Автореферат (1173380), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Историко-системный метод предполагает, что взглядымосковских книжников на власть рассматриваются не сами по себе, а внепосредственной связи и с постоянными отсылками к политическому исоциокультурному развитию русских земель в XV – начале XVI в. Важнуюроль для настоящего исследования играет также понятийнотерминологиеский метод, позволяющий проанализировать различныеспециальные термины, встречающиеся в произведениях московскихкнижников.На защиту выносятся следующие положения:1)Взгляды московских книжников на природу княжеской властив целом были тождественны взглядам всего образованного слоя русскихземель и состояли в следующем: власть дается князю напрямую от Бога,что предполагает высшую ответственность князей, а также невозможностьнасильственного получения власти.
Наследование власти осуществляетсяисключительно в правящем княжеском роду, в соответствии с «отчииным»принципом и принципом «старейшинства». Особенно актуальна длямосковских книжников XV-XVI вв. была идея родства московских князейс величайшими правителями периода Киевской Руси и владимирскимикнязьями, так как она объясняла право московских князей на власть врусских землях, а также представления об «отчинном» наследованиивласти над Владимирским княжением со времен правления князя ИванаКалиты.2)Наиболее значимыми из функций княжеской власти длямосковских книжников были праведный суд, забота о нуждающихся, а13также всесторонняя поддержка православия и необходимость соответствияхристианским идеалам. Особое религиозное благочестие московскихкнязей, отраженное в трудах книжников, стало одним из элементовсредневековой московской идеологии.
Политические концепции концаXIV – первой половины XV в. предполагали невмешательство князей вцерковные дела, а также преимущество духовной власти над светской.3)Со второй половины XV в. статус княжеской властисущественно возрос в силу внешнеполитических и внутриполитическихсобытий, что выразилось в обретении князем некоторых сакральныхфункций и права вмешиваться в церковные дела, причем идейная основаданных функций и прав была заложена в предшествующие периоды.Сочинения книжников конца XV – начала XVI вв.
завершили развитияидеологии Московского государства, объяснив в духе идей опреемственности власти, происхождение княжеской династии от римскихимператоров, а также переход сакрального центра православия в Москвуиз Константинополя.4)Восприятиеобразованнымслоеминоземнойвластимонгольских ханов не оставалось неизменным на протяжении XIV-XV вв.У книжников в XIV – первой половине XV вв. легитимность властииноземных «царей» не вызывала сомнений, хотя в их сочинениях ипоявляется мотив сопротивления узурпаторам власти, что объясняетсяшироким распространением в среде книжников идей о преемственностивласти и невозможности ее силового захвата. В конце XV в. полномупересмотру подвергается сама суть иноземной власти, она объявляетсянелегитимной, в то время как хан «утрачивает» царское достоинство.5)Важным фактором, способствующим объединению русскихземель, послужили представления о тождественности земель СевероВосточной Руси (княжения Владимирского) понятию «Русская земля»,распространенные в среде древнерусских и московских книжников XV –начала XVI вв., а также возникшие в середине XIII в.
в образованной средеВладимирского княжества представления о власти владимирских князейнад землями всего Древнерусского государства.6)Впервые идея о власти московских князей над всей Русскойземлей появилась в работе московских книжников около середины XIV в.,а затем получила развитие в трудах книжников XV в., и связана с именеммосковского князя Ивана Калиты, который предстает в их сочиненияхбезусловным лидером Северо-Восточной Руси, власть которогораспространяется на всю Русскую землю, а не только на Московскоекняжество.147)Концепция,представляющаяРусскуюземлю(т.е.Владимирское княжение) «отчиной» московских князей получила широкоераспространение в трудах московских книжников XV – начала XVI вв.,отражающих борьбу за великокняжеский ярлык московского князяДмитрия Ивановича с нижегородскими и тверскими князьями, а затембыла использована московскими книжниками в годы правления Ивана IIIдля легитимации подчинения Новгорода.
С середины XV в. вобразованной среде Московского княжества вновь актуализируютсяпредставления о Русской земле, как о территории, включающей все землии княжества бывшего Древнерусского государства. Именно этипредставления послужили идейным обоснованием распространенияпретензий московских князей на славянские земли, подвластные Великомукняжеству Литовскому.Достоверность исследования подтверждается анализом, обобщениеми осмыслением документальных материалов РГАДА и ОР РГБ, комплексаопубликованных документов, научных публикаций, - все это даетвозможность выявить комплекс обозначенных проблем в формировании иразвитии идеологии Московской Руси. Достоверность исследованияподтверждается также верификацией выводов, сделанных в исследовании.Апробация результатов исследования.
Основные положенияисследования излагались на XXII международной конференции студентов,аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (М., 2015), X научнопрактической конференции «Актуальные вопросы истории Московскогокрая» (М., 2016), XIV научной конференции «Тенденции и перспективыразвития современного научного знания» (М., 2015), а также былиапробированы в виде 4 научных статей, изданных в журналах, входящих вПеречень ВАК, тезисов к конференции и статьи в сборнике материаловконференции.Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения, списка сокращений и условных обозначений, спискаисточников и литературы.II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо Введении обосновывается актуальность темы диссертационнойработы, определяются хронологические и территориальные рамки, степеньизученности проблемы, объект, предмет, цель и задачи работы, даетсяхарактеристика источниковой базы, методологии исследования,раскрывается научная и практическая значимость исследования.15В первой главе «Древнерусские и московские книжники XV – началаXVI вв.
