Развитие внешнеэкономических связей РФ с Японией (1228014), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Для развития общественных, деловых и научных связей между обеими странами создан Российско-Японский Деловой Совет – многоплановый форум. В него входят представители деловых, научных, культурных и спортивных организаций России, участвующие в осуществлении контактов с коллегами в Японии. Также был создан Российско-Японский комитет по экономическому сотрудничеству (РЯКЭС) - правопреемник Советско-Японского комитета по деловому сотрудничеству, который был учрежден в 1965 г. одновременно с созданием Японо-Советского комитета по экономическому сотрудничеству на основе обменных писем между Торгово-промышленными палатами обеих стран. В апреле 1992 г. был преобразован в Российско-Японский комитет по экономическому сотрудничеству, который возглавил Президент Российского союза промышленников и предпринимателей - А.И. Вольский. С октября 2005 г. Председателем РЯКЭС является вновь избранный Президентом РСПП А.Н. Шохин.
Тесное сотрудничество в телекоммуникационной сфере специалистов России и Японии уже в ближайшее время способно принести ощутимую выгоду обеим странам. Прежде всего – за счет активного участия в обеспечении трафика между Европой и Азией. Для подготовки российских специалистов компанией NEC открыты учебные центры в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, в Санкт-Петербурге на базе ЛОНИИС созданы национальный центр поддержки оборудования и аналитический центр, а на совместном предприятии «НЭК- НЕВА» – центр технического обслуживания установленного на российских предприятиях телекоммуникационного оборудования.
26-31 марта 2005 г. Председатель Совета учредителей Российско-Японского Делового Совета, Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации академик Е.М. Примаков посетил с визитом Японию. Е.М. Примаков был принят Премьер-министром Японии Дз. Коидзуми, имел встречи и беседы с Министром иностранных дел Н. Матимурой, начальником Управления обороны Японии Ё. Оно, бывшим Премьер-министром, сопредседателем российско-японского «Совета мудрецов» Ё. Мори, а также другими видными политическими деятелями и руководителями крупнейших организаций японских деловых кругов. В ходе бесед с японскими политиками обсуждался широкий спектр вопросов нынешнего состояния и перспектив развития российско-японских отношений. Собеседники высказывались за всестороннее развитие сотрудничества между двумя странами. При этом Премьер-министр Дз. Коидзуми подчеркнул желательность скорейшего осуществления визита в Японию Президента Российской Федерации В.В. Путина.
На встречах с руководителями ведущих организаций деловых кругов Японии, в том числе Председателем Японо-Российского комитета по экономическому сотрудничеству (ЯРКЭС) Всей японской федерации экономических организаций «Ниппон Кэйданрэн» К. Андзаем и Президентом ТПП Японии Н. Ямагути, основное внимание было уделено обсуждению вопросов дальнейшего продвижения российско-японского торгово-экономического взаимодействия, в том числе по линии Делового Совета. С удовлетворением отмечалось, что позитивные тенденции в развитии российской экономики и выход японской экономики из затяжной стагнации создают благоприятные возможности для наращивания сотрудничества в этой сфере. В последние годы существенно вырос товарооборот между нашими странами, который приблизился к рекордному за всю историю двусторонних связей уровню в 9 млрд. долларов.
А 9 сентября 2008г. Россия объявила о запуске в коммерческую эксплуатацию подводной кабельной системы связи. Новая кабельная система соединила Россию и Японию прямым высокоскоростным маршрутом по двум географически разнесенным линиям. Кабельная система RJCN построена с применением цифрового оборудования спектрального уплотнения DWDM с планируемым увеличением пропускной способности. Организация полного кольцевого резервирования новой кабельной системы обеспечивает готовность «Ростелекома» к надежному пропуску растущих объемов международного трафика на рынок транзитного трафика Европа-Азия, в первую очередь, в направлении Россия – Япония.
«Начало 2009 года в российско-японских отношениях было отмечено визитом в Японию в январе председателя Совета Федерации Сергея Миронова и встречей 18 февраля президента России Дмитрия Медведева с премьер-министром Японии Таро Асо на Сахалине во время запуска завода по производству природного сжиженного газа.
Несмотря на развитие культурных связей и некоторые торгово-экономические успехи, политические вопросы между странами решаются тяжело, а проблема мирного договора не решается вообще. Вероятно, визит Путина также будет нацелен прежде всего на стимулирование деловых контактов между Россией и Японией, что в любом случае является событием позитивным, особенно в контексте переформатирования картины мира по причине глобального кризиса.
Новая ситуация, вызванная ослаблением позиции США в мире, может оказать стимулирующее действие и на развитие отношений между странами-соседями в Восточной Азии. Так, если Япония примет стратегическое решение на сближение с Россией в области обеспечения региональной безопасности, то есть надежда на качественные сдвиги в российско-японских отношениях и в военной сфере. В свою очередь такое сотрудничество может способствовать и решению территориальной проблемы между странами, как это имело место в российско-китайских отношениях.
Но нельзя игнорировать и другой вариант, когда ухудшение экономической ситуации в России может послужить поводом для того, чтобы Япония встала на путь усиления давления на Россию с целью решения проблемы мирного договора по японскому сценарию, т.е. путем «возвращения» Японии южных Курильских островов – «северных территорий». При таком развитии событий, очевидно, серьезных позитивных сдвигов ожидать не приходится, а риски ухудшения российско-японских отношений только увеличатся.
