Право (1184124), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Раньше в советских конституциях такая глава либо вообще отсутствовала, либо былаотодвинута в конец текста (например, в Конституции РСФСР 1938 г.), что, несомненно, отражалодействительное отношение к личности, ее правам и свободам в тоталитарном обществе и государстве. Теперь же, когда уже в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и свободыявляются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защитаэтих прав и свобод, вполне логично и обоснованно выдвижение этой главы вперед.
Может, однако,возникнуть вопрос: разве проблема прав и свобод личности не входит в основы конституционногостроя; и если входит, то почему она освещается отдельно, в особой главе? Конечно, входит. И отражением этого является присутствие в главе об основах конституционного строя указанной ст. 2. Ностоль же очевидно и то, что далеко не все в этой (как впрочем и в других) области может быть включено в такие основы. В связи с этим сравнительно более частные характеристики конкретных прав,свобод и обязанностей личности составляют вторую (но среди специальных глав первую) главу Конституции РФ.Третье место по праву отведено главе «Федеративное устройство». Без предварительного решения этой группы проблем в конституции федеративного государства невозможно закрепить системуорганов государственной власти, принципы и механизм их деятельности, чему посвящены последующие четыре главы Конституции РФ (гл.
4—7). В отличие от унитарного государства, в федеративном государстве принцип разделения властей, их предметов ведения и полномочий осуществляется не только в «горизонтальном», но и в «вертикальном», политико-территориальном аспекте, т.е. как распределение предметов ведения и полномочий между федерацией в целом и ее субъектами. Естественно поэтому, что глава 4 «Президент Российской Федерации», глава 5 «ФедеральноеСобрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации» и глава 7 «Судебная власть» должныисходить из содержания не только первых двух, но и третьей главы Конституции РФ.Говоря о расположении указанных глав в Конституции РФ, необходимо иметь в виду следующееобстоятельство.
Казалось бы, по логике теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную сперва речь должна идти о парламенте, а затем уже о президенте и правительстве, а также о судах. Так обычно и делается в конституциях стран с парламентской формой правления. Но Российская Федерация — это не парламентская, а президентская республика, в которойименно президент обладает особенно широкими полномочиями и является главой государства.
Место и роль такого главы государства не может быть сведена лишь к месту и роли одного из органовисполнительной власти. Поэтому в Конституции России глава о Президенте РФ стоит впереди главыо парламенте.Особо следует выделить вопрос о главе 8 «Местное самоуправление». В советских конституциях, в том числе и в Конституции РСФСР 1978 г., такой главы не было. Это определялось тем, чтогосподствовавшая тогда этатистская политико-правовая доктрина исходила из признания необходи-мости сохранения и укрепления государственных органов на всех, в том числе и местном, уровнях(от Верховного Совета до сельских и поселковых Советов). Переход от политической системы тоталитаризма к демократической политической системе требует признания того, что в вопросах местных следует вести речь не о государственных органах управления, а о негосударственных органахсамоуправления.
При этом Конституция РФ определяет лишь самые общие основы местного самоуправления и сознательно, опираясь на принцип действительного федерализма, оставляет все остальное на решение субъектов Федерации и самодеятельность местного населения.Завершается основная часть Конституции РФ главой 9 «Конституционные поправки и пересмотрКонституции», в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции и в каком порядке эти предложения рассматриваются и принимаются, очем подробнее — несколько ниже.Второй раздел Конституции РФ составляют «Заключительные и переходные положения».
В отличие от основной части Конституции, т.е. ее первого раздела, эта часть изложена не в форме статей,а в форме ряда последовательных пунктов, закрепляющих: день ее принятия; день ее вступления всилу и одновременное прекращение действия предшествующей конституции; приоритет положенийновой Конституции перед положениями Федеративного договора, других договоров, прежнего законодательства и других правовых актов; отдельные сравнительно частные положения о деятельностисуществующих и вновь учрежденных государственных органов (Президента, Правительства, судов,палат Федерального Собрания и его депутатов).Сказанное выше о структуре Конституции РФ позволяет сделать общий вывод, что она в целомвполне отвечает общим требованиям, предъявляемым конституционной теорией к современным конституциям. Она, несомненно, учла как накопленный мировой конституционный опыт, так и своеобразие нашей страны, исторических и существующих на сегодня условий ее развития.
