Диссертация (Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России), страница 10

PDF-файл Диссертация (Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России), страница 10 Философия (10851): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России) - PDF, страница 10 (10851) - СтудИзба2017-12-21СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России". PDF-файл из архива "Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Виндельбанда, главныеценности – Истина, Добро и Красота – являются общим содержаниемкультуры, а наука, право, искусство и религия понимаются им еще и какценности-блага культуры. Всякая ценность – это не реальность, а идеал. Самафилософия, с точки зрения Виндельбанда, является критической наукой обобщепринятыхценностях,вотличиеотдругоготипазнания–генерализирующих, номотетических, естественных (законополагающих)наук. Однако и знания-ценности и номотетические знания человек получаетрациональным путем.В работах другого неокантианца – Г. Риккерта, ценности понимаютсякак базисные основания теории истинного знания и нравственного действия.В основе науки, согласно Риккерту, лежит воля сверхиндивидуальногосубъекта, который стремится к истине.Наконец, существует итакая точка зрения на ценности, котораясвязывает их получение с чувственным познанием, начиная с созерцания идругих чувственных актов, которые существенно отличаются и от27Иконникова С.Н.

История культурологических теорий. СПб.: Питер, 2005.472 с.57рациональности и от волевых действий. С точки зрения М. Шелера, ужесущественно позже, сущность всякого познания ценностей представляетсобой всегда акт предпочтения, в связи с чем возникают определенные рангипредпочтений, начиная с самых простых и разнообразных «материальныхблаг», поднимаясь к ценностям прекрасного и затем ещё выше – ценностямсвятого, что, по мнению М.

Шеллера – религиозно мыслящего философа,дает высшее и глубокое удовлетворение.Единство трех методов познания социальной реальности в разныхнеокантианских школах анализа духовной культуры заключается в том, чтовсе они нацелены на постижение духовного мира, ибо отдельный индивид,другие люди и общество в целом суть духовные образования, которыеоткрывают свою сущность только внутреннему взору.Духовное сопереживание и постижение В. Дильтей, один из значимыхтеоретиков неокантианской концепции культуры, называет «пониманием»(das Verstehen). Рассматривая процесс познания жизненных форм, В.

Дильтейподчеркивает принципиальное различие между объяснением и пониманием,он считает, что понимание – это способность субъекта постичь смысл изначениечего-либо.Наэтойосновевозникаюткаквозможностьинтерпретации, так и дальнейшее осмысление того, что является объектомисследования. Именно Дильтея с полным основанием можно считатьсоздателем теории познания наук о духе, которые включают в себя такиеметодыпознания,какинтроспекцию,понимание,истолкование,культурологический анализ.Продолжая идеи Дильтея, Георг Зиммель в своих работах уутверждал,что философия жизни есть философия культуры, что предполагаетбесконечное нарождение новых культурных форм, бесконечно возникающихи умирающих, в этом и заключается трагедия культуры. Самой жизниимманентно присуще творчество, так как жизнь обладает способностью к58саморегуляцииикуниверсальномуперевоплощениюиреализацииисторически изменчивого содержания бытия.Концепция символического приспособления человека к природномумиру была разработана еще в начале 20-х годов ХХ века в трудахЭ.

Кассирера.28Социокультурнаяориентацияфилософииобострилаинтересккатегории символа, к сущности и содержанию категории символического.Символическое стало фундаментальным понятием современной философиикультуры наряду с такими традиционными, как наука, миф, артефакт,субъект и др.Кассирер рассматривал философию Канта как начало критикипознания и обосновывает свою концепцию целостного воззрения начеловеческое бытие как протекающее в символических формах.

Онобращается к трудам биолога И. Юкскюля, последовательного сторонникавитализма, который рассматривает жизнь как автономную сущность. Каждыйбиологический вид, развивал Юкскюль свою концепцию, живет в особоммире, недоступном для всех иных видов.Кассирер отмечал символический способ общения с миром у человека,отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным.

