Диссертация (793016), страница 30
Текст из файла (страница 30)
А поскольку историческая жизнь Церкви неразрывно связана с143историей человечества, со смыслом этой истории, то отрицание еѐ впротестантизме породило такое явление, как антиисторизм. Н.А. Бердяев,анализируя протестантизм, писал: «Я думаю, что тот процесс, которыйпроисходит в области критики истории церковной, происходит и в областиистории вообще. Потому что, поистине, существует и священное преданиеистории, священное предание культуры, священное предание традиции. Итолько тогда, когда познающий субъект не разрывает с этой внутреннейжизнью, может он приобщиться к еѐ внутреннему существу. Когдаразрывает, – он до конца должен пройти путь самоотрицания. Получаютсялишь клочья истории, какое-то сплошное разоблачение историческихсвятынь»207.
Перечеркнув Священное Предание, саму Церковь с еѐ историей,человек в протестантизме мнил, что остался один на один с Богом. Поизвестному выражению, «Мартин Лютер высидел то яйцо, которое снѐсЭразм Роттердамский» – протестантизм был созвучен центральнымустановкам Ренессанса. В силу этого, возникающие в эпоху Нового временифилософские системы или модели исторического развития были основаны наантропологическом основании, характеризующемся культом человеческойсвободы, природного начала в нѐм, духом секуляризма.
Философия историиНового времени, в отличие от христианской модели, утверждающей дведвижущие силы исторического процесса: Бога и человека, – вывела напервый план человека. Философ и историк М.В. Бахтин видит прямую связьмежду этими установками и начавшейся в XVII веке эпохой войн ибуржуазных революций в Англии и Франции: «Почему они стали возможны?Во многом, благодаря тому, что их идеологи и вожди руководствовалисьмыслью о том, что человек, обладающий свободной волей, вправевмешиваться в естественный ход исторических событий и строить историю,подгоняяреальностьподсозданныечеловеческимразумомсхемысоциального устройства»208.
Идея прогресса, вытекающая из культа207208Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 9, 10.Бахтин М.В. Богословское осмысление истории. М., 2006. С. 50.144человеческого разума, представление о непрерывном движении человечествак Просвещению, вне понимания закономерностей исторического процесса ивнесвязисхристианскойдуховнойикультурнойтрадицией,смыслозадающей для европейского человечества, с неизбежностью привелапрямо к противоположным результатам.
Вместо торжества разума – безумие;прогресс обернулся совершенствованием способов уничтожения человека,вместо Просвещения – мракобесие нацизма, обращение к языческимкультовым практикам. Всѐ это мы видим в Новейшей истории.Для полноты описания отметим, что, наряду с антиисторизмом,порождением протестантизма, в Новое время возникли философскиеконцепции истории, продолжающие традицию исторического мышления,сформированную в христианстве.
Одна из них принадлежит итальянскомумыслителю Джамбаттиста Вико (1668–1744). Он отстаивает идею единствамировой истории, а также человечества. В своѐм труде «Основания новойнауки об общей природе наций» он предлагает модель историческогопроцесса, соединяющую в себе идею прогресса, поступательного движенияистории, с идеей цикличности, характерной для античности. При этомкаждый новый исторический цикл повторяет предыдущий на более высокомуровне.
Аббат Вико утверждал, что законы исторического развития нацийстоль же незыблемы, как и законы природы. Основной движущей силойсоциумов,помнениюВико,являетсяпринципобщественноговзаимодействия. Стержнем всякой нации является еѐ духовная жизнь. Эту,духовную сторону исторического развития социумов, он пытался осмыслитьи даже структурировать.Эпоха Романтизма конца XVIII – начала XIX веков породила всплескисторизма. Одно из самых значительных имѐн этого периода, связанных сразвитием исторической науки – Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). В еготруде «Идеи к философии истории человечества», в котором он ставитпроблему наличия законов общественного развития, представлена его модельистории,основаннаянаидеепрогресса,145обусловленноготем,чточеловечество осуществляет синтез достижений великих цивилизаций. И.Г.Гердер,продолжаятрадициюхристианскогопониманияистории,представляет еѐ как единый процесс.
