Диссертация (Православное книгоиздание Вятского края в XIX – начале XX века - историко-книговедческая характеристика), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Православное книгоиздание Вятского края в XIX – начале XX века - историко-книговедческая характеристика". PDF-файл из архива "Православное книгоиздание Вятского края в XIX – начале XX века - историко-книговедческая характеристика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Переломный дляРоссии XVIII в. меняет весь уклад жизни, обычный для русского человека. В первой четверти XVIII в. в России были проведены важные преобразования в областикультуры и просвещения, существенно повлиявшие и на развитие книжного дела.И если до сих пор издательское дело служило в основном нуждам церкви, то ПётрI поставил книгопечатание на службу интересам государственного преобразования. Закономерно, что реформы Петра I отразились на общественном положенииРусской православной церкви и, как следствие, на издании православной литературы. Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православнойцерковью самостоятельности – подчинением духовной власти светской.
Находящийся в подчинении самодержавной власти коллегиальный высший церковныйорган управления – Святейший Синод стал строго регламентировать внутрицерковную жизнь. Наука, культура и издательское дело перестали быть монополиейРПЦ. В «Духовном регламенте» (1721), например, подробно рассматривалисьроль и значение библиотек в деятельности учебных заведений духовного ведомства. Процессы, происходящие в государстве, затронули и издательскую деятельность. В синодальный период, начавшийся в России в конце 1-й четверти XVIII в.,издательское дело осуществлялось под надзором обер-прокурора (сановника,светского человека), возглавлявшего в Российской империи Святейший Синод.Активная издательская деятельность церкви оказала влияние на рост фондов библиотек духовного ведомства, получавших большую часть печатной продукции.Со времени установления Синодального управления церковное книгопечатаниесосредоточилось в Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Черниговскойтипографиях.
Из общего числа 1877 изданий, вышедших в 1701-1724 гг, религиозных лишь 254 книги.По данным историка книги С. П. Луппова, «число изданий религиозногохарактера держалось более или менее на одном уровне – около 11 изданий в год, ачисло публикаций светской литературы непрерывно возрастало» (Луппов, 1973,50с. 307).
Положение почти не изменилось и в послепетровское время, когда долярелигиозной литературы в книжном потоке составляла приблизительно 13%. ПоЛуппову, именно к середине XVIII в. относится появление новых служебников,акафистов, житий, составляющихся не только духовными, но и светскими лицами, что в прежние времена было редкостью.
Включая XVII в., православные издания создавались в основном лицами духовного звания (авторами, переводчиками, редакторами, переписчиками). Московской Синодальной типографией былоиздано большое количество «Слов…», принадлежавших разным проповедникам.Кроме того, выходила историко-просветительская и назидательная литература.Например, пять изданий выдержало сочинение святителя Тихона (Задонского)«Наставление о собственных всякого христианства должностях». Отметим, что с1789 по 1882 г. (почти за столетие) вышло 51 издание этой книги. Появились новые произведения, но это уже новые виды изданий преимущественно богослужебной, духовно-назидательной и агиографической литературы.
Интересен тотфакт, что значительное место среди изданий XVIII в. заняли творения ДимитрияРостовского – Четьи-Минеи, которые, начиная с 1689 г., издавались в Киеве, затем переиздавались в Москве. В 1779 г. выходит «Краткое руководство к чтениюаз книг Ветхого и Нового Завета» епископа Амвросия (Подобедова). Со 2-ой половины XVIII в. выделяется имя митрополита Платона (Левшина) (1737–1812),проповедника екатерининского двора и церковного деятеля, строителя храмов имонастырей, талантливого писателя. Его сочинения издавались много раз. Так,«Начальное учение человеком, хотящим учитися книгами» только в XVIII в.
издавалось 16 раз; «Сокращённый катехизис для священнослужителя» выдержал 14изданий (там же).Говоря о книгоиздании XIX в., следует отметить, что в этот период в Россииправославная литература издавалась большими тиражами и была дешёвой, благодаря чему получили широкое распространение в народе. Появляется много энтузиастов-издателей, а также самоотверженных подвижников, изучающих памятники отечества. Важнейшим событием православной жизни стал перевод Библии нарусский язык. Труд над переводом Священного Писания продолжался более по-51лувека с участием четырёх российских духовных академий – Московской, СанктПетербургской, Киевской, Казанской. Направления православного книгоиздания вэтот период во многом определяли митрополит Платон (Левшин), митрополитКиевский Филарет (Амфитеатров), епископ Феофан, автор перевода греческого«Добротолюбия».В конце XIX в.
научно-богословская и книгоиздательская деятельность усилилась, и на рубеже веков ежегодно выходило около 1000 названий книг и брошюр православной направленности. К 1917 г. было издано значительное количество научно-богословских, церковно-исторических, религиозно-нравственных сочинений. Отметим, что XIX в. – один из наиболее блестящих периодов в историирусской литературы. И если следовать определённому нами понятию «православное издание», оно включает в себя произведения печати не только церковные, нои все иные, где утверждаются христианские ценности.
