Диссертация (Православное книгоиздание Вятского края в XIX – начале XX века - историко-книговедческая характеристика), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Православное книгоиздание Вятского края в XIX – начале XX века - историко-книговедческая характеристика". PDF-файл из архива "Православное книгоиздание Вятского края в XIX – начале XX века - историко-книговедческая характеристика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Над переводомболее полувека трудятся четыре российские духовные академии – Московская, СанктПетербургская, Киевская и Казанская- при патриархе Филарете (Романове) (1619 –1633) вторично напечатан Устав «Око церковное»- при архимандрите Иосифе в 1644 – 1646 гг.издан полный круг Миней служебных исборник о почитании икон- сочинение святителя Тихона (Задонского)«Наставление о собственных всякого христианства должностях» – пять изданий- творения Димитрия Ростовского – ЧетьиМинеи (начиная с 1689 года издание в Киеве,затем переиздание в Москве)- издание православной литературы обусловлено деятельностью митрополита Платона (Левшина), митрополита КиевскогоФиларета (Амфитеатрова), епископа Феофана, автора перевода греческого «Добротолюбия»Итак, исходя из рассмотренного материала, можно заключить, что именнодуховная книга находилась в основе развития книжности на Руси и являлась отражением самой истории государства.
Типовое и видовое разнообразие книг с54момента Крещения Руси и до XV в. было представлено переводными сочинениями, летописями, житиями национальных святых, похвальными словами и «учительной» литературой. Обусловлено это бытованием рукописных книг.
С появлением книгопечатания в XVI в. картина изменилась. Своего апогея издательскаядеятельность Московского государства достигла в XVII в., когда обслуживаниенужд РПЦ являлось главной задачей книгопечатания. Репертуар издаваемой православной литературы в этот исторический период был столь разнообразен, чтона его примере можно рассмотреть все виды и типы изданий, характерные длясредневековой Руси. С. П.
Фунтиковой приведены следующие данные: Псалтырибыли изданы 65 раз, что составляло 13,5 % от книжной продукции XVII в. За ними следуют Часословы. Затем Служебники – 28 переизданий, Евангелие (литургическое) – 20, азбуки и буквари – 8 (Фунтикова, 2002, с. 38).Все основные типы православных изданий нашли отражение в сущностныхпризнаках определения понятия «православное издание», сформулированном нами в первом разделе, что подтверждает его объективность.
Примечательно, что восновном выпускалась церковная литература, то есть одной из главных задач книги являлась проповедь Слова Христа, а значит, возвращаясь к поставленному вначале работы вопросу, можем отметить, что свет Евангелия светил в РоссииXVII в. ярко. В подтверждение данной мысли обратимся к выводам другого авторитетного историка книги.
Описывая книжные процессы XVII в., Л. И. Владимиров писал: «Рост числа печатных книг не сопровождался какими-либо изменениями в их тематике. 83% всей книжной массы в XVII в. составляли книги церковного обихода, 12% – духовная, но не литургическая литература, 1,5% – буквари, 1,4 – литература светская» (Владимиров, 1988, с. 282).Историк В. О. Ключевский подчёркивал, что духовные книги помогали Московскому Патриарху поднять престиж Русской церкви в православном мире,представить Москву «источником света для всего православного Востока, питомником и рассадником духовного просвещения для всего православного мира»(Ключевский, 1908, лекция 4). Следуя данной мысли, мы находим подтверждениенашего предположения: исторически именно Россия ассоциируется в мире с пра-55вославной культурой, а значит, и православной литературой.
Это характерно идля нашего времени. Хранить христианские ценности, как и в прежние века, передавать их из поколения в поколение сегодня помогает нам православное книгоиздание.1.3. Особенности функционирования православной книгив библиотеках при монастыряхАнализ книжного потока православной направленности в историческомконтексте без рассмотрения деятельности православных библиотек будет неполным. Исторически в России центрами выпуска и хранения православной книги, авпоследствии и народного просвещения, являлись библиотеки при духовных обителях. Зарождаясь при монастырях и становясь духовно-просветительскими центрами в средневековой Руси, православные библиотеки были тесно вплетены висторию государства и книжного дела.
Рассмотреть бытование православной книги при монастырях тем более представляется закономерным в исследовании поспециальности «Библиотековедение, библиографоведение, книговедение». Крометого, имея представление о фондах монастырских книжных собраний средневековой России, можно сделать выводы о типах православных книг, получивших распространение в разные века, что также поможет разобраться в вопросах типологии православного книгоиздания различных исторических периодов.Итак, на данном этапе исследования нам предстоит решить следующие задачи: 1) произвести обзор бытования библиотек при монастырях в различные исторические эпохи российского государства, сосредоточив внимание на наиболеекрупных православных библиотеках и их значении в истории страны и духовномпросвещении граждан; 2) описать историю создания и развития православныхбиблиотек в Вятском крае, в особенности книжные фонды монастырской библиотеки при Успенской обители; 3) изучить наличие или отсутствие сегодня в регио-56не монастырских, приходских библиотек и библиотек православной культуры.Обзор, выполненный в разделе, сосредоточивает внимание на функционированиицерковной книги и типах литературы в разные периоды становления библиотек.Наш анализ и обобщение опираются на фактографический материал, представленный в фундаментальных исследованиях по этой теме С.
П. Фунтиковой – еслиречь идёт о России в целом и А. И. Копанева, А. Г. Мосина и Е. В. Кустовой – если о Вятском крае.Как уже было нами отмечено, расцвет книжного дела на Руси начался вКиеве, при князе Ярославе Мудром. При нём в Киеве в Софийском соборе возникает первая православная библиотека (1037 г.). Библиотека являлась центральнымкнигохранилищем не только Русской православной церкви, но и государства, и вомногом способствовала появлению на Руси начитанных людей. Но круг читателейбыл узким: духовенство, княжеский двор, ученики школы при соборе. Библиотекаобъединяла в себе церковное книгохранилище, государственную библиотекуархив, школьную библиотеку и склад.
Её фонд включал наиболее полное для техвремён собрание рукописных книг.По примеру Софийского книжного собрания в других городах также создавались библиотеки при храмах и соборах. Например, библиотека Софийского собора в Новгороде по своему назначению отличалась от остальных древнерусскихбиблиотек. Её фонд представлял собой рукописное книжное собрание, предназначенное для книгописца – производителя книги. Там собирались и хранились самые древние и самые «исправные списки», необходимые в те времена для богослужебных целей, поэтому переписывались преимущественно церковные и «учительные» книги. Слава о собирании книг в Новгороде шла «по всей Руси Великой».
В библиотеку приезжали монахи из отдалённых монастырей и переписывали здесь книги. Источниками получения сведений о храмовых библиотеках являются «писцовые книги», в которые включались описи церковного имущества, втом числе и книги. Ими пользовались все исследователи истории храмовых библиотек XVI–XVII вв. Так, до нашего времени дошла «Опись» 1725 г., из которойвидно, что фонд библиотеки, размещавшийся в ризнице Софийского собора, со-57стоял из 120 книг, почти исключительно богослужебных и богословских. Из общего числа книг не менее 25 были рукописными.
Здесь сохранился «Изборник»Святослава. Значение книжного собрания библиотеки собора огромно. Многиекнижные памятники Древней Руси из этой библиотеки ныне хранятся в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.Важно, что исследователи отмечают особую роль библиотек при самых небольших храмах. Так, в работе «Православные библиотеки: прошлое и настоящее» подчёркивается: «Древняя Русь, которая не была защищена никакими ландшафтными барьерами, которая постоянно опустошалась набегами иноземцев, иявлялась страной "деревянной", где города и селения периодически выгоралидотла, где очень легко погибали библиотеки и сама память о них, постоянно нуждалась в воссоздании библиотек. Необходимость приблизить книги к народу привела к организации библиотек не только при крупных соборах, как, например, вКиеве, Новгороде, но и при небольших храмах.
Повсеместно появляются храмовые или церковные (низовые) библиотеки, книжные собрания, которые в основном состояли из канонической православной литературы. В библиотечный фонд,наряду с богослужебной литературой, входили книги для нравственного и образовательного чтения прихожан, а для обучения населения грамоте – учительная(учебная) литература, полусветская и светская литература, например, Прологи,творения Иоанна Златоуста и другие, то есть книги, которые использовались прихожанами для духовно-нравственного и образовательного чтения. Распространёнными жанрами являлись жития святых, природоведческие ("Травники"), медицинские ("Лечебники"), исторические сочинения» (Фунтикова, 2002, с.