Диплом Пасечник (1209859), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Э2 = Эф-ть1 - Эф-ть0, (9.3)
где: Э2 – экономический эффект согласно второму подходу;
Эф-ть1 и Эф-ть0 – «абсолютная» экономическая эффективность, соответственно, после и до изменения экономической системы или условий ее функционирования.
Под «абсолютной» экономической эффективностью понимается отношение результата к затратам.
Для оценки экономического эффекта, получаемого плательщиком ренты, такой подход не применим. Это связано с тем, что ДПР (ДПС) имеет долгосрочный характер, причем ежемесячно имеют место расходы на уплату ренты (обеспечение содержания), а результат имеет место лишь в том периоде, когда имущество перейдет в фактическое пользование. Поэтому экономический эффект от исполнения ДПР (ДПС) имеет смысл определять не в динамике по месяцам, а за весь период исполнения договора в целом.
Аналогично, получатель ренты несет основную часть своих расходов в момент заключения ДПР (ДПС), а доходы получает систематически. Поэтому, как и для плательщика ренты, для получателя не представляет интерес оценка экономического эффекта согласно второму подходу.
Когда результатом экономической деятельности являются не только экономические, но и более широкие социально-экономические последствия, правильнее говорить о социально-экономическом эффекте. ДПР (ДПС) является исключительно возмездным договором, но, вместе с тем, имеет и социальное значение. Как правило, лица, передающие имущество под выплату ренты, нуждаются в материальной помощи, уходе за ними. С другой стороны, физические лица – плательщики ренты, зачастую, нуждаются в жилье, которое и получают под выплату ренты. Поэтому исполнение ДПР (ДПС) имеет социальное значение для получателя ренты и, как правило, для ее плательщика. Автору представляется, что оценка социального эффекта от исполнения ДПР (ДПС) выходит за рамки данного исследования, и может быть предметом значимой работы по социологическим специальностям.
В экономических расчетах наиболее распространены три показателя экономического эффекта:
1) годовой – это разность между годовым продуктом и годовыми затратами;
2) интегральный – это сумма годовых эффектов или разность между суммарным результатом и суммарными затратами за расчетный период;
3) среднегодовой – средняя величина из годовых эффектов за расчетный период.
ДПР (ДПС) является долгосрочным договором, заключаемым на неопределенное количество лет. Причем итоговая величина эффекта для каждой из сторон зависит от продолжительности исполнения договора – чем больше период от заключения до прекращения договора, тем он выгоднее для получателя ренты и невыгоднее для ее плательщика. Поэтому основным показателем эффекта от исполнения ДПР (ДПС) является интегральный экономический эффект как сумма годовых эффектов за весь срок исполнения договора.
Особенностью методов оценки денежных потоков за длительный период является необходимость учета неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени (принцип изменения ценности денег во времени). Неравноценность одинаковых в абсолютной величине разновременных сумм связана, прежде всего, с тем, что имеющиеся в настоящий момент деньги могут быть инвестированы и принести к будущему моменту времени доход.
Значит, будущие поступления менее ценны, чем более близкие по времени при равных их суммах. Отсюда вытекает неправомерность суммирования денежных потоков, относящихся к разным моментам времени. Следовательно, при нахождении общего суммарного экономического эффекта за длительный период, необходимо привести частные суммируемые экономические эффекты к одному моменту времени.
Обычно таким моментом является начало реализации рассматриваемого долгосрочного проекта. Для приведения будущих денежных потоков к настоящему моменту времени применяется прием дисконтирования. Дисконтирование денежных потоков осуществляется путем умножения их сумм на множитель дисконтирования v:
где: v – множитель дисконтирования;
i – процентная ставка, отражающая норму доходного материала;
n – номер расчетного периода.
Таким образом, для оценки интегрального экономического эффекта следует суммировать дисконтированные величины соответствующих экономических эффектов, которые получены (или ожидаются к получению) за отдельные годы.
Большое значение при принятии решения о заключении договора ренты имеет прогнозная оценка экономического эффекта от его исполнения. Как было отмечено, срок исполнения этого договора во многом определяет общую величину конечного экономического эффекта для каждой из сторон, но заранее он не известен. Поэтому при определении экономического эффекта прогнозный срок исполнения ДПР (ДПС) будет определяться на основе статистических данных о смертности населения.
Наряду с интегральным экономическим эффектом применяются показатели годового и среднегодового экономического эффекта.
При использовании показателя экономического эффекта необходимо учитывать, что это – абсолютный показатель, который не сопоставим для различных альтернативных направлений вложения средств с не одинаковыми суммами затрат. Поэтому применяется относительный показатель – экономическая эффективность.
В общем случае эффективность – это относительный эффект, определяемый как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Следовательно, для плательщика ренты эффективность исполнения ДПР (ДПС) определяется по формуле:
Сумма дисконтированных величин соответственно экономического результата и затрат в связи с исполнением ДПР (ДПС). Под экономическим результатом от исполнения ДПР (ДПС) следует понимать рыночную стоимость имущества, полученного по договору ренты, а под затратами – общую сумма рентных платежей (содержания) и сумму платы за полученное по договору ренты имущество (если оно передается за плату).
