Отзывы официальных оппонентов 1 (792969), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Третья глав диссертации называется «Эволюция политики включения гендерного ресурса в государственное управление в советский и постсоветский период». В ней автор рассматривает объект своего исследования в исторической ретроспективе и констатирует растратный характер применения гендерного ресурса. Ключевой идеей первого параграфа третьей главы, название которого «Гендерный ресурс в условиях политики трудовой мобилизации женщин в ХХ в.: амбивалентная роль гражданского общества», является фиксация факта отсутствия женщин как самостоятельной политической силы в политической жизни СССР.
Во втором параграфе третьей главы «Гендерный ресурс в условиях либерализации российской государственной политики в нач.ХХ1 в.: патернализм т з гражданственности» автор исследует диалектику патернализма и гражданственности в контексте современной государственной гендерной политики. Вывод автора заключается в том, что «ставка на расширение помощи нуждающимся, проведение патерналистской по сути социальной политики, может стабилизировать социальнополитическую ситуацию в стране только в краткосрочной перспективе» (с. 223). Нельзя не согласиться и тезисом автора, что «выбор между патернализмом и гражданственностью как активностью отдельных индивидов и социальных групп как целями социальной политики — это выбор между политической демодернизацией и социально-культурной модернизацией, развитием гражданского общества» (с.225), Проанализировав характер государственной социальной политики в целом, М.А.
Кашина переходит к рассмотрению отдельных государственных программ и концепций для определения характера и способов использования гендерного ресурса государственной политики и управления. В качестве объектов анализа автор выбрал действующие концепции демографической, миграционной и семейной политики и рассмотрел их в третьем параграфе третьей главы «Анализ концепций демографической, миграционной и семейной политики России до 2025 г.
с позиций применения гендерного ресурса государственной политики и управления». Автор строит структурную схему отраслей социальной политики (см. рис, на с.23О), анализируя их эффективность с точки зрения задач интенсификации применения гендерного ресурса государственной политики и управления.
Исследовав политику включения гендер ного ресурса и государственную политику и управление на социетальном уровне, в следующей главе «Гендерный ресурс развития социально-политического института российской государственной гражданской службы» М.А. Кашина обращается к институциональному уровню.
Б первом параграфе автор рассматривает предпосылки актуализации гендерно го ресурса государственной политики и управления на институциональном уровне. По мнению М.А, Кашиной, если на социетальном уровне эти предпосылки связаны с модернизацией всего общества, в том числе гендерных отношений, то на институциональном уровне, они порождаются задачами модернизации государственного управления и государственной службы, идущей, «с одной стороны в направлении повышения результативности и публичности, а с другой, усиления сервисного характера» (с.
296). С точки зрения автора„это формирует две предпосылки актуализации применения гендерного ресурса государственной политики и управления на институциональном уровне: политическую, связанную с конструктивным разрешением политического и карьерного в кадровой политике государственных органов, и организационно-деятельностную, определяемую нарастанием значимости для эффективного обеспечения полномочий государственных органов и оказания государственных услуг населению качеств, формируемых в ходе гендерной социализации у женщин (с. 297).
Тезис о сервисном характере современной гражданской службы позволяет автору диссертации поставить вопрос об оценке таких феноменов как феминизация нижних этажей государственной машины„с одной стороны„ и воспроизводство мужского доминирования на верхних этажах, с другой. Автор широко использует различные статистические данные, а также результаты собственных политико-социологических исследований. В пятой главе диссертации «Интенсификация применения гендерного ресурса государственной политики и управления: институциональные и неинституциональные основания» автор анализирует две альтернативные модели применения гендерного ресурса в государственной политике. Первую модель М.А,Кашина связывает с тенденциями модернизации общества, вторую модель — с проведением социокультурной демодернизации, Последняя, по мнению автора, ведет к ослаблению позиций женщин в публичной сфере.
В заключительной главе диссертации М.А. Кашина анализирует основания, которые позволяют аргументировано выбирать и проводить политику воспроизводства, а не растраты гендерного ресурса государственной политики и управления. В качестве одного из типа оснований процесса интенсификации применения гендерного ресурса автор относит институциональные основания — наличие специализированных структур, решающих гендерные проблемы, в системе государственных органов всех уровней, Особый интерес, с точки зрения реализации целей диссертационного исследования, представляет анализ Национальной стратегии действий в интересах женщин на период 2017 — 2022гг., которая была утверждена распоряжением Правительства РФ в марте 2017 г. Автор рассматривает предысторию появления этого документа, отдельно остановившись на обсуждении проекта Концепции в сети Интернет, чтобы показать неоднозначность его восприятия в российском общественном мнении.
Вывод автора состоит в том, что в современной государственной политике при решении женских проблем происходит столкновение двух противоположных (фамилизации/ дефамилизации; традиционных подходов ценностей/эгалитарных гендерных норм и ценностей) (с. 417). Недостаточность институциональных оснований проведения политики интенсификации гендерного ресурса государственной политики и управления актуализирует задачу рассмотрения ее неинституциональных оснований, которые автор диссертации связывает с повьппением гендерной компетентности и гендерной культуры будущих и действующих государственных гражданских служащих.
Этому посвящен третий параграф пятой главы. Ценным в данном параграфе является то, что автор не только работает с учебно-методическими материалами, но и анализирует собственную педагогическую практику преподавания курсов с гендерной проблематикой, в частности, программы дополнительного профессионального образования гражданских служащих, которая называется «Гендерный анализ в государственном управлении: теория и основные направления использования» (с. 409-437). В заключении своей работы М.А. Кашина систематизирует основные итоги анализа, проделанного в диссертационном исследовании, а также обобщенно описывает свою авторскую концепцию гендерного ресурса государственной политики и управления и обозначает основные направления дальнейппгх исследований в области гендерного анализа государственной политики и управления.
В целом диссертация М.А. Кашиной производит впечатление успешной попытки политологического анализа российской государственной политики в области гендерных отношений. Автору удалось создать новую политологическую концепцию, которая создает методологические основания для развития нового направления в российской политологии — гендерного анализа государственной политики, государственного управления и государственной гражданской службы.
В то же время, несмотря на безусловно положительную оценку диссертации М.А. Кашиной, хотелось бы сделать ряд замечаний. 1. В работе фрагментарно ~в четвертой главе) представлен гендерный профиль законодательной власти. На мой взгляд, требуется более полный гендерный анализ депутатского корпуса на федеральном и региональном уровнях. 2.
В диссертации автор сделал акцент на анализе деятельности акторов публичной сферы, не уделяя достаточного внимания другим субъектам гендерной политики — бизнес-организациям, организациям некоммерческого сектора в сфере гендерных отношений, которые также оказывают свое влияние на разработку и реализацию государственной гендерной политики. Из всех некоммерческих организаций в исследовании присутствует анализ деятельности только женских организаций. 3. Более полным мог быть анализ практической деятельности исполнительных органов государственной власти по решению~нерешению гендерных проблем, существующих в российском обществе. Анализ документов государственного стратегического планирования стоило бы дополнить исследованиями того, как государственные решения воплощаются в жизнь.