и специфика их работы» диссертантом дается общаяхарактеристика представителям образованного слоя средневековой Руси,на протяжении столетий вносившим огромный вклад в политическое икультурное развитие государства. Большинство дошедших до насисточников по истории XV-XVI вв. были созданы именно книжниками –придворнымикняжескимиилимитрополичьимилетописцами,агиографами и публицистами, принадлежащими, в большинстве своем, ксреде православного духовенства. В контексте данного исследования подсобирательным термином «книжники» подразумеваются не толькосредневековые летописцы, – авторы-составители летописных сводов, нотакже и создатели других письменных памятников, таких как послания,поучения, похвалы, а также памятников светского характера (судебники,судные и договорные грамоты и др.).
Авторы этих текстов, зачастуюзанимавшие важнейшие церковные должности, также принадлежали кобразованному слою средневековой Руси и являлись носителями тех жеидей и ценностей. В первой главе автор проанализировал важнейшиеособенности мировосприятия древнерусских книжников, а такжеособенности работы преимущественно московских книжников в периодXV – начала XVI в., заключив, что именно социокультурная средарусского средневековья во многом определяла специфику деятельностикнижников.
Московские книжники, без сомнения, сыгравшиезначительную роль в образовании и идейном оформлениицентрализованного государства довольно рано встали на позицииобщерусского единства и чутко реагировали как на внешнеполитические,так и на внутриполитические изменения. Период первой четверти XV в.,совпавший по времени со вторым южнославянским влиянием, явилсявременем расцвета московской книжности и активной деятельностикнижников, в то время как в конце XV – начале XVI вв. усилиямимосковской образованной элиты окончательно формируются концепции,объясняющие происхождение московской династии, историческое место ироль Руси, и определившие на долгие годы развитие государственнойидеологии.Во второй главе «Сущность, функции власти и политическиетеории в трудах древнерусских и московских книжников» анализируютсяпредставления образованной элиты русских земель о происхождениивласти, ее основных задачах и функциях, а также рассматриваютсяполитические концепции, касающиеся полномочий княжеской власти и еевзаимоотношений с властью духовной.16В первом параграфе «Природа власти в представлениидревнерусских и московских книжников XV – начала XVI вв.» изученывзгляды образованной элиты русских земель на происхождение и природукняжеской власти.
Диссертант считает, что происхождение власти в целомкнижники связывали в первую очередь с Божьим промыслом. Идея о том,что князья получают свою власть по воли Бога, берущая свои истоки вветхозаветной и византийской традиции, довольно глубоко проникла вдревнерусскую религиозную и общественно-политическую мысль какдомонгольской Руси, так и периода XV – начала XVI в. Представлениямосковских книжников о божественном происхождении княжеской властив целом тождественны представлением всего образованного слоя ДревнейРуси.
Диссертант подчеркивает, что из данной идеи книжниками былисделаны выводы о недопустимости силового захвата власти, о том, чтобожественный промысел предопределяет ее качество, а также об особойответственности князей перед Богом. Идеи о богоустановленностикняжеской власти находятся в непосредственной связи с другимпредставлениям книжников о ее природе, а именно о принадлежностиправителя к княжескому (царскому) роду. Также в данном разделе авторкратко касается представлений книжников о принципах наследованиявласти.Второй параграф «Основные функции княжеской власти иполитические учения в трудах московских книжников в XV в.» посвященизучению основных функций княжеской власти, заслуг московских князейэпохи возвышения Москвы, отраженных в трудах книжников, а такжеанализу средневековых политических концепций.
Автор акцентируетвнимание на том, что книжники выделяли следующие основные функциивласти: правление согласно правде (т.е. христианскому закону),осуществление праведного суда, право на который князь получаетнапрямую от Бога, а также защиту своих подданных и всестороннююподдержку православной веры.
Идеи московских книжников об особомрелигиозном благочестии московских князей, начиная с Ивана Калиты,стали одной из важнейших составляющих средневековой московскойидеологии.Полноценные политические концепции, объясняющие размерполномочий княжеской власти, распространяются в образованной средеСеверо-Восточной Руси в период объединения русских земель вокругМосквы. Первая и наиболее ранняя из них (первая треть XIV в.),сформулирована в послании тверского инока Акиндина к великому князюМихаилу Ярославичу Тверскому и ставит светскую (княжескую) власть17выше духовной. В Московском княжестве первые политические учениявозникли в конце XIV – первой четверти XV в. и связаны с именамимитрополитов Киприана и Фотия. Оба учения предполагали, во-первых,невмешательство княжеской власти в духовные дела, а, во-вторых, ставиливласть духовную выше светской.В третьем параграфе «Изменения в позиционировании верховнойвласти московского князя со второй половины XV в.