диссертация (1169781), страница 12
Текст из файла (страница 12)
При этом лоббирование остаётся важнейшим демократическиммеханизмом и своей деятельностью способствуют более эффективной работеинститутов ЕС. Резолюция показала направление, по которому, согласномнению Парламента, должна развиваться система представительства в ЕС.Резолюцию можно разделить на две основные части. Первая касаетсяуже существующей системы в Парламенте, а вторая выражает его позицию поповоду изменений, инициированных Комиссией.В части, касающейся деятельности непосредственно Парламента, речь,в первую очередь, идёт о положениях, которые встречались уже несколько разв различных актах.
Это необходимость раскрытия информации о себе и оборганизации, которую представляет конкретный лоббист и т.д. Данная темараскрывалась неоднократно, поэтому во избежание излишних повторений,остановимся на моментах, представляющих интерес как определённыеновшества.Résolution du Parlement européen du 8 mai 2008 sur le développement du cadre régissant les activités desreprésentants d'intérêts (lobbyistes) auprès des institutions de l'Union européenne, JO C 271E du 12.11.2009, p. 48–51.13964Во-первых, именно на сотрудников Европейского Парламента былавозложена ответственность за получение «сбалансированной» информации,т.е.
проверка соответствия информации требованиям, предоставляемым кэкспертизам, полностью переходила на чиновников. Более того, в том жеположенииоговаривалось,чтодепутатыдолжныбытьспособнысамостоятельно принимать решения, без оглядки на лоббистов. Данныетребования действительно провоцируют европейских чиновников к большейосторожности, а также напоминают британскую модель регулирования лобби,основным принципом которой является постулат о том, что, в первую очередь,необходимо контролировать собственных служащих по причине того, что это,как минимум, намного проще, чем следить за бесконечным множеством лиц,желающих принять участие в управлении государством.Во-вторых, европейский законодатель всё же не мог играть в одниворота, и посему была добавлена интересная норма.
Согласно этой норме,докладчик, представляющий подготовленный им проект документа, в случае,если посчитает это необходимым, может сделать к нему приложение суказанием лиц, помогавших в подготовке. Речь, конечно, идёт исключительноо лицах, зарегистрированных в реестре. Данный лист получил название«законодательный след».Вторая часть Резолюции Парламента от 08 мая 2008 года, как уже былоотмечено выше, посвящена положениям, инициированным Комиссией.Во-первых,Парламентсогласилсясопределениемлобби,предложенным в Зеленой книге, согласно которому ««лоббизм» обозначаетвсе те действия, которые имеют своей целью повлиять на формированиеполитики и процесс принятия решений в институтах ЕС.Во-вторых, ЕП согласился с тем, что все лица, чья деятельностьпопадает под данное определение, должны считаться лоббистами ирегулироваться одинаковым образом. К ним относятся: профессиональныелоббисты, представители внутренних лоббистских подразделений компаний,НПО,независимыенаучныецентры,65ассоциациипроизводителейиуправляющих, коммерческие и некоммерческие организации, адвокаты, еслицелью их консультации является воздействие на политику, а не правоваяподдержка, совет или защита в рамках судебных разбирательств; такжеуделяется внимание тому, что, несмотря ни на что, регионы и муниципалитетыстран членов ЕС, наравне с европейскими и национальными политическимипартиями, а также физические лица, имеющие легальный статус согласностатьям учредительных договоров, не попадают под действие данных правил,если они действуют согласно с их основополагающей ролью или выполняютцели, указанные для этих физических лиц.В-третьих, был поддержан принцип, названный «one-stop shop»,согласно которому предлагалось создать общую систему регистрациилоббистов в Европейской Комиссии, Парламенте и Совете, общий Кодексповедения, а также идентичные правила исключения из данного регистра.Правда ЕП сделал две оговорки по данному вопросу.
Первая заключалась втом, что три данные института довольно разные, а, следовательно, Парламентподдерживает только данную идею, а о готовности стать частью общегорегистра сможет высказаться только после ознакомления с конкретнымиположениями, которые будут регулировать данную систему. Согласно второйоговорке, с учетом специфичности Парламента сообщалось о необходимостиограничения количества лиц, посещающих его здания, поэтому заЕвропейским Парламентом должно остаться право на ограничение количествапропусков, позволяющих входить в его помещения.В-четвертых, неоднократно подчёркивалась необходимость созданиясистемы, которая была бы удобной для конечного пользователя. До тех пор,пока данный регистр не будет создан, предлагалось создать системуперекрёстных ссылок между сайтами, где осуществляется регистрациялоббистов, с целью облегчения доступа к информации.