Сигналыесть часть физического мира, символы же, будучи лишенными, по мыслиавтора, естественного, или субстанциального бытия, обладают, прежде всего,функциональнойценностью.Животныеограниченымиромсвоихчувственных восприятий, что сводит их действия к прямым реакциям навнешние стимулы. Поэтому животные не способны сформировать идеювозможного. С другой стороны, для сверхчеловеческого интеллекта или длябожественного духа, как подмечает Кассирер, нет различия междуреальностью и возможностью: все мысленное становится для него28Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановкапроблемы // Культурология ХХ века.

М.: Юрист, 1995. С. 104-162.59реальностью. И только в человеческом интеллекте наличествует какреальность, так и возможность.Извсехсовременныхнаиболеераспространенныхконцепцийкультурогенеза – орудийно-трудовой, психоаналитической, игровой исимволической – наиболее разработанной и убедительной выглядит, понашему мнению, именно символическая. Она дает представление о тайнеантропогенеза, разъясняет происхождение культуры в понятиях современнойнауки, не прибегая к сложным и умозрительным допущениям.

Втеоретическом смысле концепция Э. Кассирера выглядит вполне логичной.В ней, правда, не содержится попытка раскрыть трансцендентальную,сакральную природу культуры. Если из сферы науки выйти в мир религии,философии или искусства, то могут, как это очевидно, возникать и иныеверсии генезиса культуры.Одной из таких более поздних концепций культурогенеза, получившихширокую известность, была философия психоанализа Зигмунда Фрейда, вкоторой делалась еще одна попытка ответить на вопрос о генезисе культуры.Основатель психоанализа З. Фрейд в работе «Тотем и табу»29 пыталсяраскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он отмечал,что возможность обнажить первоначальные слои человеческого творчествапозволяет подойти к выяснению специфики культуры в целом.

Фрейдпытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем онпоказывал, что для истолкования феномена культуры огромное значениеимеет система запретов, то есть табу.По мнению Фрейда, всякий, кто подходит к проблеме табу на основефилософии психоанализа, то есть исследования бессознательной частииндивидуальной душевной жизни, тот после недолгого размышления скажетсебе, что эти феномены ему не чужды.29Фрейд З.

Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М.:АСТ, 2012. 220 с.60Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности чувств.Человек, как он разъясняет, обладает свойством, которого нет в животноммире. Но это качество не прирождено человеку, не соприродно ему. Оновозникает неожиданно, случайно, хотя и не бессмысленно, потому что всамой природе человека заложена возможность такого благоприобретения.Речь идет о совести как даре, выделившем человека из царства животных исоздавшем феномен культуры.Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенногопралюдьми – убийства первобытного «отца». Страшное преступлениепробудило раскаяние. Дети поклялись больше не совершать таких деяний.Так произошло, по Фрейду, рождение человека из животного. Раскаяниепородило и феномен культуры как средства преодоления навязчивыхвидений.По убеждению Фрейда, темное ощущение изначальной вины имелосвоим источником комплекс Эдипа.

Врожденное бессознательное влечениевызывало грех, который оказался поворотным пунктом в антропогенезе,перводвигателем человеческой истории. Фрейд подчеркивал, что совесть,теперьявляющаясянаследственнойдушевнойсилой,приобретеначеловечеством в связи с комплексом Эдипа. Совершив коллективноепреступление, пралюди сорганизовались в экзогамный род, то есть обрелиспособность к социальной жизни, что и содействовало превращениюживотного в человека.Каждая культура, по словам З. Фрейда, создается принуждением иподавлением первичных позывов. При этом у людей имеются врожденныеразрушительные,азначит,противообщественныеиантикультурныетенденции.

Этот психологический факт имеет решающее значение дляоценки человеческой культуры. Культурогенез, следовательно, обусловленналожением запретов. Вся культура – это множество табу. Благодаря имкультура безвестные тысячелетия назад начала отделяться от первобытного61животного состояния. Речь идет о первичных запретах-табу: кровосмешении,каннибализме и страсти к убийству.Главная задача культуры, по Фрейду, настоящая причина еесуществования в том и состоит, чтобы защищать нас от природы. Фрейдсчитал, что религия оказала культуре огромные услуги.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее