Диссертация (Православное книгоиздание Вятского края в XIX – начале XX века - историко-книговедческая характеристика), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Православное книгоиздание Вятского края в XIX – начале XX века - историко-книговедческая характеристика". PDF-файл из архива "Православное книгоиздание Вятского края в XIX – начале XX века - историко-книговедческая характеристика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
18).Можно сделать уверенный вывод, что фонды первых библиотек на Руси состояли, главным образом, из религиозных книг. В домонгольское время в составфондов библиотек входили кормчие книги, церковные уставы, философские сочинения, в которых мир природы описывался и объяснялся с позиций христианских догматов – «Шестодневы», «Физиолог», а также творения святых отцовцеркви, патерики, часословы, служебники, требники, «учительная литература»,летописи.
Особое место в фондах библиотек занимали исторические сочинения –58хроники и палеи, которые преимущественно излагали Библейскую историю (в товремя Библия ещё не была полностью переведена). Начальные книжные коллекции вновь создаваемых монастырей составлялись и из фондов других уже сложившихся монастырских библиотек. Так, в 1330 г.
московский князь Иван Калитазаложил монастырь Спаса-на-Бору, одарив его вместе с другой утварью и книгами. В этот же монастырь из Даниловского монастыря были переданы книжныедревности XIII в.С XIV в. организуются библиотеки православных пустыней, учреждённые всоответствии с уставом по типу древних палестинских обителей. Особая любовь ккниге была характерна для Оптиной пустыни, где старцы завещали книжное наследство, и монастырские сбережения значительной частью шли на книги.Таким образом, значение монастырских библиотек, несмотря на их достаточную изолированность, было чрезвычайно велико. Формировалась читательская среда, влиявшая в последующем на общий культурный уровень общества,состояние системы просвещения.Отметим также особую роль отдельных личностей в жизни православнойкниги.
Так, например, выдающуюся роль в развитии русской культуры и книжного дела сыграл митрополит Макарий (1482–1563 гг.). Им были представлены собрания всех рекомендуемых для чтения книг («всех книг, чтомых на Руси») – «Великие Минеи Четьи». В 12-томное «собрание» «Великих Миней Четий» вошликниги Священного Писания, сказания о праздниках, жития святых, поучения, сочинения святых отцов церкви, сборники «Пчела», «Золотая цепь» и другие светские сочинения. Для выявления необходимой литературы он привлекал книги изсвоей личной библиотеки, а также библиотеки Новгородского Софийского собора, книжные собрания монастырей – Троице-Сергиевой лавры, КириллоБелозерского, Иосифо-Волоколамского.
Кроме того, митрополит Макарий провёлунификацию собраний житий святых, при этом одни книги переработал, другие –совсем исключил. «Великие Минеи Четьи» должны были утверждать церковнорелигиозное единство русского государства, а также несли просветительские цели– создавали для читателя круг чтения православной литературы, одобренной пра-59вославной церковью. Таким образом, митрополитом Макарием были заложеныначала богословской рекомендательной библиографии.Конец XV в. отмечен важным событием в истории православной книги –появлением более полного и точного перевода Библии, составлением полного кодекса библейских книг – так называемой Геннадьевской Библии. Отредактированный, сверенный со многими русскими и иностранными источниками текстэтой Библии лёг в основу всех последующих её изданий.Значительным фактом в XVI в.
является возникновение в Москве первойспециальной православной библиотеки – Патриаршей библиотеки. Подобная библиотека появилась при митрополите Макарии (середина XVI в.), однако она невходила в личную собственность своего основателя, а была имуществом верховных церковных иерархов. Патриаршая библиотека служила центральным книгохранилищем и имела специальное назначение – хранение документов. Тем самымсберегались редкие книги.
В XVI в. в состав фонда входили 509 греческих рукописей, 1008 славянских рукописей, 118 грамот и других письменных актов. Тамхранились летописи, хронографы, жития святых, сборники различного характераи другие ценнейшие памятники письменности и культуры. Благодаря стараниямпатриарха Филарета фонд библиотеки продолжал увеличиваться. Одним из способов пополнения библиотеки явилась покупка книг за рубежом; в частности,древние рукописные книги привозились из Греции с Афона. При передаче в 1721г. Синоду (библиотека получила наименование Синодальной) в ней находилось866 печатных книг, 224 рукописи, 300 грамот и 144 отдельно хранившиеся рукописи и печатные книги.
С 1722 г. по императорскому Указу в фонде библиотекисобирались копии летописей из всех российских епархий и монастырей. В своёвремя книги из Патриаршей библиотеки выдавались на Московский печатныйдвор, а также отдельным представителям московского духовенства. В дальнейшем среди читателей библиотеки были видные русские учёные и деятели – Н. И.Новиков, Н. М. Карамзин, К.
Ф. Калайдович, Ф. И. Буслаев, С. М. Соловьёв и другие.60В XVI–XVII вв. количество православных библиотек увеличивалось. Существенной причиной тому книговеды называют появление и распространение книгопечатания в России, что давало возможность иметь в храмах православную литературу и, при необходимости, отправлять её во вновь создаваемые православные библиотеки. По составу фондов первые православные библиотеки быливесьма разнообразны. Вначале в них собирались рукописные книги, несколько веков спустя, с началом книгопечатания, печатные издания в количественном и типо-видовом составе стали преобладать над рукописной частью фонда.
