Pokazannikov_Denis_Vikt._Doverennost_kak (2) (1220504), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Представляется, что термин «предпринимательские отношения» который применяется к безотзывным доверенностям будет рассматриваться в широком смысле, поскольку такого рода доверенности, вероятно, будут использоваться и в корпоративных отношениях, где в качестве участника юридического лица может выступать лицо, которое не является субъектом предпринимательской деятельности. Так, например, статья 32.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает особенности акционерного соглашения, в качестве которого признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. По акционерному соглашению его стороны обязуются осуществлять определенным образом права, удостоверенные акциями, и (или) права на акции и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав. Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.
Во исполнении такого рода соглашений может быть выдана безотзывная доверенность, которая предоставит право участвовать и общем собрании акционеров и голосовать при принятии решений.
Безотзывная доверенность может быть совершена при условии, что обязательство связано с осуществлением предпринимательской деятельности. Для этого необходимо сформулировать в законодательстве понятие «предпринимательское обязательство», под которым следует понимать обязательство, субъекты которого зарегистрированы в установленном законом порядке и осуществляют в рамках данного обязательства на свой риск самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Для того, чтобы корпоративные соглашения с участием акционеров и других участников корпоративных организаций относились к категории предпринимательских обязательств, необходимо расширить сферу действия безотзывных доверенностей и указать в качестве основания не только предпринимательские, но и обязательства, вытекающие из корпоративных договоров.
Для того, чтобы законодательством была предусмотрена возможность использования безотзывных доверенностей в корпоративных отношениях необходимо наряду с термином «предпринимательские обязательства» использовать термин «корпоративные обязательства» или «обязательства из корпоративных договоров».
Представляется, что безотзывная доверенность и в Российской Федерации может получить распространение в отношениях между непредпринимателями. К тому же при принятии законодательства о безотзывной доверенности ставилась цель применять нормы о безотзывной доверенности к корпоративным отношениям, где участниками хозяйственных обществ и товариществ могут выступать не только субъекты предпринимательской деятельности. О расширении сферы действия безотзывной доверенности уже звучат предложения и в средствах массовой информации.
«Например, представляемый (доверитель) заключает с представителем (поверенным) договор поручения на представление его интересов в споре о выкупе земельного участка. Момент оплаты определен сторонами датой подачи представителем необходимого пакета документов на государственную регистрацию. В момент, когда представитель, совершив все необходимые действия, добился оформления необходимых документов и ему осталось только выполнить техническую функцию по подаче документов в регистрирующий орган, недобросовестный представляемый отменяет доверенность и самостоятельно подает документы, заявляя об отсутствии оснований для оплаты вознаграждения представителю. Разумеется, представитель не лишен права требовать через суд возмещения убытков в виде фактически оказанных юридических услуг, что, однако, сопряжено с потерей времени, сил и средств. Таким образом, безотзывность доверенности будет гарантией того, что полномочие представителя не будет прекращено непосредственно перед наступлением момента оплаты».
Новеллой является и пункт 4 статьи 185 ГК РФ, согласно которой правила ГК РФ о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.
ГК РФ не называет виды договоров, которые могут предусматривать полномочия представителя. Вероятно, это может быть любой договор, не только договоры посреднического типа (поручения, агентирования и др.), что, однако требует разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
Единственное требование к такого рода договорам, содержащееся в названной статье, - это стороны договора. В качестве стороны договора должен выступать доверитель (представляемое лицо). При этом договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к форме доверенности. При формировании единой информационной системы нотариальных доверенностей с 10 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2012 N 166-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо и эти данные включать в информационную систему.
Проблематичным видится применение отдельных норм о доверенности к договорам, содержащим полномочия представителя, учитывая правовую природу доверенности как безвозмездной сделки и договора, являющегося двусторонней и многосторонней сделкой. Так, например, согласно п. 3 ст. 189 ГК РФ по прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность. В том случае, если полномочия представителя содержатся в договоре и представитель является стороной договора, то оснований для возврата экземпляра договора у представителя не будет, впрочем как и у третьего лица, если оно является стороной в таком договоре. Исключение могли бы составлять предпринимательские договоры и безотзывные доверенности.
Представляется, что договоры, упоминаемые в п. 4 ст. 185 ГК РФ, должны иметь посреднический характер (договор поручения, договор агентирования). Другие договоры могут иметь место лишь применительно к предпринимательской сфере и соответственно безотзывным доверенностям.
Учитывая, что в основе безотзывной доверенности может выступать договор поручения, а также тот факт, что безотзывная доверенность всегда основана на обязательстве и является исполнением или способом обеспечения исполнения обязательства, необходимо привести в соответствие с нормами ст. 188.1 ГК РФ нормы о договоре поручения. Согласно ст. 977 ГК РФ договор поручения прекращается вследствие отмены поручения доверителем; отказа поверенного; смерти доверителя или поверенного, признания кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него во всякое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно.
