176668 (685572), страница 12
Текст из файла (страница 12)
В работе “Вклад в теорию торгового цикла” (1950) Хикс построил теорию циклических колебаний экономического роста, основанную на предположении о существовании двух барьеров (ограничителей) равновесного движения: “потолка” и “пола”. Рост дохода наталкивается на “потолок”, когда достигается полная занятость. Реальные доходы перестают расти. Но тогда инвестиции резко сокращаются, поскольку их размеры зависят от прироста дохода, а не от его уровня. Это вызывает падение уровня дохода. Второй барьер определяется тем, что инвестиции не могут упасть до 0. Поэтому, когда уменьшение объема инвестиций достигает “пола”, их сокращение прекращается, а предельная эффективность начинает расти. Это вызовет рост инвестиций и тем самым увеличение совокупного дохода. В итоге устанавливаются циклические колебания уровня дохода и занятостью.
8 апреля 1904 г. – 20 мая 1989 г.
Премия памяти Нобеля по экономике, 1972 г.
Английский экономист Джон Ричард Хикс родился в Уорике, неподалеку от Бирмингема.
Первая книга X. “Теория заработной платы” ("The Theory of Wages", 1932), внесла два фундаментальных нововведения в экономический анализ. Во-первых, она определила “эластичность субституции” – показатель, измеряющий относительную легкость замены одного фактора производства другим. Если эластичность равна нулю, никакая замена невозможна. Если она выражалась бесконечностью, оба фактора были полностью взаимозаменямыми. Во-вторых, она показала, что этот фактор эластичности имеет прямое отношение к вопросу о распределении дохода и экономического роста. Марксисты, например, обычно исходили из того, что трудосберегающий технический прогресс, характерный для современного индустриального хозяйства, будет приводить к снижению доли труда в национальном доходе. Но это предположение будет верным лишь тогда, когда эластичность субституции труда и капитала будет меньше единицы. В действительности же доля труда на протяжении последнего столетия была более или менее постоянной (так называемый закон Боули), что соответствует долговременному значению эластичности субституции, равному единице.
Между 1935 и 1938 гг. X. написал свою наиболее значительную работу “Стоимость и капитал” ("Value and Capital"), которая помогла разрешить основной конфликт между теорией экономического цикла и теорией всеобщего равновесия. Опубликованная в 1939 г., она часто считается более ранней британской версией “Основ экономического анализа” ("Foundations of Economic Analysis") Пола Сэмюэлсона. В начальных главах книги выдвигается то, что сейчас называется ортодоксальной теорией поведения потребителей и производителей и его последствий. X. утверждал, что изменения в цене товаров оказывают “субституционный” эффект, который всегда негативен, и “доходный” эффект, который может быть как негативным, так и позитивным.
Книга также заложила основу для последующих исследований “компенсационного принципа” в анализе соотношения издержек и результатов. Политика свободной торговли, например, может принести выгоды американским покупателям японских автомобилей, но нанести ущерб членам профсоюза автомобильной промышленности. Коль скоро выгоды покупателей превышают потери рабочих, то потребители могут компенсировать рабочих (то есть передать им часть своих доходов), тем самым распространив выгоды на всех. Долларовые выгоды измерялись “потребительским излишком” (разницей между тем, что потребитель готов заплатить за товар, и тем, что он фактически должен заплатить). Но X. признавал, что здесь имеется определенная двусмысленность. Хотя взгляды X. на компенсационный принцип позднее подверглись критике со стороны Сэмюэлсона и других экономистов за то, что он не обращал внимания на проблемы распределения, полезность этого принципа как инструмента для анализа соотношения “издержки – результат” была общепризнанной.
Другим нововведением, внесенным книгой “Стоимость и капитал” в экономическую теорию, было новое отношение к динамической стабильности в моделях всеобщего равновесия. В этой области X. стремился выяснить условия, при которых несбалансированная экономическая система может вернуться в сбалансированное состояние. Хотя эти условия, как позднее показал Сэмюэлсон, не были ни достаточными, ни необходимыми для динамической стабильности, их ценность была впоследствии доказана исследованиями Джерарда Дебре и Кеннета Эрроу. Одно из ключевых понятий динамической концепции X. – “временное равновесие” – сейчас широко используется в теоретической макроэкономике. В общем, влияние X. в большей степени связано с его методами анализа, например с использованием сравнительной статистики и применением динамического анализа к изучению экономического роста и торгового цикла, чем с его результатами.
В конце 30-х гг. было положено начало кейнсианской революции, и, увлеченный ею, как и многие другие экономисты, X. написал две рецензии на книгу Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег” ("The General Theory of Employment, Interest, and Money"). Одна рецензия теперь уже почти забыта, а другая – “Г-н Кейнс и классики” ("Mr. Keynes and the Classics"), – опубликованная в 1937 г. в журнале “Эконометрика” ("Econometrica"), оставила значительный след. В ней X. представил свою знаменитую диаграмму “инвестиции и сбережения – ликвидность и деньги (IS – LM).
Кривая LM выражает все комбинации национального дохода и процентной ставки, которые соответствуют ситуации равенства между спросом на деньги и предложением денег. Кривая IS показывает все комбинации национального дохода и процентной ставки, которые соответствуют ситуации равенства сбережений капиталовложениям. Пересечение двух кривых указывает на точку, в которой процентная ставка и национальный доход находятся в состоянии равновесия.
Теория X. о деньгах и отклонении от кривой LM предвосхитила современные теории спроса на деньги, определяемого портфелем ценных бумаг и сделками, которые позднее были разработаны Джеймсом Тобином. X. также показал, что самостоятельное увеличение правительственных расходов передвинет кривую IS вправо, что означает увеличение национального дохода. Также возрастет процентная ставка, кроме тех случаев, когда кривая LM оказывается плоской (эти случаи известны как кейнсианская “ловушка ликвидности”). Считая, что “ловушкой ликвидности” характеризовалось состояние денежных рынков во времена Великой депрессии 30-х гг., многие кейнсианцы настаивали на том, чтобы для стимулирования совокупного спроса была использована фискальная политика.
Не будет преувеличением сказать, что многое в кейнсианской макроэкономике в 50-е и 60-е гг. было всего лишь варьированием идей X. В эти десятилетия споры в области экономической политики, в которых противопоставлялась эффективность монетарных средств фискальным, часто велись в рамках диаграммы IS – LM. В начале 70-х гг., однако, диаграмма X. оказалась предметом нападок со стороны ряда кейнсианцев, включая Роберта Клоуэра, одного из бывших студентов X. Оппоненты X. утверждали, что кривые IS-LM искажали, по существу, динамичную и лишенную равновесия природу теории Кейнса своим статичным и сбалансированным характером.
На деле же, однако, X. показал в своей теории торгового цикла 1950 г. динамичную природу краткосрочного развития, особенно в отношении к определению размеров инвестиции. Диаграмма IS – LM, если она применяется правильно, остается надежным инструментом. Историк развития хозяйства Питер Темин, например, использовал ее, чтобы показать, что монетаристское объяснение причин Великой депрессии в Соединенных Штатах – резкое падение предложения денег – опровергается эмпирическими свидетельствами – данными о процентных ставках и о национальном доходе.
С 1939 по 1946 г. X. был профессором экономики в Манчестерском университете. В 1946 г. он был назначен сотрудником Наффилд-колледжа в Оксфорде, а в 1952 г. стал профессором политической экономии в Оксфорде, и на этой должности он оставался до выхода в отставку в 1965 г.
X. продолжал интенсивно содействовать развитию экономической теории, хотя многое из того, что он сделал после его “Стоимости и капитала”, еще предстоит полностью включить в основной поток экономической мысли. В его книге 1965 г. “Капитал и рост” ("Capital and Growth") использовалось понятие сравнительной динамики для изучения стабильного и оптимального пути развития. В этой книге он ввел концепцию рынков “фиксированной цены” и “гибкой цены”, различие между которыми оказалось продуктивным в макроэкономике.
В “Теории экономической истории” ("A Theory of Economic History", 1969) X. применил свои теории к анализу экономической истории, предлагая тем самым новый взгляд на экономическую действительность. Например, он обратил внимание на последовательность событий, благодаря которым распространение новой технологии вело к экономическому росту. Он развил эту идею в книге “Капитал и время” ("Capital and Time", 1973). В книге “Причинность в экономике” ("Causality in Economics", 1979) он исследовал динамику последовательности экономических процессов, различие между экономическими запасами и потоками и проблему выявления причинной зависимости между экономическими переменами.
У. Ростоу и стадии экономического роста
Социологическая модель в стадии экономического роста Уолтера Ростоу.
Экономический рост проходит ряд стадий. Укрупненно 3 стадии:
доиндустриальная стадия (до начала промышленного капитализма);
индустриальная стадия (основана на машинном труде) – промышленный капитализм. Если основу доиндустриального общества составляло с/х, то основу индустриального общества промышленность. Экономический рост резко ускорился во всех странах, начал повышаться уровень жизни.
постиндустриальная (общество массового потребления, информационное общество). Основа этого общества: сфера услуг, а ведущая отрасль – производство, хранение и переработка информации. В сфере услуг работает 50-70% занятых. Экономический рост идет благодаря новым научно-техническим знаниям, наукам, изобретениям.
В книге “Стадии экономического роста. Антикоммунистический манифест” показал, что развитие событий в 20-ом веке не соответствуют тенденциям развития 19 века. И будущее человечества – это развитие человеческой индивидуальности, коллективизм Маркса, Энгельса, Ленина можно назвать “муравьиным социализмом”.
Дж. В. Робинсон и П. Сраффа: левое кейнсианство
Джоан Робинсон (1903-1983). Закончила Кембридский университет.
Работа Робинсона “Теория несовершенной конкуренции”. Это высокоабстрактное исследование кривых средних и предельных издержек, среднего и предельного дохода, эластичности спроса и предложения. Считала, что ее работа – “ящик с инструментами”, которые должны использоваться при анализе реальных проблем и ситуаций, связанных с рыночным механизмом. Робинсон видела свою задачу в том, чтобы показать, что для изучения различных типов рынков пригодны одни и те же методы анализа, одна и та же система понятий. В центре исследования – проблема цены. Предполагается, что на стороне предложения действует множество обособленных производителей ни один из которых не обладает возможностью через объем своих продаж оказывать влияние на общую рыночную ситуацию и уровень цен. Цены складываются стихийно и воспринимаются каждым продавцом как данность. На стороне спроса фигурирует множество обособленных показателей, полностью независимых в своих оценках. Главный вопрос, привлекающий внимание Робинсон – рыночное поведение крупных компаний, которые в отличие от экономических субъектов способны вследствие размеров оказывать влияние на рыночный процесс.
Шла по стопам Сраффы (итальянский экономист). В своей статье (1926) писал о том, что несовершенство конкуренции – это не следствие каких-то помех, задерживающих действие сил конкуренции, а закономерный результат, связанный с определенными факторами, оказывающими влияние на рыночный процесс. Главный из них – экономия на масштабах, т.е. возможность снижать издержки при увеличении объемов производства. Статья “Законы образования доходов в условиях конкуренции”. В ней утверждалось, что поведение фирмы на рынке должно описываться скорее в терминах монополии, чем конкуренции. Сраффа обращал внимание на такой фактор монополизации, как увеличение масштабов производства, укрупнение производственных, экономических единиц. Он отмечал влияние, которое оказывает рост масштабов производства на снижение издержек единицы продукции. Сраффа полагал, что кривая спроса будет вести себя особым образом, если потребители отдают явное предпочтение продукту какой-то одной фирмы. Основаниями для этого предпочтения могут быть известная торговая марка, особое наименование и “некоторые специфические особенности модели или конструкции, которые – не превращая продукт в товар, предназначенный для удовлетворения других потребностей, - преследуют цель отличить этот продукт от других фирм”. В сущности, здесь формулировалась, хотя и в самой общей форме, идея монопольного контроля над рыночным спросом под влиянием дифференциации продукта.
Робинсон придает решающее значение появлению гигантских компаний, которые способны осуществить регулирующее воздействие на рыночное соотношение спроса и предложения. Ввела определение “дискриминация в ценах” – это продажа одного и того же вида продукции различным категориям покупателей по разным ценам, а также маневрирование ценами во времени и на разных географических рынках. По мнению Робинсон маневрирование ценами – характерная черта монополистической политики, направленной на гибкое приспособление к рыночным сегментам и на расширение рынка с помощью механизма цен. В условиях монополии, практикующей ценовую дискриминацию, объем выпуска продукции больше, чем в условиях простой монополии (единая цена), а средний доход выше. Идеи о возможности монополистического регулирования цен и объема производства приводили к определенным выводам в отношении рыночного механизма в целом. Крупные компании способны формировать цены и маневрировать ими. Ставится под сомнение ключевой принцип отождествления равновесия спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов и максимизацией общественного благосостояния.
Теория фирмы. Теорема Р. Коуза
Рональд Коуз (1910 в Англии). Американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1991.
В статье “Природа фирмы” (1937) Коуз отвечает на вопрос: почему какая-то часть экономической деятельности протекает внутри фирмы, где имеют место вертикальные экономические структуры, действующие на основе прямых приказов, а другая осуществляется на рынке, где роль приказов исполняют свободно устанавливаемые цены? Почему экономика не может существовать в виде “сплошного рынка”?
Ответ Коуза прост: сплошной рынок требует чрезмерно высоких затрат на заключение сделок. Экономика не может функционировать в виде одной гигантской фирмы.
Концепция развития фирмы. В основе этой концепции лежит идея роли трансакционных издержек. Коуз отмечает, что при каждой сделке необходимо “проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия”, т.е. возникают “издержки использования рыночного механизма”, которые необходимо учитывать. Это позволило сформулировать причины и пределы существования фирмы. Существует фирма до тех пор, пока издержки администрирования внутри фирмы оказываются меньшими, чем при рыночной сделке. Это сочетание отслеживается с помощью конкуренции.
Примененный в отношении государства, этот принцип помогает найти границы как вмешательства государства в экономику, так и коммерциализации общественного сектора. Здесь речь идет и об эффекте третьих лиц. Принцип известен как “теорема Коуза” – правило регулирования так называемых внешних эффектов – шумов аэродрома, отравления реки – сбросом неочищенных стоков и т.д. Надо эти “провалы рынка” исправлять путем закрепления собственности, чтобы кто-то владел данным ресурсом. Тогда и отношения по оптимальному распределению эффектов будут урегулированы между собственниками без участия государства.















