Автореферат (1173983), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Основные выводы и предложения, содержащиеся вдиссертационном исследовании, могут быть использованы в ходе дальнейшегоизучения проблем уголовно-правовой характеристики данного вида преступлений.Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его итоговые выводы позволяют реконструировать уголовноправовое регулирование ответственности за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения. Промежуточные же выводы могут способствовать совершенствованию практики применения ст. 166 УК РФ. Крометого, материалы исследования могут быть использованы в процессе изученияОсобенной части уголовного права в юридических вузах, а также повышенияквалификации практических работников.Апробация результатов диссертационного исследования.
Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), где проводилось ее обсуждение и рецензирование.Основные положения и выводы диссертации обсуждались на 7-й научнопрактической конференции молодых ученых «Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия» (г. С.-Петербург,24 апреля 2004 г.); третьей международной научно-практической конференции«Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы и перспективы развития» (г.
Ярославль, 21 апреля 2006 г.); 4-й международной научнопрактической конференции «Социальное партнерство в образовательной сфере:опыт, проблемы и перспективы развития» (г. Ярославль, 20 апреля 2007 г.);10-й научно-практической конференции молодых ученых «Судебная реформа иэффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия» (г. С.-Петербург, 27–28 апреля 2007 г.); Всероссийской заочной научно-практическойконференции «Актуальные проблемы взаимосвязи уголовного права и процес-13са» (Уфа, 17–18 апреля 2014 г.); IΧ Российском Конгрессе уголовного права (г.Москва, 29–30 мая 2014 г.).Материалы диссертации докладывались на занятиях по специальной подготовке прокурорских работников Кировской районной прокуратуры г. Ярославля.Результаты исследования изложены в 10-ти публикациях, в том числе в 3х журналах, рекомендованных ВАК.Структура диссертационного исследования обусловлена поставленными целями и задачами, состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.14ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, определяются его объект и предмет, цель и задачи, методологическая основа работы, ее теоретические, нормативные и эмпирические источники, формулируются выносимые на защиту положения, аргументируется их научная новизна, достоверность и обоснованность выводов, теоретическое и прикладноезначение работы.Глава I «Установление уголовной ответственности за угон транспортного средства с помощью признаков основного состава преступления» состоит из пяти параграфов.
В них последовательно исследуются общие и специальные вопросы установления уголовной ответственности с помощью признаков основного состава преступления.В § 1 «Признаки основного состава преступления как средство установления уголовной ответственности за угон транспортного средства» рассматриваются общие вопросы установления уголовной ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без целихищения с помощью признаков основного состава преступления. При этом автор обращает внимание на то, что действующий вариант ст. 166 УК РФ является третьим за непродолжительную историю существования исследуемой нормыв России.При анализе ч. 1 ст.
166 УК РФ диссертант приходит к выводу, что признаки основного состава преступления, изложенные в законе, не могут бытьпризнаны безупречными средствами установления уголовной ответственностиза неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средствомбез цели хищения. Они явно нуждаются в совершенствовании. Предложений посовершенствованию ч. 1 ст.166 УК РФ немало. Их можно условно разделить надве группы. Представители первой группы (В.В.
Гладилин, А.А. Щербаков,А.И. Мартынюк, А.И. Узденов, Н.С. Сорокун, Л.Р. Аветисян, А.С. Климов идр.) выступают за преобразование основного состава преступления. При этомони уходят от специфики неправомерного завладения автомобилем или иным15транспортным средством без цели хищения. Представители второй группы(Н.В.
Лаптева, С.В. Краснобаев, А.В. Комаров, Р.В. Колесников А.В. Рагулина,И.А. Юрченко и др.) уточняют действующую редакцию закона. Однако это неулучшает ситуацию с установлением уголовной ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без целихищения, так как предложения страдают теми же недостатками (хотя и в неодинаковом объеме), что свойственны действующим положениям ч.
1 ст. 166 УКРФ. Отсюда встает вопрос о новом подходе к совершенствованию закона.В зарубежном законодательстве имеются разные направления установления уголовной ответственности за неправомерное завладение транспортнымсредством без цели хищения.