В названной статье не предусматривается исключений из названного правила. Таким образом, «представляемый (доверитель), который выдал безотзывную доверенность на основании договора поручения, имеет возможность обойти норму ст. 188.1 ГК РФ о безотзывной доверенности, применив положения п. 1 ст. 977 ГК РФ о праве доверителя в любое время отказаться от договора и о ничтожности отказа от этого права. С прекращением договора поручения автоматически прекращает свое действие и доверенность как документ, выданный на основании договора»100.
Для разрешения противоречия необходимо п. 2 ст. 977 ГК РФ дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных законом», изложив его в следующей редакции:
«2. Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него во всякое время, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Соглашение об отказе от этого права ничтожно, за исключением случаев, предусмотренных законом»
Одной из наиболее важных теоретических проблем, связанных с безотзывной доверенностью, является проблема определения правовой природы такой доверенности. Для этого необходимо обратиться к понятию доверенности, которое также претерпело с 1 сентября 2013 года отдельные изменения.
Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступивший в силу 1 сентября 2013 года, внес целый ряд изменений в нормы гражданско-правового института доверенностей, включая понятие «доверенности».
В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
При этом понятие представительства, предусмотренное в пункте 1 статьи 182 ГК РФ, не меняется. В свою очередь представительство связано с совершением сделок от имени и в интересах представляемого. Согласно пункту 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В соответствии с названной нормой сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. При этом совершение сделки основано на полномочии, которое вытекает из нескольких юридических фактов, в том числе доверенности, указании закона. Кроме того, это может быть акт государственного органа или органа местного самоуправления, Таким образом, представительство, в основе которого лежит доверенность, связано с созданием, изменением и прекращением гражданских прав и обязанностей представляемого. В соответствии со статьей 153 ГК РФ, которая не потерпела изменений, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, действие представителя, которое непосредственно создает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности представляемого, является сделкой, поскольку подпадает под определение статьей 153 ГК РФ.
В связи с этим, доверенность является основанием для возникновения у представителя полномочия совершать от имени и в интересах представляемого лица сделки, которые непосредственно создают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности представляемого.
Представитель действует от имени представляемого. Этими действиями представитель создает для представляемого гражданско-правовые отношения. Соответственно представитель действует в интересах представляемого, а не в своих интересах. Об этом говорится в частности в Методических рекомендациях по удостоверению доверенностей, утвержденных Решением ФНП от 07 - 08.07.2003, Протокол N 03/03101. Отношения представительства, основанного на доверенности, характеризуются двумя признаками: представитель может действовать только от имени представляемого и в интересах представляемого.
Это подтверждается и нормами пункта 2 статьи 182 ГК РФ, в которой говорится, что не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени. В редакции, действовавшей до 1 сентября 2013 года, к таким лицам относятся коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т.п. Перечень таких лиц не является исчерпывающим. Основным критерием их определения является действие в чужих интересах, но от собственного имени. Представитель же выступает в интересах представляемого, но не от собственного имени. Кроме того, в соответствии с пункта 2 статьи 182 ГК РФ к лицам, выступающим от собственного имени, относятся лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. В соответствии с новой редакцией ГК РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.
Согласно пункту 1 статьи 188.1 основным признаком безотзывной доверенности является невозможность ее отмены до окончания срока действия или в других предусмотренных в доверенности случаях.
При этом в абзаце 2 пункта 1 названной статье предусматриваются и другие случаи прекращения безотзывной доверенности, а именно прекращение безотзывной доверенности в любом случае после прекращения того обязательства, для исполнения или обеспечения исполнения которого она выдана. Кроме того, в числе оснований независимо от прекращения обязательства названо злоупотребление представителем своими полномочиями, а также возникновение обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что данное злоупотребление может произойти.
Безотзывная доверенность выдается лишь для исполнения или обеспечения исполнения обязательства. Это обязательство как гражданско-правовое отношение возникает между представителем и представляемым. Необходимо учитывать, что в обязательстве между кредитором и должником права и обязанности носят не однонаправленный характер. Цели, направленность действий кредитора и должника носят противоположный характер. Кредитор и должник не могут действовать друг от имени друга и в интересах друг друга. Их интерес носит противоположный характер. В тоже время при безотзывной доверенности представляемый выдает представителю доверенность для исполнения или обеспечения исполнения обязательства представляемого перед представителем или лицами, от имени или в интересах которых действует представитель. В данном обязательстве кредитором выступает представитель или третье лицо, а должником является представляемое лицо. Все эти обстоятельства свидетельствуют об отсутствии фидуциарного характера доверенности, а также о том, что представитель (кредитор) будет действовать в своих интересах или интересах третьих лиц, но не интересах представляемого лица (должника).