kollokvium_ne_bud_ko_mne_zhestok-2 (Коллоквиум), страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Коллоквиум", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "этнология" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "контрольные работы и аттестации", в предмете "этнология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
(комплексный подход Д.Н. Анучина).Важная часть этнологического источниковедения – критика источника. Главная ее цель –определить, содержит ли источник этнологическую информацию, и если да, то как ееможно использовать. Необходимо устанавливать автора (при наличии), выяснять характеристочника: профессиональное исследование или любительские заметки.
При правильнойкритике вы сможете получить максимум сведений и в придачу избежите ненужныхошибок.Основные группы источников:1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа2) Мемораты – отражения тех или иных сторон этнического объекта3) Классические письменные нарративные источники4) Полевой материал (сведения собираемые этнографией)1.Письменные источники. Самые ценные.
Клинопись, папирусы, летописи,хроники, служебные документы. С распространением письменности число изначение таких источников растет.2.Изобразительные материалы. Фрески, рисунки, барельефы, мелкая пластика,орнаменты и т.д. Ценность таких источников в том, что они существовали тогда,когда письменностью ещё не было.3.Документальные источники. Фотографии, материалы, собранные в ходеспециальных экспедиций, карты и чертежи.4.Музейные собрания.
Женские головные уборы – очень характерная черта любогоэтноса. Также – костюмы, муз. инструменты и проч.5.Фольклор. Танцы, народная музыка, песни, загадки и др. Особенноинформативны обряды (свадьба, похороны).6.Лингвистика. Язык, его развитие. Родство языков обычно означает родствонародов, но иногда, в силу исторических причин, такие народы могут различатьсяпо хозяйству и культуре => привлекать другие источники. Бывают и билингвальныеэтносы.7.Антропология. Дает важные сведения об этногенезе. По антропологическимданным устанавливается принадлежность к одной из рас.Полевые исследования – один из важнейших этнологических источников.
Он считаетсяодним из наиболее ценных, т.к. исследователь в силах его усовершенствовать, в то времякак прочие являются в основном завершенными. Также данный источник важен, т.к.поставляет наиболее передовые и актуальные сведения.История отечественной этнологии: XIX – начало XXИстория отечественной этнологии есть неотъемлемая и органичная часть историиразвития всемирной этнологии.До сер. 19 века:Традиционно начало отечественной этнологии ведут с первых десятилетий 18 века.Петровские реформы заложили прочную основу для исследования территории России.В это время этнология еще не выделилась в отдельную дисциплину, но к ее предмету –этносам, их отношениям и наполнению – возникает четкий интерес.
Идет накоплениепервичной эмпирической базы знаний: «Описание земли Камчатской» Крашенникова,«Описание всех в Российском государстве обитающих народов» Иогана-Готлиба Георги ит.д. В первой половине 19 века осуществляются масштабные кругосветные экспедицииКрузенштерна и Лисянского (сведения о гавайцах).Сер.
19 – начало 20 века:Оформлению этнологии как отдельной науки содействовал патриотический подъем 1812года, ставший толчком для дальнейшего роста русского национального самосознания. Вцентре внимания оказались проблемы нации и «народности», активно обсуждавшиеся вобществе тех лет (славянофилы и западники, Чаадаев).Оформление организации этнологии происходит в 40-е годы.Первым его звеном стало Императорское Русское Географическое Общество (ИРГО), принем в 1845 возникает отделение этнографии. ИРГО впервые начинает систематическираспространять этнографические знания.Особый период в истории этнографического отделения ИРГО составляет период, когда имруководил Н.И.
Надеждин (редактор «Телескопа», который был сослан за публикациюодного из философических писем Чаадаева).Под его руководством совершается самая крупная этнографическая акция середины 19века: был составлен вопросник для сбора этнографических данных и в объеме 7 тыс. штукбыл распространен по всей России. Полученные результаты публиковались:«Этнографический сборник».В середине 19 века деятельность ИРГО стала дополняться исследованиями москвичей.При МГУ появилось Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии( ОЛЕАЭ).
Его создание стало возможным из-за университетского устава 1863 года. ( Ибоего создали последовательные дарвинисты зоолог и антрополог А.П.Богданов и геологГ.Е.Щуровский, а дарвинизм не любили — больше я не понимаю, к чему здесь Уставприписан)). Целью об-ва был не только сбор научных данных, но и популяризация науки.В 1867 году ОЛЕАЭ сделало в Москве первую этнографическую выставку.
