Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 110
Текст из файла (страница 110)
Согласно этой точке зрения, инициатива исходила не от инженеров-изобретателей, а от ученых. Однако н этот взгляд является односторонним. Хорошо известно, что, например, ни Максвелл, ни Герц не имели в виду технических приложений развитой ими электромагнитной теории. Герц ставил естественно-научные эксперименты, подтвердившие теорию Максвелла, а не конструировал радио- приемную или радиопередаюшую аппаратуру, изобретенную позже.
Наиболее реалистической и исторически обоснованной является точка зрения, согласно которой до конца Х1Х в. не было регулярного применения научных знаний в технической практике, характерного в настоящее время для технических наук. Именно в течение Х1Х в. формируется научная техника в результате трансформации техники наукой и технизации науки.
Большую часть своей истории техника была мало связана с наукой, технические устройства делались часто без понимания того, почему они работают именно так. В то же время естествознание до Х1Х столетия решало в основном собственные задачи, хотя зачастую отгалкивалось от техники.
Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей практической деятельности руководствовались ею незначительно. Ремесленная техника могла развиваться и развивалась независимо от науки, что сегодня просто немыслимо. Лишь в ХХ в. наука становится главным источником разработки новых видов техники и технологии, прежде всего благодаря развитию технических наук. Для определения того, что представляет собой философия техники, необходимо исследовать не только ее соотношение с философией науки, но и с историей науки и техники. Историческое развитие техники традиционно считается предметом исследования истории техники. При этом обычно различают историю разных областей техники и различных периодов ее развития. Современные же тенденции и направления развития техники в данном случае выпадают из поля зрения исследователя.
Если рассматривать историю техники не просто как скрупулезное описание совокупности приборов и устройств в разные периоды времени, а как целостную историю со- ЗЛ. Философские проблемы техники 395 циокультурного развития технической и инженерной деятельности, то связь ее с философией техники становится очевидной.
Философия техники выступает в зтом случае как часть культурологии, а история техники— как часть истории культуры. Однако, в отличие от истории техники, философия техники призвана также выполнять прогностические функции, коюрые реализует методология технических наук и проектирования. Методолог изучает исследовательскую и проектную деятельности как бы со стороны. В принципе такую позицию может занять и любой ученый или инженер, если он не только выполняет профессиональную деятельность в определенной конкретной области науки или техники, но и пытается рефлектировать свою собственную деятельность, Обычно эти две различные позиции в науке и технике разведены, но между ними существует отношение рефлексии, которая служит орудием критики и выводит мышление за пределы наличных форм знания.
Между методологом и ученым или инженером располагается еше одна важная позиция — историка науки и техники. В этом случае имеют место два уровня рефлексии. Задача философии науки и техники учитывать обе эти рефлексивные позиции. В зависимости от уровня такого рода методологической рефлексии следует различать философскую, общенаучную и конкретно-научную методологию, которая може~ иметь нормативную или дескриптивную направленность, а также методическую деятельность, разрабатывающую конкретные методические указания и предписания к выполнению определенной профессиональной деятельности, Именно на пересечении философии науки и философии техники вьшелился в относительно самостоятельную область методологический анализ технических наук и научно-технического знания наряду и под влиянием философско-методологического анализа естествознания, прежде всего физики.
Эти исследования, в свою очередь, оказались полезными дзя выяснения отношения теории и практики, познания и проектирования, науки и техники, фундаментального и прикладного исследования, что имеет, несомненно, важное значение не только для техники и технических наук, но для науки в целом, не только для философии техники, но и для философии науки, например для понимания механизмов генезиса и эволюции современных научных теорий.
Таким образом, методологическая рефлексия характерна сегодня не только для естествознания, но и для других областей науки и техники, в частности для инженерной, проектировочной и вообще всякой инновационной деятельности. В этом случае, однако, методология выходит за рамки научного исследования и становится методологией проектирования, понимаемого в самом широком смысле. Отчетливая методологическая ориентация становится важнейшей особенностью современного междисциплинарного технического исследования и системного проектирования, что часто находит воплощение в конкретных методических предписаниях, оказывающих непосредственное влияние на практику.
