!).Религия. Анимизм (вера в «хозяйку моря»).

Шаманизм и тотемизм.2. Земледельческие народы (комплексное хозяйство) – Аппалачи, могикане, сиу, навахи,индейцы майя, ацтеки и инки.Хоз-во огородного типа. Подсечно-огневое. Кочевое. Главная культура – маис (5000 дон.э., из центра Америки на север и юг). Также – клубневые, помидоры, фасоль,тыква. Ацтеки и инкивыращивали перец, какао, авокадо, табак и хлопок. Очень слабоеразвитие животноводства (ламы) – из-за огородного типа земледелия. На Амазонке впищу употребляли водяную лилию Виктория регия и дикий рис.Орудия. Мотыги, палки-копалки. Появляются топоры, молоты,ножи.

Ацтеки и инки обрабатывают камень, создают мозаики, обрабатывают Cu, Ag, Au. Уних же была развита торговля.Жилища. Большие дома со стенами из древесной коры или меньших размеров постройкис заполнением стен глиной. Южнее – пуэбло – сооружения из камня или сырцовогокирпича со множеством помещений. У инков были жилища из камня – без окон имебели.Одежда. ♂ – кожаный фартук, набедренная повязка из травы, ♀ – накидка до колен,юбка.

У ацтеков практиковалось ношение украшений. У ♂ инков – туника и плащ, у ♀ –широкие пояса и плащи с застежками.Социум. Филиация – по женской линии. Материнская родовая община у ирокезов– овачира. Племенной совет. У ацтеков – кальпулли– общинные подразделения =кварталы. Целью войны для ацтеков был захват пленных – для жертвоприношений.У инков – айлью – соседская община.Религия.

Культ предков, тотемы, духи, культ солнца и обряды вызывания дождя. Укаждого человека свой дух-покровитель. Ацтеки верили в загробную жизнь: хорошую илиплохую.Охота была главным каналом проникновения в культуру индейцевчастнособственнических отношений. С I тыс. до н.э. появляются первыегорода: Теотиуакан майя, Чиму Чан-Чан в Андах, в XIV в. н.э.– Теночтитлан ацтеков, Куско инков.У майя и ацтеков была оригинальная письменность, у инков – кипу – узелковоеписьмо.

Есть свидетельства о наличии связей между отдельными центрами культурАмерики.Историко-этнографические областиПод историко-этнографическими областями (ИЭО) отечественные исследователипонимают регионы, в которых из-за длительного обитания на одной и той же территории,вследствие взаимных влияний, схожести исторических судеб возникла определеннаякультурная общность между населяющими их различными народами. Примерамимогут служить группы народов Урало-Поволжья или Северной Африки.

Такого родаобщность — понятие историческое и территориальное. Ни характерные черты, ниграницы этих областей не остаются неизменными, но в каждый исторический период онисоставляют некую этнографическую реальность. Признаки, позволяющие выделитьисторико-этнографические области, разнообразны и зависят от конкретных местныхусловий. Это, главным образом, некоторые общие хозяйственные и культурно-бытовыечерты, которые не слагаются, однако, в общий хозяйственно-культурный тип или вэтническое единство, а являются следствием длительных и тесных исторических(экономических, культурных, языковых и др.) связей между народами одной историкоэтнографической области.Примерами ИЭО могут служить государства юго-восточной Прибалтики, где у этническиразнородного населения имеются сходные культурно-бытовые черты; север Азии, где былораспространено упряжное оленеводство с пастушеской собакой и определенные видыматериальной культуры; Средняя Азия с ее древним комплексом ирригационногоземледелия и кочевого скотоводства.Внутри крупных ИЭО могут быть выделены более дробные подобласти, отличающиесяболее тесной культурной общностью.Однако не во всех случаях существует возможность достаточно определенновыделить ту или иную историко-этнографическую общность и точно очертить ееграницы.

Не исключено, что по одним культурно-бытовым признакам народ может бытьотнесен к одной области, а по другим — к иной. Отсутствие четких критериев привыделенииисторико-этнографическихобластейограничиваетвозможностииспользования этого вида классификации народов. Вместе с тем ИЭО могут объединятьтакие группы этносов, которые сближаются не по происхождению, а по принципуисторического взаимодействия.Классификационные приемы могут быть использованы и по отношению к другим сторонамкультуры: отдельным видам и сторонам материальной и духовной культуры, уровнюразделения труда, формам семьи и семейных отношений.Проблемное поле прикладнойСведения о соседних народах всегда использовались в межэтнических общениях.Но именно в 20-30-е годы ХХ века структурно-функционалистским направлениемэтнологии было заявлено о непосредственной и обязательной практическойнаправленности в этнологии (Малиновский – для управления колониями).Однако возможно ли управление столь сложными явлениями, как этническимипроцессами? Может ли общество или государство влиять или управлять даннымипроцессами?Ответ – может.

Однако в отличие от иных сфер социальной жизни (экономика, политика),для управления этническими процессами не существует специального аппарата.Самое главное в управлении этническими процессами – не идти на поводу услучайностей, а применять конкретные научные данные, накопленные этнологией, чтокак минимум защитит от опрометчивых и пагубных ошибок. Оптимизация в рамкахзакономерности.Вот почему так важно сотрудничество с экспертами-этнологами. Однако и тогданеобходимо учитывать как предвзятость ученого, так и ученому необходимо не идти наповоду у государства/общества в случае постановки шовинистских и прочих подобныхцелей.Также важны методы переговоров, сотрудничества государства с различнымиобщественными и религиозными организациями, грамотное использованиепропагандистских приемов.В целом поле прикладной этнологии весьма обширно:•Деятельность по преодолению межэтнических конфликтов и их предупреждение•Участие в экспертизе хозяйственных, культурных, экономических и прочихпроектов (для выяснения реакции со стороны этносов)•Распространение этнологического образования•И т.д.Для принятия решений также важно знать и понимать не только этническое самосознаниеконкретного этноса, но и его стратификацию и желания отдельных слоев населения, ведьна один и тот же вопрос разные слои могут ответить по-разному.Также весьма важны проблемы:▪Влияния исследователя на исследуемую среду («не чистое» исследование)▪Проблема межкультурной коммуникации (европейцу тяжело понять восточногочеловека или аборигена)▪Проблема интерпретации источников (возможность множества трактовок)Источники для проведения этнологических исследованийЭтнологический источник – всякое явление, которое может быть использовано дляизвлечения сведений об этнических объектах.На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей инатуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит).

Эти источники создавались как служебные записи,либо как самостоятельные произведения. В них – иногда ценная информация обисчезнувших народах. Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подходк сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаютсясведения многих, в том числе естественных, наук (большей частью – прикладных), такихкак ботаника, медицина, биология и др.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5166
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее