ВКР Блажко (1234448), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Стабильность и долгосрочность конституционной модели российского правового государства (наряду с полнотой, завершенностью и внутренней согласованностью этой модели) являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации.
Поэтому принципиально важно, чтобы необходимые для утверждения конституционализма улучшения, изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись на основе принципов, норм, механизмов и процедур нынешней Конституции - в рамках ее толкования, поправок и дополнений к ней.
Ключевая задача в этом плане состоит в том, чтобы, оставаясь в целом в рамках действующей Конституции и прочно блокируя опасный путь борьбы за принятие какой-то другой Конституции, доступными конституционными средствами (разумный компромисс различных властей во имя сохранения нынешней Конституции, развитие и укрепление системы и механизма сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, соответствующие толкования Конституционного Суда, необходимые поправки к Конституции и т.д.) ввести полномочия Президента в русло и границы исполнительной власти, усилить полномочия парламента как представительной и законодательной власти, создать и утвердить сильную правозащитную судебную власть и в результате всего этого добиться такого реального баланса трех самостоятельных ветвей власти, который необходим и достаточен для их согласованного действия и нормального функционирования.
В отношениях между президентской и законодательной властью особого внимания заслуживает конкуренция между актами Президента Российской Федерации и федеральными законами. Согласно Конституции (ст. 90), обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».
Здесь, отчасти ввиду больших пробелов в законодательстве, явно нарушен принцип иерархии источников права (Конституция - закон - указ и т.д.) в рамках правового государства.
Данный принцип требовал иной формулировки, а именно: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов» [13,
с. 104].
Очевидно, что указное законотворчество, какие бы доводы при этом ни приводились, нарушает правомочия законодательной власти и девальвирует принцип верховенства закона.
Тем самым подрываются и общие основы всей системы нормативно-правовых актов. С учетом сложностей внесения в Конституцию поправок было бы целесообразно данную коллизию между законом и указом разрешить в пользу верховенства закона посредством соответствующего толкования Конституции Конституционным Судом Российской Федерации.
Рассмотрим Федеральный закон «О полиции» как один из существенных факторов, способствующих формированию правового государства.
В принятом Федеральном законе «О полиции» адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также нормы ряда международных документов, касающихся правоохранительной деятельности. Россия сделала очередной шаг на пути сближения с международно-правовыми стандартами полицейской деятельности. В законе были учтены нормы и рекомендации таких международных документов, как Декларация о полиции, Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, Европейский кодекс полицейской этики, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, об уголовной ответственности за коррупцию и ряд других.
Анализируя новый институт, нельзя не отметить имеющиеся как положительные, так и отрицательные черты Федерального закона «О полиции». Если говорить о положительных чертах, то следует остановиться на следующем.
1. В основу Федерального закона «О полиции» легли такие основополагающие принципы правового государства, как «соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина» (ст. 5), «законность» (ст. 6), «беспристрастность» (ст. 7), «открытость и публичность» (ст. 8), «общественное доверие и поддержка граждан» (ст. 9). Даже то обстоятельство, что законодателем сделана попытка прописать указанные принципы в новом законе, говорит о большом шаге, сделанном в сторону реформирования правоохранительного органа России.
2. В новом законе прописана более детальная и четкая конструкция норм, регламентирующих права и обязанности сотрудников полиции (глава 3 закона), которая сводит к минимуму двойное толкование как прав так и обязанностей сотрудников полиции при исполнении ими своих обязанностей и соответственно минимизирует различного рода превышения и злоупотребления с их стороны.
3. Принятый закон предусматривает более широкое участие граждан в деятельности и оценке результатов полиции, чем это было в период действия Федерального закона «О милиции», и в некоторой степени предусматривает наличие определенной зависимости работы полиции от общественного мнения, складывающегося по результатам функционирования данного института, в т.ч. посредством создания предусмотренных в новом законе общественных советов при полиции, отчетов должностных лиц о своей деятельности не реже одного раза в год перед гражданами, государственными и муниципальными органами, в т.ч. через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (пп. 1, 3 ст. 8 ФЗ «О полиции»). Т.е. совершенно четко можно говорить о том, что деятельность органов внутренних дел становится более открытой для общества.
4. В новом законе имеет место четкое обозначение объема прав граждан и иных лиц, которые являются противоположной стороной в отношениях с представителями полиции, т.е. субъектами, в отношении которых реализуются права и обязанности сотрудника полиции (право на телефонный звонок, на разъяснение причин обращения сотрудника полиции и т.д.). Данные нормы также сводят к минимуму возможные недоразумения в ходе реализации Федерального закона «О полиции».
5. С принятием нового закона полиция уходит от не свойственных функций (тех. осмотры в ГИБДД, охрана объектов на коммерческой основе, самостоятельные проверки субъектов предпринимательской деятельности и т.д.) и законодателем делается акцент на необходимые приоритеты в жизни современного Российского общества - на противодействие организованной преступности и экстремизму, а также противодействие коррупционным проявлениям в обществе.
6. Новый закон устанавливает четко прописанные более высокие требования к сотрудникам полиции, как к будущим кандидатам так и к действующим сотрудникам. Речь идет о не принятии на работу в органы внутренних дел лиц, ранее привлекавшихся к различного рода ответственности, в т.ч. уголовной, административной, наличие ранее погашенной судимости.
7. В самом законе прописан испытательный срок для поступающего на службу в полицию в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности, на замещение которой он претендует.
С точки зрения отрицательных моментов, касающихся проводимых реформ в данном направлении, следует остановиться на следующих:
1. Целесообразно принять на федеральном уровне более глобальный нормативный акт, регламентирующий деятельность, структуру, функции и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором отдельным блоком прописать структуру, функции и полномочия полиции.
2. Следует сказать о том, что четко не решен вопрос с отменой «палочной системы» показателей деятельности многих подразделений полиции. Целесообразно прописать в законе ясные критерии оценки профессиональной деятельности сотрудников полиции, иначе данное явление попросту не искоренить.
3. В законе не решен вопрос «статуса сотрудника полиции», тем более сотрудника полиции, находящегося при исполнении служебных обязанностей (находящегося на службе), а именно, что сотрудник полиции, прошедший все необходимые проверки при приеме на службу, является гарантом законности в обществе, в отношении которого категорически не допускается невежливое отношение (обращение), нецензурная лексика, игнорирование при его обращении к гражданину либо к иному лицу, т.е. сотрудник полиции - это «определенный статус», вне зависимости от формы одежды и времени суток.
4. Не совсем четко в принятом законе решен вопрос обеспечения сотрудников полиции жильем.
5. Целесообразно четко прописать требования по физической и моральной кондиции, а также готовности действующего сотрудника к выполнению поставленных перед правоохранительным органом задач, в т.ч. постоянная готовность сотрудников к сдаче определенных нормативов в зависимости от конкретной специализации.
Представляется, что отмеченные выше отрицательные черты Федерального закона «О полиции» должны корректироваться в ходе правоприменительной практики. Изучение и анализ правоприменительной практики имеет большое значение не только с точки зрения устранения неудачных с нашей точки зрения его положений, но и для выявления его влияния на формирование в России правового государства.
Анализируя современное видение и реализацию идеи правового государства, становится ясно, что к кандидатам в правовое государство выдвигаются очень высокие требования. Практически все требования связаны с верховенством индивидуальных интересов и законодательном закреплении гарантий личности, следовательно, с ограничением самой власти. С практической точки зрения принуждение необходимо в качестве средства преодоления социального конфликта, борьбы с терроризмом на разных уровнях, замораживания и устранения международных конфликтов, в том числе вооруженных., а так же в качестве противодействия коррупции, бюрократизма, безответственности, безнаказанности государственных служащих всех рангов.
Государственное принуждение обусловлено природой и квинтэссенцией государства, а также напрямую связано с реализацией основ правового государства. В правовом государстве должна существовать и четко функционировать такая система, в которой оно обязано обеспечивать, соблюдать и создавать эффективную защиту и охрану прав и свобод личности, за счет принуждения как единственно возможного средства выполнения обязанностей государства. Можно сделать акцент на нескольких основных аргументах:
- правовое государство построено на власти, что подразумевает концентрацию всего принуждения у органов государственной власти;
- воплощение идеи правового государства связано с усилением роли права;
- неотъемлемость государственного принуждения в правовом государстве является условием приоритета прав и свобод человека и гражданина;
- имеющие место в обществе правонарушения, а также угрозы общественной безопасности и государственности – аргумент в пользу государственного принуждения;
- осуществление контроля за исполнением государственного принуждения посредством компетентного, в правовом отношении, общества.
Необходимо формирование авторитетной и независимой судебной власти. Основными элементами правовой реформы являются:
- законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;
- упрочение основ и защита конституционного строя;
- реформирование государственного управления;
- создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;
- обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы;
- конкретизация основ федерализма в Российской Федерации;
- выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления;
- дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;
- развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки.
Необходимо правовое реформирование, стратегическими целями которого являются :
а) пересмотр взгляда на саму природу права на основе концепции различения права и закона (право не должно рассматриваться только как результат и орудие деятельности государственной власти);
б) решение внутренних задач реформирования права;
в) реформирование общества посредством права;
г) уточнение статуса прокуратуры (она упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной власти);
д) корректировка в ходе правоприменительной практики Федерального закона «О полиции»
Ввести полномочия Президента в русло и границы исполнительной власти, усилить полномочия парламента как представительной и законодательной власти, создать и утвердить сильную правозащитную судебную власть и в результате всего этого добиться такого реального баланса трех самостоятельных ветвей власти, который необходим и достаточен для их согласованного действия и нормального функционирования.
Очень важно чтобы вновь принимаемое законодательство носило не декларативный характер, а обладало действенной юридической силой с соответствующим механизмом реализации.
Заключение
В процессе проведенных в настоящей выпускной квалификационной работе исследований, были изучены комплексные общетеоретические аспекты природы государственного принуждения в правовом государстве, тем самым выполнена указанная во введении цель, а так же решены поставленные задачи.
Концепция правового государства в значительной степени влияет на структуру государственно-правового устройства в большинстве стран, как в теоретическом, так и в идеологическом направлении. До настоящего времени полностью концепция не реализована ни в одной стране мира, однако выступает в качестве государственно-правового идеала, своего рода законченного государственно-правового штампа, идеализированного варианта развития государства, стремящегося к своему совершенству.
Государство в лице чиновников и силовых структур читают принуждение своим главным инструментом как в борьбе с преступностью и беззаконием, так в попытке обогатиться и получить личностные блага. При том не всегда борьба с преступностью выполняется законным путем, в СМИ все чаще освещаются резонансные случаи злоупотреблений должностными лицами мерами принуждения.
В связи с этим особое внимание должно уделяться «правовой наполняемости» государственного принуждения, предусматривающей четкое и однозначное закрепление оснований применения принудительного воздействия со стороны государства, конкретный перечень субъектов, реализующих государственное принуждение, действенные гарантии прав лиц, в отношении которых осуществляются принудительные меры.
Если представить, что государство в лице специализированных органов прекратит применять физическое и психологическое принуждение, как средство выполнения законов, поддержания порядка на своей территории, то соблюдения законов и принципов права прекратится. Сразу становится ясно, что такое государство захлестнёт преступность и, в конечном счете, оно перестанет существовать.
Однако история знает и противоположные случаи установления диктата государства над гражданами, при этом государство стремится к всевластию, применяя все виды принуждения. Такое государство ставит свои интересы, выше права, подчиняет закон и уже законными методами притесняет граждан, что ведет к нарушениям прав и свобод личности. В данном случае, ни о каком соблюдении норм права речи не идет.