В этом случае православными писателями (в ряде своих произведений) выступают А. С. Пушкин,Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и др.В завершение исторического обзора рассмотрим бытование православнойкниги в советский период. Со становлением и развитием социализма в СССРвлияние православия из общественной жизни переместилось в личную жизнь человека. Социалистический строй постепенно приводит к искоренению православных библиотек, сведён до минимума выпуск православной литературы, закрытыиздательства, типография Московской патриархии потеряла право распространятьсвои издания среди широких слоёв населения.
Начало века было ознаменованодля Русской церкви окончанием «синодального периода», о котором провозгласилмиру Поместный Собор, длившийся с перерывами с августа 1917 до сентября1918 г. Советской властью уничтожались библиотеки, относящиеся к духовномуведомству, только некоторые книжные коллекции передавались в государственные музеи или библиотеки. И, как отметил В. Н.
Перетц, большая часть книг,представляющих собой «ценнейшие памятники литературы… затерялись, разойдясь по рукам», и не попала в государственные библиотеки (Перетц, 1934, с. 17).52В 1936 г. в новой Конституции СССР провозглашалась свобода атеистической пропаганды, разрешалась свобода вероисповедания, однако запрещаласьпропаганда идей православной церкви.
До Великой Отечественной войны православная церковь продолжала владеть частью редких книжных коллекций. В отдалённых монастырях и храмах сохранились, хотя и неполные, книжные коллекции,но и они исчезли. Так, зимой 1939–1940 гг. часть основных ценностей Валаамского монастыря оказалась в Финляндии, в том числе архивы и библиотека.После Великой Отечественной войны начались новые гонения на церковь. Вноябре-декабре 1958 года прошла чистка фондов православных библиотек, всяиностранная литература в них была поставлена на цензорский контроль. Очередное усиление антицерковной политики произошло в начале 60-х гг.
16 марта 1961г. вышло постановление: «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах». Мы не будем подробно останавливаться на сложных взаимоотношениях церкви и государства в советский период, поскольку это не входит взадачи нашего исследования. Отметим только, что данные процессы характерныбыли не только для центра, но и для регионов страны.
В советское время православное книгоиздание было строго ограничено. Но с середины 80-х ситуация вобществе начала меняться, неприятие религиозных ценностей сменилось тягой кизучению исторических корней России, преемственности духовно-культурныхоснов жизни её народа. В начале 90-х возобновилась деятельность церковных типографий по выпуску православных книг, начали открываться православные библиотеки.Таким образом, мы осуществили попытку проанализировать массив литературы православной направленности в различные исторические периоды.
Особенности бытования православной книги на Руси в разные эпохи обобщённо отражены в таблице ниже.53Таблица 1Место и роль православной книги в истории России X–XIX вековИсторическийпериодКиевскаяРусь XXII вв.ДревнерусскаякнижностьРусь домонгольскоговремени.XI – начало XIII в.Средневековая РусьXIII–XVвв.XVI в. –началокнигопечатания наРусиXVII в.XVIII в.XIX в.Особенности бытования православной книгина РусиПримеры книжных памятников. Именаавторов, литературных деятелей- Киево-Печерский монастырь – один из главныхкнижных центров Руси, здесь велось летописание- зачатки редактирования церковной книги- литературные занятия на грани переводного иоригинального творчества- пастырские поучения в русских рукописях- при Киево-Печерском монастыре составлены патриотичные православные произведения «Сказание о крещении и кончине Ольги», «Сказание о князьях Борисе и Глебе»,«Сказание о крещении Руси»- преобладание книг богослужебных религиозных- литературные опыты в агиографии (жизнеописание святых) за пределами Киева, в епархиальных центрах (Новгороде, Владимиро-СуздальскойРуси)- поучения отцов церкви в различных сборниках,исторических сочинениях – палеях и хрониках- огромный урон церковной письменности, нанесённый монголо-татарским нашествием на Русь вначале XIII в.- памятники учительской литературы- время расцвета жанра проскинитариев (описание хождений на Святую Землю)- сборники из поучений отцов церкви – «Измарагд», «Пчела»- редкий памятник древнего книгописания –«Остромирово евангелие»- владимирское «Сказание о празднике Спаса», посвящённое борьбе с исламом на Русии в Византии- самый значительный церковный оратормонгольской эпохи (XIII век) святитель Серапион Владимирский, из его наследия дошло пять слов, три из которых объединенытемой покаяния и праведной христианскойжизни.- церковно-дидактическая литература отделяетсяот художественной и публицистической- учреждена первая типография для печатаниякниг (1564 г., Москва)- популярны переводы и послания афонскогоинока Максима Грека- первая печатная книга «Апостол» (1564)Ивана Фёдорова- московский Печатный двор – крупнейший встране издательский центр- разные типы и виды православной литературы:Апостол, Библия, Евангелие, Минеи, Пролог,Псалтирь, Триоди, Устав Церковный, Часослов- среди церковных книг преобладание богослужебных- сосредоточение церковного книгопечатания вМосковской, Санкт-Петербургской, Киевской иЧерниговской типографиях- среди составителей служебников, акафистов,житий не только духовные, но и светские лица- преобладание среди православной – историкопросветительской и назидательной литературы- перевод Библии на русский язык.