kollokvium_ne_bud_ko_mne_zhestok-2 (Коллоквиум), страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "Коллоквиум", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "этнология" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "контрольные работы и аттестации", в предмете "этнология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
( Преображенский, Куфтин, Бунак и т.д.)Единственным ограничением было марксистское учение, которое, впрочем, активноиспользовалось лишь в терминологии.Сформировалась структура отечественной этнологии: со стороны государства –Центральное Этнографическое бюро при наркомате по делам национальностей, КомитетСевера; со стороны исследователей и ученых – учреждения Академии наук, ГАИМК,различные музеи, кафедры в Московском и Ленинградском университетах.Налаживается система этнографического образования:• Отделение географического факультета ЛГУ (Штернберг)• В МГУ – кафедра физической антропологии с этнографическим циклом нафизико-математическом факультете (1919) (Буняк, Куфтин). Подготовилатаких мэтров как Толстов, Чебоксаров.В 1922 году перенос подготовки этнографов на факультет общественныхнаук, преобразованный в 1925 году в этнологический факультет.(Преображенский)Однако в 30-е ситуация изменилась: молодое поколение этнологов с недостаточнойподготовкой, воспитанное на «единственно верном методе», пришло к выводу онеобходимости формирования новой проблематики, терминов и т.д.
Однако однобокостьвзглядов и недостаточная подготовка не дали плодотворной дискуссии: зазвучалиполитические аргументы и пустые споры.К тому же дискуссия сузила предмет этнологии к фактически истории первобытногообщества.Многие этнографы были репрессированы.Однако уже в 30-е началось постепенное восстановление науки:• Основание Института антропологии и этнографии (1933)• Основание кафедры этнографии на истфаке МГУ (1939) (Толстов)• Активные исследования Толстова (древний Хорезм), Токарева (народы Сибири),Косвена (популяризация этнологических трудов Энгельса, Моргана) и др.50-е – 80-е:После ВОВ практическая и теоретическая работа в этнологии существенноактивизировалась. Основу исследований составили АН СССР и ее филиалы. Появилисьзначимые труды отечественных этнологов («Нганасаны» Попова, «Кубачинцы и ихкультура» Шиллинга и др.)В 60-е была восстановлена и даже увеличена широта исследований 30-х: исследовалисьХКТ, социальные стороны жизни (род, племя и т.д.), материальная культура, семейныеотношения.
В меньшей степени – этногенез, этническую историю.Свидетельством развития отечественной этнологии стали основополагающие трудыТокарева («Народы мира» редактор, «Этнография народов СССР»), труды Толстова,Чебоксарова (концепция ХКТ и историко-этнографических областей).Также сложилось направление, концентрировавшееся на этносе и его свойствах: Гумилев,Бромлей и др. (смотри теории этноса).Номадаология МарковаУлучшилась подготовка студентов-этнологов (теория этноса, методология этнографии идр.): кадры для республик, зарубежные студенты.В целом для периода характерно динамичное развитие этнологии при поддержкегосударства в обмен на политическую лояльность.90-е и современность:Открытие возможностей для критики строя и государства в 80-х – начале 90-х сталоначалом упадка науки: отход от познавательных принципов, углубление в политику,сверхрелятивизм.Обесценивание науки для государства, прекращение финансирования науки, и какследствие поиск путей продажи знания, а не путей его получения.В настоящее время лидерами в этнологии являются институт этнологии при РАН, кафедрыЛГУ и МГУ.Однако, не смотря на пагубное влияние 90-х, продолжается развитие этнологии какнаучной дисциплины, особенно в сфере преподавания.Эволюционистское направление в этнологии и еговиднейшие представителиСуть концепции: культурные и этнические явления, подобно биологическим видам,проходят обязательные для всех этапы исторической эволюции.
При этом не учитываетсяроль межэтнических связей и взаимодействий.Англия:Э.Б.Тайлор:• развитие человечества и его институтов в виде эволюционных рядов (дикость,варварство, цивилизация).• Анимизм: вера в духов и душу, как источник религии• Первые методы этнологического анализа: сравнительно-эволюционный(сравнение по выше названным стадиям), метод пережитков (следы отжившихявлений в современности), метод статистического анализаТакже множество ученых: н/п Д.Д. Фрэзер «Фольклор в Ветхом Завете»США:Л.Г.Морган: специализировался на американских индейцах ирокезах• Учение о роде• Использование анкетирования• Полевые экспедицииУчение Моргана оказало значительное влияние на этнологов Западной Европы и России.Германия:Адольф Бастиан:Собственная концепция: Мышление подчинено биологическим процессам.