Его подход к пониманию историисформулирован им в предисловии к упомянутому выше сочинению: «Кольскоро обо всѐм, что есть на свете, трактует философия и наука, почему бы ине быть такой философии и такой науке, которые трактовали бы то, чтопрежде всего нас касается, историю человечества в целом? О таком предметевсѐ напоминало мне: и метафизика и мораль, и физика … а больше всего –религия, Бог, всѐ в природе установивший по мере, весу, числу – так что отцелого мироздания и до мельчайшей пылинки <…> повсюду царит единаямудрость благость, Бог, так чудесно всѐ промысливший в человеческом телеи в человеческой душе <…> неужели в предопределении и устройстве родачеловеческого в целом Бог вдруг отступился от мудрости своей и доброты иникакого замысла не положил в основу своих установлений?! Или онпожелал скрыть его от нас, тем более, что столь многие законы своеговечного плана явил он нам в творениях низших, нас менее касающихся?< …>Или, быть может, люди не должны знать план? <…> Разве не упорядоченывремена, как упорядочены пространства?»209.В духе укоренѐнного в самой латинской культуре правового сознания,развитого затем в протестантизме, построены исторические модели И.Г.Фихте (1762–1814) и Ф.В.Й.
Шеллинга (1775–1830). У Фихте, в его моделиутопического социализма, общество гарантирует своим членам равенство иправо на свободную деятельность в тех или иных сферах общественногоразделения труда. При этом двигатель прогресса – жизнь каждого во имяблага всего общества. Многовековый опыт христианской культуры, каквидим, отразился и на историософии видных европейских мыслителей. Вглавном труде Шеллинга «Система трансцендентального идеализма»выстроенаегомодельистории,основаннаянаидее«правовогоиндивидуализма». Исторический прогресс раскрывается как постепенное209Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: «Директ-Медиа», 2007.
С. 14, 15.146движение к «правовому закону», гарантирующему свободу гражданам.Абсолютизация исторического движения как развития абсолютного духаосуществлена в философском творчестве Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831). В еготруде«Философияистории»выстраиваетсямодельдиалектическогоразвития исторического процесса, достигающего своего апогея в правовомустройстве современной Гегелю Германии. В системе Гегеля характернымявляется абсолютизация философского дискурса как адекватного языкасамой истории. Религия в этой системе имеет подчинѐнный характер, какодна из форм проявления абсолютного духа.
«Историософия Гегеля –апофеоз западно-протестантского типа мышления, преломлѐнного в областисоциальных процессов»210.Кризисно-катастрофическая история ХХ века породила и кризисисторизма и, как следствие, активизацию эсхатологической тематики вразныхвариантах(«конецистории»,«постистория»ит.п.).Господствующим направлением философско-исторической мысли сталантиисторизм. Необычайная сложность социальной динамики XIX–XXвеков, «немоделируемость» социальных процессов породили идею оботсутствии исторического детерминизма между эпохами, невозможностиобъяснения каждого исторического периода из предыдущего. Поистине, поГамлетовски, «распалась связь времен».
В 1918 году Освальд Шпенглер вкниге «Закат Европы» предлагает свою модель истории. Он выделяет восемьвеликих культур, сменяющих одна другую, но существующих совершеннонезависимо. Отвергая «ньютонианство» с его лапласовским детерминизмом ввидении исторической перспективы, он создаѐт картину, в которой каждаяэпоха – уникальна, как редкое растение: «у «человечества» нет никакой цели,никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек илиорхидей. «Человечество» – пустое слово.
<…> Вместо монотонной картинылинейно-образной всемирной истории, держаться за которую можно толькозакрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я210Бахтин М.В. Богословское осмысление истории. М., 2006. С. 55.147вижу феномен множества мощных культур, <…> каждая из них налагает насвой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своясобственная идея, собственные страсти, собственная жизнь <…> исобственная смерть. <…> Культуры эти, живые существа высшего порядка,вырастают со своей возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле.Подобно растениям и животным, они принадлежат к живой природе Гѐте, ане к мировой природе Ньютона»211.
Созвучна подходу к истории О.Шпенглера, протестующего против исторического догматизма, творческаяразработка философии истории А. Тойнби (1889–1975). Его можно отнести крелигиозным мыслителям. Он полемизирует с социоцентристскими идеями,получившими большое распространение в XIX–XX веках, активно привлекаяаналогииизпереживающейвэтотпериодсвойподъѐмфизики:«Пространство, само не совершая действий, является сферой действияэлектронов, атомов, частиц, так и общество не может играть активную,созидательную роль в человеческих делах.
Общество не является и не можетбыть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельныелюди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создаютчеловеческую историю»212. Отказ многих представителей историософскоймысли ХХ века от поиска исторического детерминизма, универсальногосмысла,связиисторическихэпох–характернаячертазападнойисториософии. Тут несомненно влияние Ф. Ницше, чьи идеи нанеслиощутимый удар по традиционализму в подходах к культуре и истории. Ещѐодин яркий представитель новейшего антиисторизма – Карл Поппер (1902–1994).
