В структуреОЛЕАЭ был создан отдел этнографии во главе с профессором-славистом Н.А.Поповым.ТеорияК сер. 19 века относятся и первые попытки теоретического обоснования этнографии какособой науки: формирование ее предмета, определение места в системе наук, разработкаприемов исследования. Одним из первых предмет и задачи этнографии определитьпопытался тот же Надеждин. Призывая к исследованию как жителей окраин РИ, так и«народности русской», он утверждал, что в этнографию входят:1) изучение «народного», «живого» языка (« лингвистическая этнография»)2) изучение «телесной» стороны человеческой природы («физическая этнография»)3) изучение народного быта ( «психическая этнография»).Он считал, что задачей этн. критики является выделение «наносных» (заимствованных) исамобытных черт — эта формулировка зарождающегося сравнительно-историческогоподхода в этнографии.Единомышленник Надеждина К.Д. Кавелин еще до Э.Тайлора с его « теориейпережитков» говорил об обычаях, которые являются остатками каких-то важныхисторических явлений, утративших позже свой смысл.Эволюционизм в отечественной этнологии и этнологическое образованиеВзгляды Кавелина и Надеждина были новаторскими для своего времени и содействовалипостепенно формирующемуся научному течению — эволюционизму.
Эти ученыепредлагали всестороннее изучение многих народов, в отличие от своих русскихсовременников, в основном собиравших устное и письменное народное творчество.В 60-70 - е годы с «Происхождением видов» Дарвина значительно расширилсятеоретический арсенал этнологии. Идеи научного познания действительности и прогрессасоставили характерные черты эволюционизма в этнографии. Эволюционизм в Россиидвигался вместе с марксизмом, который влиял и на этнографов (Зибер, Ковалевский).Отчетливо оформились два типа научных стратегий, которые можно рассмотреть напримере Н.Н.Миклухо-Маклая ( полевые исследования ) и Д.Н.Анучин ( «кабинетный»ученый).
(Миклуху-Маклая — см. последний вопрос.).Анучин сближал этнографию скорее с антропологией, которую трактовал широко «естественная история человека». И рассматривал ее как союз трех равноправных ( а несоподчиненных) дисциплин: физической антропологии, доисторической археологии иэтнографии. Однако он выделил этнографию как самостоятельную учебную дисциплину ипо его инициативе в 1884 году в МГУ была создана кафедра географии и этнографии,правда при главенстве географии ( не окончилась еще дифференциация наук и местоэтнографии в системе наук еще до конца не определилось). В 1889 году кафедру перевелина физико-математический факультет.Существовал и отличный от Анучина взгляд на этнографию. Еще Кавелин, Грановский,Ковалевский и Н.В.Калачов включали этнографию в свои гуманитарные курсы.
Общимметодологическим основанием этого взгляда было принципиальное разграничениепредметов физической антропологии и этнографии: первая-наука «преимущественноестественноисторическая», а вторая — как дисциплина «преимущественнообщественная».На историко-филологическом ф-те также сохранялось преподавание этнографии, хотялекционные курсы и были факультативными. В качестве учебника по этнографиииспользовались такие лекции Николая Николая Харузина.Состояние отечественной этнологии в начале 20 века: работы, концепции, новые идеиК началу 20-го века этнографические исследования в России носили преимущественноэмпирический характер, хотя создавались и существенные теоретический труды ( МаксимМаксимович Ковалевский: «Закон и обычай на Кавказе» и т.
д.) Эволюционизм продолжалпреобладать, хотя были и работы в духе историзма.Некоторые этнологи к началу 20-го века уже понимали ограниченность эволюционизма икритиковали его за это ( А.Н.Максимов — крупный полевой исследователь, например).Вячеслав Николаевич Тенишев со своим «Этнографическим бюро» развивали идеи, позженазванные функционализмом. Бюро выпустило два типа программ-вопросников длясбора сведений о крестьянах Центральной России. Удалось быстро собрать многоматериала. Тенишев изложил свои идеи функционалистского типа в книге «Деятельностьчеловека».
Это показывает, что наша этнография и Европейская имели общие научнотеоретические тенденции.Специально стоит упомянуть ученого из ИРГО Н.М.Могилянского. Он считал, чтонеобходимо центром внимания этнологии сделать не вопросы культуры, как было тогда вЕвропе и в России, а проблему установления «этнических групп, рас, народов какэтнических индивидуумов» - считал, что этнос есть подлинная база научной этнографии ипозволит сохранять ее в качестве науки в будущем. Это была идея, опередившая своевремя.В 1916 году в Отделении этнографии ИРГО состоялась бурная теоретическая дискуссия опредмете, задачах и месте этнографии в ряду наук.Таким образом, этнологи уже всерьез задумывались над обновлением методологическогои теоретического основания этнологии.История отечественной этнологии: XX – начало XXI века20-е – 40-е:С приходом к власти большевиков статус этнологии значительно возрос.
Характервзаимоотношений с властью можно назвать обоюдовыгодным сотрудничеством: каквласть нуждалась в этнологах, так и последние в поддержке со стороны власти.Модернизация страны, развитие образования и т.д. в том числе для «отсталых народов»требовали активного использования этнологического знания.Двадцатые годы стали расцветом для этнологии: теоретико-методологическая часть,этнологическое образование, структурная часть – все эти компоненты активноразвивались.Ученые старой школы получили возможность выбрать практически любое направлениеисследований, с чем связано распространение идей функционализма, антропологическойгеографии Ратцеля, диффузионизма и т.д.