В зависимости от наличия или отсутствия специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за угонтранспортных средств, все государства можно подразделить на две группы: 1)государства, уголовные законы которых содержат самостоятельные нормы окраже и об угоне автомобиля или иного транспортного средства (Германия,Франция, Польша, Болгария и др.); 2) государства, в которых самостоятельнаянорма о посягательствах на транспортные средства отсутствуют, аналогичныедеяния в УК этих стран квалифицируются как кражи (Латвия, Украина и др.).В § 2 «Признаки объекта угона транспортного средства» рассматриваются вопросы установления уголовной ответственности за неправомерноезавладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищениясквозь призму объекта преступления. При этом автор обращает внимание на то,что в специальной литературе объект изучаемого преступления определяетсяпо-разному.
Диссертант исходит из предписания ч. 1 ст. 12 УК РФ и считает,что объектом преступления следует рассматривать охраняемые уголовным законом интересы. Причем предлагается считать аксиомой: только то, что выступает интересом в обычной жизни, может вызвать интерес для совершения преступления. Интерес, который может вызвать и законное приобретение, и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без целихищения заложен в назначении транспортного средства. Оно – устройство,16предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования,установленного на нем. Тем самым указанный интерес заключается в пользовании транспортным средством по своему назначению.
Исходя из этого, объектпреступления определяется как пользование транспортным средством по своему назначению. Он позволяет четко отграничить неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения от хищения.При изучении предмета неправомерного завладения автомобилем илииным транспортным средством без цели хищения диссертант делает вывод, чтов понятие транспортного средства в ст. 166 УК РФ не попадают исключительноте, ответственность за угон которых установлена в ст. 211 УК РФ (судно воздушного или водного транспорта, железнодорожный подвижной состав).
Ориентироваться при этом на ст. 264 УК РФ нет оснований, поскольку в отличие отнаименования в ее тексте речь идет не о транспортном средстве, а о механическом транспортном средстве. С учетом сказанного в число транспортныхсредств как предмета неправомерного завладения без цели хищения должнывключаться:1) механические транспортные средства (в том числе военные)а) автотранспортные средства,б) самоходные машины (тракторы, экскаваторы, грейдеры, скреперы, автопогрузчики и т.п.),в) наземный городской электротранспорт (трамваи, троллейбусы),г) мотоциклы и приравненные к ним механические транспортные средства;2) немеханические транспортные средства (в том числе военные)а) мопеды и приравненные к ним немеханические транспортные средства,б) велосипеды и инвалидные коляски,в) гужевой транспорт (гужевые повозки и сани, верховые и вьючные животные).В § 3 «Признаки объективной стороны угона транспортного средства»рассматриваются вопросы установления уголовной ответственности за непра-17вомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без целихищения сквозь призму объективной стороны преступления.
При этом авторотмечает, что законодатель назвал лишь один признак объективной сторонырассматриваемого деяния – неправомерное завладение. Анализ последнего приводит к следующим заключениям:слово «завладение» нельзя отрывать от взятого в законе в скобки слова«угон», а завладение в сочетании с угоном может означать лишь одно – использование транспортного средства по своему назначению;неправомерность сама по себе означает использование транспортногосредства без соответствующего волеизъявления собственника;систематическое толкование закона не позволяет, как это принято, раскрывать неправомерность через воздействие на чужое транспортное средство;в понятии хищения (примечание 1 к ст.
158 УК РФ) на незаконность и чужоеимущество законодатель указывает отдельно;неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения следует считать оконченным преступлением в моментпоявления возможности использования транспортного средства по своему назначению;само по себе неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения необходимо рассматривать как покушение на преступление;действия, совершенные до неправомерного завладения автомобилем илииным транспортным средством без цели хищения, могут только создавать условия для совершения преступления, поэтому составляют приготовление к преступлению;состав неправомерного завладения автомобилем или иным транспортнымсредством без цели хищения и в современном, и в предлагаемом представленииявляется усеченным.В § 4 «Признаки субъективной стороны угона транспортного средства»рассматриваются вопросы установления уголовной ответственности за непра-18вомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без целихищения сквозь призму субъективной стороны преступления.