Наряду с общим подходом к понятию экономической эффективности существуют частные подходы, согласно которым под экономической эффективностью понимается:
1) способность системы в процессе ее функционирования производить экономический эффект. По нашему мнению, данный подход не определяет метод численной оценки эффективности, отличающийся от метода оценки экономического эффекта;
2) ситуация, когда невозможно изменить распределение ресурсов так, что один из субъектов экономики улучшил свое положение, а другой не ухудшил (эффективность по Парето). При исполнении ДПР (ДПС) в любом случае увеличение эффекта для одной из сторон договора невозможно без уменьшения эффекта для другой стороны договора. Однако, данный подход, как и предыдущий, не определяет метод численной оценки эффективности;
3) способность системы производить больший экономический эффект, чем в других условиях. То есть эффективность оценивается как экономический эффект по формуле второго экономического подхода;
4) количественно определенная характеристика способности системы в процессе ее функционирования производить экономический эффект и способности системы производить больший экономический эффект, чем в других условиях, дающая возможность:
– сопоставления эффективности одной системы в разных условиях. Однако не ясно, что все же понимается под эффективностью;
– сравнения эффективности разных систем между собой. В данном случае также неясно – что понимается под эффективностью;
– определения так называемой «абсолютной эффективности». Следует подчеркнуть, что в отличие от экономического эффекта экономическая эффективность в этом значении – не абсолютная (эффект за определенный период), а относительная величина, наиболее распространенный способ ее определения заключается в делении величины эффекта на величину затрат (эффект на единицу затрат).
5) наряду с общей эффективностью функционирования системы (предыдущие пункты перечисления) рассматривается частная эффективность ее отдельных частей и факторов, воздействующих на нее (например, производительность труда, фондоотдача). Отметим, что частные показатели эффективности применимы на практике лишь в том случае, если с величиной фактора, влияющего на эффект соотносится не вся величина эффекта, а только та, которая получена за счет действия данного фактора. На-пример, при расчете фондоотдачи стоимость основных средств должна соотноситься не с общим объемом продукции, а с его частью, полученной за счет основных средств (без учета других факторов производства). Данный подход к определению частной экономической эффективности подробно изложен в работах [20; 108].
Капитальные вложения эффективны, если величина чистого дисконтированного дохода положительна, то есть дисконтированная величина экономического результата больше дисконтированной величины затрат.
Другим важным показателем эффективности капитальных вложений является внутренняя норма доходности – это такая расчетная ставка дисконтирования, при которой дисконтированная сумма экономического результата будет равна дисконтированной сумме соответствующих затрат на капиталовложения.
В отличие от чистого дисконтированного дохода, внутренняя норма доходности является относительной величиной, а значит, может использоваться для сравнения различных по масштабам вариантов капиталовложений.
Для оценки эффективности исполнения ДПР (ДПС) применимы показатели оценки эффективности капитальных вложений: чистый дисконтированный доход и внутренняя норма доходности. Однако конкретный порядок применения этих показателей с учетом особенностей капитальных вложений посредством исполнения ДПР (ДПС) в информационных источниках не рассмотрен.
Таким образом, за основу оценки эффекта и эффективности исполнения ДПР (ДПС) могут быть приняты современные базовые понятия и методы. Однако они должны быть адаптированы к конкретным условиям исполнения ДПР (ДПС), а именно учитывать:
1) неопределенность срока исполнения ДПР (ДПС), то есть риск того, что фактический срок исполнения ДПР (ДПС) окажется больше или меньше, чем предполагалось при заключении договора ренты. Как было отмечено, от длительности срока исполнения ДПР (ДПС) существенно зависит величина экономического эффекта, как для плательщика, так и для получателя ренты;
2) необходимость получения экономического эффекта не одной, а сразу двумя сторонами договора ренты. Причем повышение эффекта для одной стороны неминуемо ведет к его снижению для другой;
3) необходимость учета того, что расходы плательщика ренты распределены по всему сроку исполнения ДПР (ДПС), а доходы в виде рыночной стоимости полученного имущества будут иметь единовременный характер;
4) необходимость учета разнообразных доходов и расходов, специфичных для ДПР (ДПС).
Заключение
Труд пожарных тяжелый, героический и почетный, но гибнуть на пожаре они не имеют право, и если это происходит, то это в 99% случаев грубые нарушения сотрудниками МЧС требований нормативно-правовых документов, неисполнение которых приводят к необоснованной гибели самих сотрудников, некачественной организации работ по тушению (увеличение ущерба, площади пожара, причинении вреда здоровью третьим лицам и т д.). Правильно установить причинно-следственные связи гибели пожарных с неудовлетворительной организацией работ по тушению пожаров, можно только в рамках судебной пожарно-технической экспертизы, а именно одного из ее направлений – «экспертизы пожарной тактики». Без проведения подобной экспертизы, практически невозможно установить истину в происшедших трагедиях, так как затрагиваются ведомственные интересы.
При подготовке к тушению пожаров, а также при тушении пожаров требования ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» не исполняются работниками пожарной охраной (вне зависимости от ее вида и ведомственной принадлежности). Дать ответы правоохранительным органам на вопросы о выявленных нарушениях при организации тушения пожаров призвана «экспертиза пожарной тактики», которая является неотъемлемой частью судебной пожарно-технической экспертизы. Согласно ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются. Определение обоснованного риска в законодательстве о пожарной охране и смежных с ним законах отсутствует. Если, в ходе судебного разбирательства, будет установлено, что в результате «некачественной» работы пожарных подразделений был нанесен вред здоровью или уничтожено имущество и, установлено, что в этом не было «крайней необходимости», то материальное возмещение будет производиться из «государственного бюджета».
В настоящее время, крайне редко проводятся судебные разбирательства некачественных профессиональных действий пожарных подразделений, принимавших участие в тушении пожара.












