Диссертация (Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России". PDF-файл из архива "Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Бодрийяром с целью подчеркнуть тообстоятельство, что в условиях общества потребления конкретные вещи,процессы и обстоятельства перестают соответствовать тем знакам илиобразам, которые должны были бы их обозначать, таким образом, знаки иобразы превращаются в подделки, копии копий, фальсификаты разного рода.Симулякр представляет собой знак реального, иллюзию реального, которая вобществе потребления обретает самодостаточную реальность и утверждаетмир симуляций, пронизывающий все сферы бытия современного человека вобществе потребления. Бодрийяр утверждает, что в обществе потреблениясимулякры объективно, независимо от человека, становятся частью всейдействительности, поглощая социальную реальность, заменяя ее «копиейкопий».
Ж. Бодрийяр подчеркивает, что в современном мире симулякрыстановятся неотделимыми от деятельности в любой сфере культуры, потомучто благодаря новым методологическим принципам постмодерна – холизму,плюрализму и толерантности – в современном обществе все более исчезаетграница между высоким искусством и китчем, скульптурой и разного родаинсталяциями, классической музыкой и попсой.В мире потребительского общества постепенно теряется границамежду нормой и девиацией, творческими достижениями и очевидными46плагиатами, образом человека и его имиджем, знаниями и сертификатами,утверждающими это знание. Бодрийяр подчеркивает, что из-за симулякров ивозрастающей роли процессов симуляции в современном мире постоянновозрастают риски, а неопределенность становится все более сильной ихаотической, и будущее всего мира – все более непредсказуемым.16Третьей по значимости философской концепцией, повлиявшей настановление теорий постмодерна и других современных подходов кчеловеку, без сомнения является философия психоанализа З.
Фрейда,согласно которой психика любого человека представляет собой сложнуюдинамическую систему и структуру, а проблема соотношения сознательногои бессознательного в человеке становится одним из наиболее активнообсуждающихся вопросов. В противовес классическому рационализмуЕвропы, идущему еще со времен Р. Декарта и Д. Локка, современныйпостмодерн в лице Ж. Лакана утверждает, что не разум, а инстинкт иинтуиция являются голосом подлинного человека.Жак Лакан вошел в философский Пантеон, потому что он рассматривалбессознательное как главный пласт культуры и психики человека. Своиработы Лакан строил на фундаменте фрейдизма, в полной мере используядостижения философии структурализма в анализе языка и символов, чтопозволило ему совсем по-другому осмыслить бессознательное и его роль вструктуре психики индивида. Лакан рассматривает бессознательное как речьДругого, подчеркивая, что доязыкового бессознательного вообще не можетбыть.
Там, где появляется речь, считает Лакан, там появляется и культура.17В отличие от Фрейда с его триадой: «Оно – Я – СверхЯ», Лакан создаетсвое16представлениеочеловеке,котороевключает«реальное»–Бодрийяр Ж. Америка. М.: «Владимир Даль», 2000. 206 с.; Baudrillard J.The Illusion of the End. Palo Alto Stanford University Press, 1994. 136 р.17Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995.192 с.47«воображаемое» – «символическое», где главным является символическое,господствующее над реальным и воображаемым. Если реальное представляетсобой хаос, недоступный именованию, то воображаемое и символическоевыражены языковыми формами и отражают определенный уровенькультуры. Языковые коды, освоенные человеком, преобразуют его влечения,интересы, потребности, желания. Язык формирует и общение с другимилюдьми.
Лакан неоднократно подчеркивал, что все бытие человека можетбыть понято как система лингвистических знаков. Поэтому изучениечеловека и его мира надо осуществлять как изучение его речи, а значит и егокультуры. Неменьшее значение для развития постмодернистских концепцийимелиработыфилософовикультурологовфрейдомарксизмаилифранкфуртской школы, которые достаточно подробно рассмотрены всовременном отечественном и зарубежном обществознании.18Для адекватного понимания современного социально-гуманитарногознания существенное значение имеет такое исследовательское поле, котороесвязано с новейшими подходами ко всей проблематике аксиологии.В современном западном мире, где господствуют ценности обществапотребления, нормы и стандарты идеологии современного либерализмастановятся особенно актуальными для решения конкретных практическихзадач, будь то выборные кампании, продажа модных товаров, созданиеновых симулякров и имиджей новых звезд в политике, спорте или на экранахмасс-медиа.Завершая этот раздел хотелось бы подчеркунть, что большинствосовременных работ, посвященных анализу социальной реальности или18Социальная философия Франкфуртской школы.