У каждогонарода – набор элементарных идей, которые составляют на более высоком уровненародные идеи, которые под внутренним и внешним влиянием эволюционируют, а вместес ними и народ.Также был организатором различных этнологических обществ, собрал большой объемэтнографических данных, основал метод этнографического картографирования.Также: Теодор Вайц (теория развития) и др., И.Я.Бахофен (закономерность развитиясемейно-брачных отношений, «эпоха матриархата»), Г.Шурц («Тайные мужские союзы»)Прочие страны:Л.
Файсон и А.Хауитт (Австралия) – Начала австраловедения.Арнольд ван Геннеп (Франция) – «Обряды перехода»: универсальная модель ритуальныхпроцессов, связанная с социальным статусом.Диффузионизм и его главные представителиСуть концепции: Развитие культуры и человеческих институтов за счет заимствований иобмена. Значительное влияние географии и климата на развитие.Германия:Ф.Ратцель: Антропогеография (связь культуры с природной средой )Л.Фробениус: Крупнейший специалист по Африке нач. 20 века• Культурная морфология• Культурные кругиФ.Гребнер: Культурные круги: все культуры уникальны, нет закономерностей.В результате заимствований – новая культура.В.Шмидт: Миссионер, доказывал исходность монотеизма и моногамности в истории.Культурно-историческое учениеАнглия:Эллиот-Смит и Д.
Перри: сверхдиффузионизм (все заимствовано от Древнего Египта,панъегиптизм)Другие страны:Питер Бак (Те Ранга Хироа) (из маори) «Викинги солнечного восхода» : реконструкцияпутей переселения полинезийцев на острова из гипотетической прародины в АзииСтруктурно-функционалистское направление в этнологии иего главные представителиСуть концепции:1) Непосредственное изучение культуры и жизни народа, обязательное знаниеязыка2) Принцип холизма: надо рассматривать всю культуру как целостность3) Объяснение функции каждого института и каждого социального явления4) Цель этнологического исследования – открытие общих закономерностей вфункционировании и строении общества и культурыТакже увеличение внимания к практической части этнологииАнглия:Р.Рэдклифф-Браун, Малиновский: изучали островитян Океании. Заложили основы учения(изложено выше)США:Ф.Боас: Историческое направление: сходные выводыОсобое внимание к языку и выездным исследованиямГермания:Турнвальд: этносоциология, функциональная социология, понятие аккультурации.Этнографическая деятельность Н.Н.Миклухо-МаклаяН.
Н. Миклухо-Маклай (1846 – 1888)1.1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Его именем назван С-В берег НовойГвинеи. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. ЗападнаяМикронезия. Плавал с торговыми судами.2.1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.3.1879-1881 – Австралия. Меланезия.4.За это время был несколько раз в Европе и России. Не прекращал планироватьновые экспедиции и писать статьи, отчеты, доклады.5.Метод. Комплексный подход. Позитивизм. Собирал наблюдения на самыеразные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показанийтуземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные иоригинальные решения. Все пробовал на себе. Главная особенность методаМаклая – взгляд изнутри.
Хотя даже при этом методе нельзя исключить влиянияисследователя на исследуемую среду.6.Цель – развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – нафоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – ненизшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию.7.С этим связана утопия Маклая – Папуасский союз, который он попытался создатьпод своим руководством с целью сплотить папуасов перед неизбежнымевропейским вторжением, законсервировать этнос.
Ненаучный шаг: пыталсяпредотвратить межплеменные конфликты. Вообще прославился как борец заправа папуасов перед лицом колонизаторов. Иногда специально публиковал своидоклады с опозданием, чтобы они не могли принести колонизаторам пользы.8.Оказалось, что контакт с европейцами для папуасов всегда гибелен.
Нарушаетсяпервородный баланс. Эксплуатация. Неравноценный обмен. Рабство.Истребление. Падение нравов.9.Во время второй экспедиции Маклай оказался в вынужденной изоляции, без еды,патронов, спичек, сахара, медикаментов Но – не терял хорошего настроения,полностью окунулся в объект своего изучения, «взглянул изнутри»..