Таким образом, можно отметить, что за последние десятилетия Россия и Япония совершили значительный прорыв в двусторонних отношениях. Изменения коснулись экономической, инвестиционной, транспортной, культурной, политической сфер деятельности. Заключен ряд постановлений и соглашений, касающихся отношений двух соседних государств, проведены встречи и заседания, направленные на укрепление сотрудничества, получил развитие культурный обмен и обмен кадрами. Все это говорит о том, что соседи стремятся идти навстречу друг другу, налаживать и восстанавливать разрушенные в военное время связи, наверстывать упущенное за долгие годы «холодных» отношений. Нерешенным остается только «территориальный» вопрос, который, как надеется автор, в скором времени разрешится самым наилучшим для обоих государств образом.
Таким образом, перспективы внешнеэкономического взаимодействия России и Японии улучшились. Однако общее отношение японских деловых кругов к крупномасштабному взаимодействию с Россией пока еще остается достаточно сдержанным.
2.2. Современное состояние внешнеэкономических связей России и Японии.
Торгово-экономические отношения России с Японией регулируются (на основе правопреемства) советско-японским Торговым договором от 6 декабря 1957 г., предусматривающим взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации. Срок его действия продлевается автоматически.
Япония является одним из важнейших торговых партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, занимая второе место по объему товарооборота после КНР. Вместе с тем двустороннее взаимодействие в сфере экономических связей по своему уровню пока не соответствует имеющемуся у обеих сторон потенциалу, характеризуется неравномерностью развития, структурным дисбалансом (российский экспорт значительно превышает импорт из Японии).
Сдерживающим фактором внешнеэкономической деятельности является проблема финансирования продукции, поставляемой в Россию из Японии.
Товарная структура российско-японской торговли значительно отстает от соответствующих требований научно-технического прогресса. В экспорте России доля сырья превышает 50%, продукция низкой степени переработки занимает около 40%, тогда как на машины и оборудование приходится менее 1%. В российском импорте из Японии сохраняются низкая доля современного промышленного оборудования и других средств производства, необходимых для осуществления структурных преобразований в России и подъема экономики.
Заметное место в российско-японских отношениях занимают региональные связи. Особенно активно их поддерживают предприятия и организации Приморского, Камчатского и Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия), Амурской, Иркутской и Сахалинской областей. С японской стороны в региональное сотрудничество вовлечены 16 префектур и муниципальных округов.
Прогресс в торгово-экономическом сотрудничестве России и Японии в значительной степени зависит от рыночных преобразований в российской экономике и ее инфраструктуре, стабилизации и подъема, прежде всего в промышленности, от региональной динамики процессов расширенного воспроизводства капитала. Развитию взаимовыгодных и деловых связей способствовали бы и новые региональные отношения партнеров, свободные от "территориальной проблемы", решение которой лежит в совместном хозяйствовании двух стран.
Динамика товарооборота России с Японией в 90-е годы, приведенная в Таблице 2.
Таблица 2 Динамика товарооборота России и Японии, млрд. долл. (иен)
| Товарооборот | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
| Всего | 3,9 (4,7) | 4,4 (5,9) | 4,6 (5,0) | 4,1 (5,0) | 3,1 (3,9) | 2,7 (3,3) |
| Экспорт | 2,8 (3,5) | 3,6 (4,8) | 3,6 (4,0) | 3,1 (4,0) | 2,3 (2,9) | 2,2 (2,8) |
| Импорт | 1,1 (1,2) | 0,8 (1,1) | 1,0 (1,0) | 1,0 (1,0) | 0,8 (1,0) | 0,5 (0,5) |
| Сальдо | 1,7 (2,3) | 2,4 (3,7) | 2,6 (3,0) | 2,1 (3,0) | 1,5 (1,9) | 1,7 (2,3) |
Как видно из приведенных выше данных, объем товарооборота России с Японией к 1999 г. по сравнению с 1995 г. сократился почти вдвое; начиная с 1994 г. происходило постоянное снижение объема импортных поставок из Японии в Россию. В отдельные годы резкое уменьшение товарооборота в долларовом выражении объяснялось существенным снижением расчетного курса иены по отношению к доллару (в 1998 г., например, «долларовый» товарооборот сократился на 24% по сравнению с предыдущим годом, в то время как «иеновый» – всего на 16,7%).
В настоящее время удельный вес Японии в общем объеме российской внешней торговли находится на уровне около 3%, а доля России в суммарном товарообороте Японии не превышает 0,5%, что ни в коей мере не соответствует потенциальным возможностям сторон. Устойчивое положительное сальдо России в торговле со второй по экономической мощи страной мира нельзя расценивать как безусловный успех российской внешнеторговой дипломатии. Остаются нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда важнейших товаров, в том числе перерабатывающего оборудования для сырьевых отраслей и рыбной промышленности (особую важность это имеет для восточных регионов России) [20, с.47].
Структура отечественного экспорта в Японию продолжает сохранять «колониальный» характер. В 1998 г. на цветные и драгоценные металлы приходилось 36,7% общего объема российских поставок в эту страну, на рыбу и морепродукты – 29,8%, на лес и лесоматериалы – 15,8%, минеральное сырье – 8,8%. Доля машин и оборудования, как и в предыдущие годы, не превышала 0,5%.
Товарная структура российского экспорта в Японию в целом за последние годы не претерпела существенных изменений: цветные и драгоценные металлы (36% стоимостного объема экспорта), рыба и морепродукты (около 24%), лесоматериалы (14%). Вместе с тем заметно возросли поставки на японский рынок минерального сырья и топлива - угля, нефти и нефтепродуктов по итогам 20014 г. их доля составила 21% (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 Товарная структура российского экспорта в Японию











