kollokvium_ne_bud_ko_mne_zhestok-2 (Коллоквиум)
Описание файла
PDF-файл из архива "Коллоквиум", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "этнология" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "контрольные работы и аттестации", в предмете "этнология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Предмет этнологииЭтнология – это наука, специализирующаяся на изучении и описании народов. В западныхстранах она называется несколько иначе: в США культурной антропологией, а в Великобританиисоциальной антропологией. Однако их цели довольно близки (исходя из объяснения названийданных дисциплин): изучение культуры и общества человека, чем во многом занимается иэтнология.Разница же между этнологией и этнографией заключается в том, что последняя более полевая ипрактическая дисциплина, в то время как первая более описательная и академическая и вомногом использует наработки последней.Существует множество различных подходов для классификации стран: по уровню развития, поразмерам и т.д.Ключевым для этнологии является национальный критерий т.е. классификация стран поэтническому составу их населения.
Тут выделяют два типа стран: моноэтничные (Исландия,Албания) и полиэтничные (РФ, США и т.д.). К последним относится подавляющее большинствогосударств. Соответственно именно в этих странах имеется повышенный интерес к изучениюотдельных народов и их взаимодействий. Как результат такого интереса появляется этнология.В результате длительного технической, биологической и социальной эволюции человечествосумело выйти за пределы привычной биосферы на более высокий уровень организации –ноосферу.Ноосфера – это сфера человеческого научного и технического разума, которая уже выходит запределы биосферы и характеризуется огромным влиянием на мировые процессы, сопоставимымс влиянием геологических процессов.
(Вернадский В.И., Тейяр П.)Именно социальные процессы являются главным двигателем развития для ноосферы, однако эторазвитие неоднородно и зависит от региона и конкретных социально-групповых процессов. Поведущей роли социальных процессов в развитии ноосферы мы можем назвать еесоциосферой/этносферой, структурными элементами которой являются этносы.Именно этносы и их развитие и взаимодействия есть основной предмет изучения этнологии.Существует множество подходов к пониманию природы и характера этноса:••••Созданы БогомТеория «народного духа», руководящего действиями этносаЭтническое самосознание т.е.
сознание своей причастности к какой либо социальнойобщностиНе существует в принципе т.е. этносы являются лишь конструктом для науки и вреальности не существуютВ отечественной этнологии этносы и их развитие и взаимодействия это объективная реальность.Концепции этноса:1. Пассионарная (Гумилев Л.Н.)Этнос – сложившаяся естественно (т.е. биологическим и географическим путем) общностьлюдей, развивающаяся благодаря пассионариям (т.е.
особо энергичные люди).Этнос имеет четкие стадии развития, расцвета и гибели (цикл – 1500 лет.Этносы могут образовывать более высокие стадии – суперэтносы.Недостатки теории в том, что она практически игнорирует роль социальных процессов вразвитии этносов, подменяя их на природные причины либо на активность отдельных«лидеров».2. Дуалистическая концепция (Бромлей Ю.
В.)Этнос включает в себя две категории характеристик: этнические (язык, культура, обряды,этническое самосознание (н.п. этноним этноса)) и неэтнические, включающие в себя условияформирования этноса (географическое положение, климат, экономика, государственно-правоваясфера и т.д.)Соответственно в первом случае этнос называется этникосом (только этнические стороны), а вовтором – этносоциальным организмом (ЭСО).Пример – все русские в мире – этникос, а проживающие в РФ – ЭСО.Недостатки концепции в некоторой оторванности от реальности, ведь отдельные диаспоры этносамогут эволюционировать в более менее отдельные этносы (канадские французы).