Конечный же регистрнеобходимо создать структурированным и логичным.Буквально сразу после принятия в мае 2008 года резолюцииЕвропейского Парламента в июне 2008 года Европейская Комиссия приняла66собственные правила регистрации лоббистов. Был создан специальныйрегистр и т.д., о чём более подробно речь пойдёт в следующем параграфе. Напротяжении последующих нескольких лет две системы регистрации идеятельности групп давления в двух институтах ЕС продолжали развиватьсянезависимо друг от друга, при этом постоянно велись дискуссии об ихвозможном сближении.Третий этапОбсуждения возможности создания общего реестра закончилисьпринятием в 2011 году межинституционального акта Европейской Комиссиии Европейского Парламента о создании общедоступного реестра организацийи независимых физических лиц, вовлечённых в процесс принятия иприменения европейского права.140На данный момент, это соглашение является последним актомевропейского права, касающимся лоббирования.
Им были созданы общие дляЕК и ЕП правила организации и деятельности групп давления. Правда,несмотря на то, что ещё в 2008 году со стороны Парламента звучал призывсоздания совместного реестра ещё и с Советом, данный институт пока неприсоединился к общей системе и в нём фактически отсутствуют правиладеятельности лоббистов.Межинституциональный акт интересен не только тем, что он взначительной степени объединил существовавшие ранее разрозненные нормы,но также появлением новых интересных положений и изменению старыхтрактовок.Благодаря этому акту был значительно расширен круг лиц и действий,попадающих под регулирование.
Ст. 8 закрепила, что под действиями,считающимися лоббированием, следует понимать все, прямо или косвенновоздействующиенаформулирование140иосуществлениеполитикииAgreement between the European Parliament and the European Commission on the establishment of a transparencyregister for organizations and self-employed individuals engaged in EU policy- making and policy implementation,OJ L 191, 22.7.2011, p. 29–38.67законодательного процесса в ЕС. В том числе осуществляемые черезаутсорсинг, СМИ, посредников, широкие общественные массы др. Средипрочих действий традиционно указаны различные экспертизы, общение ссотрудниками институтов ЕС, организации встреч, круглых столов и т.д.Все субъекты и независимые частные лица, вне зависимости от ихстатуса, должны быть зарегистрированы.
Исключение составляют толькоправительства государств-членов ЕС, других стран, а также международныеорганизации и их дипломатические миссии.Среди действий, ставших исключением и, следовательно, неподлежащих регистрации, обозначаются:- деятельность, относящаяся к предоставлению правового или иногопрофессиональногоконсультирования,еслионаотноситсякфундаментальному праву клиента на справедливое судебное разбирательство,включающее в себя право на защиту при административном производстве,котороеведетсяпрофессиональнымиадвокатамиилидругимипрофессионалами, привлеченными для данной цели.
Нижеперечисленное неподпадает под определение данного регистра (несмотря на реальноепривлечение сторон): консультационные услуги и контакты с официальными(государственными) органами для наилучшего информирования клиента обобщих правовых положениях или об их конкретной правовой ситуации, или,ввиду их консультирования на предмет, является или нет их конкретныйадминистративный или правовой шаг соответствующим или приемлемым сточки зрения положений закона; также консультирование с цельюинформирования о соответствии деятельности клиента закону; представлениеклиента в рамках примирительных процедур и переговоров, целью которыхявляется разрешение диспута без доведения его до стадии административногоили судебного производства.
Это применимо ко всем отраслям бизнеса вЕвропейском Союзе. Пока компания и её консультанты вовлечены какдействующие стороны в конкретное правовое или административноеразбирательство или производство, все действия, соответствующие этой68ситуацииинеимеющиесвоейцельюизменитьсуществующиезаконодательные рамки, не подпадают под действие данного реестра;- деятельность социальных партнеров как членов социального диалога(профсоюзы, ассоциации работодателей, и т.д.), в случае, если они играютроли, предписанные им в основополагающем Соглашении ЕС. Этоприменимо, mutatis mutandis, к любой организации, созданной согласноосновополагающим актам для выполнения определенной институциональнойроли;- деятельность, вызванная прямым и персонализированным обращениеминститутов ЕС или депутатов ЕП.
Например, целью такого регулярного илиспециализированногообращенияможетбытьзапросфактическойинформации, данных или экспертизы в данном вопросе, и/или персональноеприглашение посетить публичные слушания или принять участие в рабочихили консультативных комитетах, или в любых других формах встреч.Существует также ряд специальных правил, касающихся некоторыхсубъектов. Например, в ст. 11–13 речь идёт о церквях и религиозных общинах,политических партиях, а также представителях местных, региональных имуниципальных администраций. Данные лица не подлежат регистрации,однако, в случае, если их интересы представлены созданными имиорганизациями, последние подлежат регистрации.Также существуют специальные нормы и правила, касающиеся групплиц, не имеющих статуса юридического лица, но при этом осуществляющихсовместные действия с целью оказания влияния.