Эта структурадостаточно логична, стройна и последовательна, что имеет принципиальное значение и для построения учебного курса конституционного права, особенно конституционного права РФ.В ходе изложения проблемы структуры Конституции России пришлось неоднократно вторгатьсяи в вопрос о ее содержании. Поэтому, а также в связи с тем, что все дальнейшее изложение будетпосвящено этому, остановимся только на ряде обобщающих характеристик основного содержанияКонституции РФ как целого. Особое значение для этого имеет преамбула Конституции РФ, а такжеее глава 9, говорящая о порядке изменения Конституции, которые в связи с этим рассматриваются вданной главе сравнительно подробно.Преамбула Конституции РФ достаточно лаконична, но емка по содержанию.
Как известно, преамбула Конституции РСФСР 1978 г. была намного обширнее, включала краткий экскурс в историюстраны, характеристику ее достижений в результате построения «развитого социалистического общества» и содержала много классовых идеологем, включая прямое указание на то, что при созданиии принятии этой конституции руководствовались идеями «научного коммунизма». Преамбула Конституции РФ 1993 г. уходит от всего этого и с позиций современных реалий ведет речь только о том,чем руководствовался многонациональный народ РФ при принятии новой конституции.
Эти мотивы:соединенность общей судьбой на своей земле; утверждение прав и свобод человека, гражданскогомира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства; соблюдениеобщепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов; память предков, передавшихнам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; возрождение суверенной государственности Росши и утверждение незыблемости ее демократической основы; стремление обеспечить благополучие и процветание Родины; ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества.
Как видим, здесь нет ни традиционного в прошлом восхваления достигнутого, ни засилия пролетарской идеологии, хотя идеологиягуманизма и демократизма, патриотизма и интернационализма представлена весомо и зримо. Хотелось бы также еще раз напомнить в этой связи, что несмотря на то, что положения преамбулы потрадиции не имеют непосредственно нормативно-правового характера, они тем не менее имеюточень важное общеполитическое и идеологическое значение. Нельзя их недооценивать и в юридическом плане, поскольку они играют исключительно важную роль в понимании смысла всей Конституции и ее отдельных глав и статей, в правильном толковании и применении ее норм.Глава 1 «Основы конституционного строя» закрепляет такие важнейшие, основополагающиепринципы и черты этого строя, как народовластие (народный суверенитет), демократизм, федерализм, правовой, республиканский, социальный и светский характер государства, признание человека,его прав и свобод высшей ценностью, политический плюрализм, идеологическое многообразие, свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» определяет основы политико-правового статуса личности.
Это — свобода личности; естественная, от рождения принадлежность человеку основных прав и свобод, их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в РФ стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание личных, индивидуальных интересов с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; принцип равноправия граждан, т.е. их юридического равенства (равенства в правах и обязанностях), в том числеи равенство всех перед законом и судом, равноправия мужчины и женщины; принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, соответствия конституционным основамстатуса личности его закрепления в текущем законодательстве и практической реализации; гарантированность прав и свобод личности и др. Эта глава наиболее обширна по объему и подробно разработана.
Ей принадлежат 48 из 137 статей Конституции России, т.е. более трети всех ее статей.Глава 3 «Федеративное устройство» не только поименно перечисляет все 89 субъектов РФ, но иподробно конкретизирует и развивает общие принципы и устои российского федерализма, закрепленные в ст.
5 Конституции РФ (равноправие субъектов Федерации, государственная целостностьРФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, равноправие и самоопределение народов). В ней определяется статус каждого из видов субъектов РФ (совместно с их конституциями или уставами), а также пути его изменения. В этой также обширнойглаве большое и важное место занимают вопросы предметов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов.