Чтение рассматривалось как спасительное для души каждого христианина занятие, и оно ограничивалось преимущественно религиозными книгами. Много позже в духовномведомстве создавались особые списки книг, разрешённые для чтения. Таким жеобразом распространялись списки запрещённых книг. Поэтому многие историкикнижного дела делали вывод о том, что Духовное ведомство в России долгое время исполняло роль цензора и, следовательно, влияло на характер образования народа.Обобщённую информацию по данной теме мы сочли необходимым лаконично отразить в наглядной форме таблицы.Таблица 2Особенности фондов знаменитых православных библиотекв истории РоссииБиблиотека.ЭпохаОсобенности фондовПервая православная библиотека.
Основана в1037 г. в Киеве вСофийском соборе- создана при князе ЯрославеМудром- центральное книгохранилищене только Русской православнойцеркви, но и государства- наиболее полное для тех времён собрание рукописных книг- фонд представлен рукописнымкнижным собранием, предназначенным для книгописца – производителя книги- переписывание церковных и«учительных» книг в библиотекемонахами из отдалённых монастырейБиблиотека Софийского собора вНовгороде – однаиз самых большихв Древней РусиОсновные типы книг- в основе фондов первых библиотек на Руси – религиозные книги- в составе библиотечных фондов кормчие книги,церковные уставы, философские сочинения, в которых мир природы описан с позиций христианскихдогматов- «Шестодневы», «Физиолог», творения святых отцовцеркви, патерики, часословы, служебники, требники,«учительная литература», летописи- исторические сочинения – хроники и палеи, излагавшие Библейскую историю61Библиотека Оптиной пустыни.XIV в.
– началоорганизации библиотек православных пустынейПатриаршая библиотека в Москве.Основана вXVI в.Синодальная библиотека.(Патриаршая припередаче в 1721 г.Синоду получиланаименованиеСинодальной)- библиотеки православных пустыней учреждены в соответствиис уставом по типу древних палестинских обителей- библиотека при Оптиной пустыне множилась книгами старцев, оставлявших ей своё наследство- основатель митрополит Макарий (1482–1563 гг.);- представлены собрания всехрекомендуемых для чтения книг(«всех книг, чтомых на Руси») –«Великие Минеи Четьи»- специальное назначение Патриаршей библиотеки – хранениедокументов – сбережение редкихкниг, в т. ч. и не богослужебногосодержания.- сосредоточение копий летописей из всех российских епархийи монастырей – с 1722 года поимператорскому Указу в фондебиблиотеки- в 12-ти томное «собрание» «Великих Миней Четий»включены книги Священного Писания, сказания опраздниках, жития святых, поучения, сочинения святых отцов церкви, сборники «Пчела», «Золотая цепь»- в XVI веке в состав фонда входили 509 греческихрукописей, 1008 славянских рукописей, 118 грамот идругих письменных актов; хранились летописи, хронографы, жития святых, сборники различного характера и другие ценнейшие памятники письменности икультуры.- в первой четверти XVIII в библиотеке находилось866 печатных книг, 224 рукописи, 300 грамот и 144отдельно хранившиеся рукописи и печатные книгиИнтерес к истории создания и деятельности православных библиотек книговедов и их данные по разным вопросам позволяют более объёмно представитьразвитие библиотечного дела в России.
Завершив обзор православных библиотекпри крупнейших обителях России, рассмотрев их функционирование в историческом пути страны и обозначив основные типы книг в фондах, обратимся к истории создания и развития православных библиотек в Вятском крае.О том, что в Вятской губернии существовали приходские библиотеки, свидетельствуют исследования историков. Так, А.
И. Копанев изучал формы крестьянского книговладения. В своей работе «Волостные крестьянские библиотекиXVI–XVII вв.», опираясь на результаты археографических исследований на севереРоссии, он пришёл к выводу, что крестьяне пользовались книжными собраниями,находившимися в приходских волостных церквах.
Анализируя книжные собрания13 приходских храмов Хлыновской земли (позднее Вятской губернии, ныне Кировской области), А. И. Копанев показывает, что в среднем на храм приходилосьболее 20 книг (Копанев, 1983, с. 59–70). Цифра по тем временам значительная. Порепертуару это, главным образом, литургические книги, необходимые для совершения богослужения: Евангелия, Апостолы, Минеи, Псалтири. Наряду с этим, в62храмах хранились жития святых, Прологи, творения святых отцов церкви, то естькниги, которые использовались прихожанами для духовно-нравственного чтения.Исследователь книжной культуры Вятского края А.
Г. Мосин, раскрывая всвоём научном труде деятельность библиотек на Вятке до середины XIX в., отдельно акцентирует внимание на монастырских библиотеках. Автор отмечает, чтопо приблизительным подсчётам «во всех 16 вятских монастырях и пустынях к началу XVIII в.