М.: Мысль, 1978. 357 с.;Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: REFL-book, 1997. 304с.; Добреньков В.И. Психологическая социология Э. Фромма. М.: Альфа-М,2006. 448 с.; Лейбин В.М. Фрейд: психоанализ и современная западнаяфилософия. М.: Политиздат, 1990. 397 с.48общественномубытиюметодологическимстраноснованиеминародов,имеютразнообразныесвоимтеоретико-философскиешколыпостмодерна. Рассмотрим их особенности более подробно:Основу постмодерна составляют принципиальный эклектизм ирезкая критика всех социокультурных теорий, связанных с эпохойрационализма и философией Просвещения, не менее резким нападкамподвергается и теоретически осмысленная идеология, неважно в какойобласти – религиозная, политическая, искусствоведческая.Все более значимой становится критика любых партийно-политических и мировоззренческих систем.
Теоретики постмодерна, начинаяс работ Ханны Аренд, в которых резко критиковался тоталитаризм и вкачестве его истоков назывался процесс автономизации и индивидуализациилюдей в условиях господства тоталитарных режимов, закрывающих все«публичные арены».19 Ее работы еще в середине XX века утверждали, чтолюбая мировоззренческая система несет в себе определенный зарядтоталитаризма и попытку похищения свободы индивида, а также то или иноеунижение его самости и подлинности.Главное, что показывает постмодерн – это, как утверждаетЖ. Бодрийяр, «исчезновение социального» и полным ходом идет «заменареальности симулякрами в условиях общества потребления».
Другойизвестный теоретик постмодерна З. Бауман в своей работе «Этикапостмодерна»20 выявляет такие новые массовые процессы в духовной жизниобщества, как «амбивалентность морали» и «недетерминистский характерновых социальных реалий». Бауман показывает, что в современном обществепроисходит вытеснение трудовой морали, веками господствовавшей взападном мире, на ее место приходят установки и принципы общества19Arendt Н.
The Origins of Totalitarianism. NY.: Harcourt, Brace & Co, 1951. 594р.; Аренд Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентКом, 1996. 373 с.20Bauman Z. Postmodern Ethics. Oxford. 1993. 305 p.49потребления. В этом новом обществе нет авторитарных суждений, подобныхэпохе модерна, меняется и главная социальная роль интеллектуалов, ониперестаютбытьносителямиуниверсальногознания,которымониобеспечивали все структуры власти.Всовременноммиреинтеллектуалыпревращаютсявинтерпретаторов, осуществляющих связь между качественно-разнороднымиценностными ориентациями разных культурных слоев, этносов и локальныхцивилизаций. Целевая функция интеллектуалов заключается в настоящеевремя в том, чтобы обеспечить эффективную социальную коммуникациюмежду разными типами культур, характерными для каждого автономногосообщества, а это становится возможным только при реализации впрактической деятельности принципов плюрализма мнений и толерантностимышления.Еще в начале 90-х годов прошлого века З.
Бауман считалглавными признаками наступившего постмодерна быстро происходящиеизменения во всех сферах бытия; плюрализм культур как во всем мире, так ивнутри любого сообщества; доминирующее воздействие разнообразныхпродуктов СМИ на массовое сознание; господство виртуальной реальности иее символов на обыденное сознание населения; радикальные изменения вовсех сферах бытия во все возрастающих масштабах; существенноеразмывание норм и традиций морали общества при очевидном снижениироли властных универсалий во всех социальных институтах, организациях иучреждениях общества.21Всетеоретикипостмодернанетолькокритикуютодносторонность и догматизм рационализма, но они все достаточнотолерантныпоотношениюкмистике,оккультным,интуитивным,инстинктивным и всем другим явлениям, не имеющим пока современногонаучного или просто рационального объяснения.21Бауман 3.
Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.50Постмодерн не стремится утвердить новый стандарт истины, онвидит свою задачу в том, чтобы люди поняли относительность любой истиныи любого знания. Такой подход к пониманию современного мира позволяеттеоретикам постмодерна считать существующую социальную реальность небольным или деградирующим социумом, а вполне нормальным обществом ссамостоятельнойсамодостаточностью,втовремякакмножестворазнообразных теорий, пытающихся его понять и объяснить, являютсясвидетельством высокого познавательного интереса исследователей, а немодного тренда к этому новейшему социокультурному феномену.Теоретиками, изучающими современную социальную реальность,убедительно показано, что существующие социальные системы, особенно всемодели потребительского общества, являются сложными и их дальнейшеесуществованиенепредсказуемым.Онимогутразвиватьсявсамыхнеожиданных направлениях, увеличивая в любом из них степень природнобиологических, геополитических и многообразных социокультурных рисков,атакжеихроническогоуровеньсостояниябеспокойства,перманентнойхарактерногодлянеопределенностиакторовидеятельности,благодаря которым современный мир постоянно изменяется, но неразвивается в каком-либо достаточно очевидном заданном направлении.1.2.