396 3. Философия техники и технических наук Это поднимает роль и одновременно повышает ответственность методологии науки и методологического компонента философии техники относительно конкретных методологических исследований. ЗЛ .2. Техника как предмет исследования естествознания Между естественнонаучными экспериментами и техническими процессами нет большой разницы, поскольку первые являются артефактами, а вторые — видоизмененными природными процессами. Осуществление эксперимента — это деятельность но производству технических эффектов, которая отчасти может быть квалифицирована как инженерная, те.
как попытка создать искусственные процессы и состояния с целью получения новых научных знаний о природе или подтверждения научных законов, а не исследования закономерностей функционирования и создания самих технических устройств. Поэтому, указывая на инженерный характер физического эксперимента, не следует упускать из виду тот Факт, что и современная инженерная деятельность была в значительной степени видоизменена нод влиянием развитого в науке Нового времени мысленного эксперимента. Естественно-научный эксперимент — это не столько конструирование реальной экспериментальной установки, сколько прежде всего идеализированный эксперимент, оперирование с идеальными объектами и схемами, результатом которых могут стать новые контролируемые лабораторные ситуации, необходимые для наблюдения естественных явлений, слабо различимых в природе. Одна из задач Физики заключается в том, чтобы изолировать теоретически предсказанное явление, получить его в чистом виде в технически полготовленном эксперименте, поэтому физические науки открыты для технического применения, а технические устройства могут быть использованы для экспериментов в Физике.
Многие первые научные теории были, по существу, теориями научных инструментов, которые ничем не отличаются от технических устройств. Физическая оптика — это теория микроскопа и телескопа, пневматика— теория насоса и барометра, а термодинамика — теория паровой машины и двигателя. Аналогичным образом и лля решения инженерных задач срелствами математики технические системы необхолимо объективировать— рассмотреть в виде естественных объекгов, независимо от человеческой деятельности, т.е. переформулировать инженерную задачу в естественнонаучную проблему. Галилей, анализируя в еМсханике> простейшие технические системы, например винт, рассматривает в первую очередь их природу По его оценке, из всех созданных человеком орудий винт занимает первое место по своей полезности, поэтому ученый пытается дать ясное объяснение его происхожления и природы, для чего переходит к рассмотрению естественных движений тяжелых тел, на некоторое время не при- зд.
Философские оооблемы техники 397 и имая в расчет того, что речь идет, в сущности, об искусственном объекте. ')кстраполируя результаты наблюдения за поведением жидких тел на твердые тела, он утверждает, что основное естественное свойство движения тяжелых тел состоит в том, что, будучи свободными, они стремятся двигаться по направлению к центру, если только случайные и внешние помехи не ~~рспятствуюг этому. Именно эти помехи и могут быть устранены искусственным путем, например полированием.
Таким образом, на тщательно выровненной поверхности щар, изготовленный из подходящего материала„ будет оставаться между покоем и движением, но малейшей силы достаточно, чтобы привести его в лвижение. Переходя от описания функционирования технической системы к естественному движению природного объекта, Галилей конструирует идеализированный объект физической теории, а на его основе — экспериментальную ситуацию, созданную искусственным путем, которая позволяет ему вывести естественно-научную закономерность: тяжелые тела, если удалить все внешние и случайные помехи, можно перемещать самой незначительной силой.
Однако, чтобы заставить тяжелое тело двигаться по наклонной плоскости вверх, потребуются большие усилия, поскольку в этом случае движение осуществляется в противоположном направлении. Наконец, Галилей возвращается к винту, утверждая, что тот представляет собой треугольник, обернутый вокруг цилиндра, поэтому винт с более частыми спиралями обращается плоскостью менее наклонной.