ЭСО жезачастую существует только в рамках национальных государств и не является правилом для всехэтносов.3. Информационная (Чебоксаров Н.Н.)Основа – мысль о том, что в каждом социальном образовании – циркулируют потокиинформации. Логично, что по мере эволюции и усложнения этноса, плотность потоков возрастает.Следовательно надо воспринимать этносы именно с такой точки зрения.Недостаток в том, что информация об этносе заключена не только в направленных сообщениях(устная речь, письмо, радио, телевизор и т.д.), но и во всей его культуре (одежда, архитектура,обычаи и т.д.)4. Системно-статистическаяЭтнос – это исторически возникшая и эволюционирующая сложная самовоспроизводящаясяи саморегулирующаяся социальная система, имеющая многосоставную сложную структуру.Основные компоненты: расселение, система социальных отношений и институтов, экономическаядеятельность, язык, культура и т.д.Каждый из компонентов может при необходимости разбиваться на более мелкие.Итак этнология изучает возникновение ( этногенез), историческую эволюцию ( этническуюисторию), современную жизнь и пути развития этносов.Понятийный аппарат этнологииНи одна из наук не может обойтись без точных и строгих терминов для описания изучаемыхобъектов.
Иначе она не имеет права называться наукой. Совокупность данных терминовназывается понятийным аппаратом.Понятийный аппарат — это логично выстроенная система специальных терминов,позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи ипроцессы.Возможны различные трактовки терминов, но все же есть несколько более менееуниверсальных.В этнологии, вопреки толкам, существует множество разнообразных теорий и концепций(см. гл. 1).Личность – это сложное понятие, имеющее несколько основных определений:1. Уникальный индивид, который в течение жизни принимает ряд самостоятельныхрешений, за которые несет ответственность.
Со смертью – прекращениесуществования индивида.2. Индивид находится в системе перерождений и кармы или судьбы. Он неполностью свободен, может влиять на уровень своего перерождения в следующейжизни.3. Индивид свободен, но есть духи предков, которые могут влиять на его жизнь путемпомощи/наказаний.4. Индивид существуют в системе определенных отношений . И пока он связан имион существует (даже после смерти!).Гендер – это важный определитель личности, т.к. во многом влияет на ее социальнуюроль.Общество – это по сути общность людей, скрепленных между собой разнообразными имногочисленными отношениями и потому ощущающие принадлежность к даннойобщности.Однако все не так просто.
Дело в том, что общество имеет определенную структуру:1) Общества делятся на малые и большие.2) Общества делятся на простые и сложные.3) Общества делятся на традиционные и современные.Однако все таки это понятие довольно трудноопределяемо.Вообще каждое общество есть часть более высокой ступени.А само общество как самая высокая ступень вообще есть абстракция.Культура – это в первую очередь совокупность всех материальных и духовных ценностей,созданных человечеством и существующая в пространстве и вне времени, и котораяявляется ответной «адаптивной» реакцией человека на внешние факторы.Данный термин самый сложный для истолкования:••••Из-за проблемы культура-природа и их противопоставления, что не подразумеваетвыделения множества культурГраницы культуры: ограничены ли обществом?Проблема глобализации для культур: остаются ли они уникальными?Огромная широта понятияПеревод – передача смысла понятий одного этноса (культуры, языка и т.д.) на другомязыке.Важно помнить, что важен не только непосредственный языковой перевод, но и переводневербальный т.е.
перевод «духа», культуры этноса.Проблемой зачастую является либо предвзятость исследователя с его представлениями оморали, добре, зле и т.д., либо непереводимость определенных понятий.Сравнение – это сопоставление обществ и их культур с целью выяснения сходств иразличий между ними, правильности или неправильности выводов о конкретномобществе.Следует избегать ранжирования обществ по технической вооруженности, морали и т.д.,т.к. это ведет к умалению и принижению данных обществ и их культуры, что активноиспользуется в националистических идеологиях.Также важно придерживаться объективной реальности: сравнивать при наличии общихчерт.Холизм – это способ описания того, как отдельные явления связаны с другими явлениямии институтами в единое целое (кусочки общества, культуры как пазл, составляют что-тообщее, причем необязательно идеально) в рамках конкретного общества.Например брак мужчины с дочерью брата отца (двоюродная сестра) в Северной Африке –для нас совершенно ужасное и противоестественное событие.