диссертация (1169227), страница 39
Текст из файла (страница 39)
Привлекается для разработки наставлений и инструкций видам вооружённых сил иродам войск, ей была передана по контракту вся система вневойсковой подготовки офицеров резерва в высшихучебных заведениях США (220 университетов и колледжей). Оказывает военно-советнические услуги виностранных государствах. Активно участвовала в программах «Обучи и оснасти» в Хорватии, Боснии иГерцеговине, Грузии, Киргизии и других странах (См.: Уваров Н.М. Частный бизнес на службе военныхведомств: По опыту основных зарубежных стран.
М.: URSS, 2009. С. 3; http://urss.ru/). По некоторым данным, вКВПР входят около 340 отставных американских генералов, ее сотрудники готовили армии Хорватии, Боснии иГерцеговины в 1995 г. перед операцией «Буря», а в 2008 г. накануне нападения Грузии на Южную Осетиютренировали грузинскую армию (См.: «Солдаты удачи»… // Голос России. 2011.
28 апреля.:http://rus.ruvr.ru/2011/04/28/49567631.html ).430Петровски П. Сведоштва – 2001. Битола: Киро Дандаро, 2006. С. 7.150план реформирования Армии Республики Македонии. Многие военные эксперты считают,что данным планом АРМ, на самом деле, была расформирована, а не реформирована.Особенно показателен тот факт, что из бывших югославских республик только Македонияприняла план, предложенный этой американской организацией. «Словения не приняласоветов команды Корпорация Военные Профессиональные ресурсы и отказалась от их услуг,а Хорватия позже попросту выгнала ее представителей из страны»431.
К сожалению,Македония отказалась от услуг военных экспертов данной организации слишком поздно,точнее лишь после самого ожесточенного вооружённого столкновения между македонскимиорганами безопасности и албанскими боевикам в селе Арачиново летом 2001 г. Какоказалось, американские инструкторы из рядов Корпорации одновременно предоставлялисвои услуги и албанским боевикам в Македонии432.
Данное обстоятельство полтора годаспустя позволило исследователям пролить свет на процесс расформирования македонскойармии, на причину устранения самых опытных и квалифицированных кадров по советугенерала-майора Ричарда Грифитса из КВПР как раз в канун вооруженного конфликта вМакедонии в 2001г. 433.Более того, непосредственно в ходе войны министр внутренних дел Д. Димовскаяпровела реформы, согласно которым уменьшались полномочия органов безопасностивопреки тому, что в условиях угрозы безопасности, полномочия данных органов, какправило, растут и расширяются. Македонские органы внутренних дел своим албанскимкоалиционным партнерам раскрыли всю оперативную сеть лиц, являющихся объектамиповышенного интереса служб безопасности434.
Впоследствии многие из этих лиц былисамыми известными бойцами ОНА435.Складывалось впечатление, что македонская политическая элита в самом присутствииНАТО в регионе видела гарантию своей безопасности. Для них примером служил ввод войскКФОР в соседнее Косово, которые стали нести ответственность за обеспечение контроля431Там же. С. 8Taylor S., Arachinovo in the American Contribution to the Albanian Fighters. Режим доступа:www.transnational.org/festures/2001/ScottTayl_Aracinovo.html433По свидетельству генерала П. Петровского, в личной беседе Президент Македонии Б.Трайковскипризнался, что список с фамилиями лиц, для уволнения со своих должностей и назначения новых былпредложен ему генералом КВПР – Ричардом Грифитсом.
См: Петровски П. Сведоштва – 2001. Битола: КироДандаро. 2006. С. 15.434Бачев Ј. Причините за една загубена војна // Фокус. Скопје. 2010. 14 мај. С. 38.435Там же.432151македонско-сербской границы. Присутствие КФОР в Косове способствовало уверенностиМакедонии в собственной безопасности.С середины 1999 г. македонские власти стали требовать «пресечь и остановить, какуюлибо деятельность так называемой ОАК в Косове»436. Но данная задача силами КФОР так ине была выполнена. КФОР даже не выполнил должным образом свою обязанностьразоружить Освободительную армию Косова и пресечь доставку оружия ОАК из Косова вМакедонию в соответствии с резолюцией ООН 1244.
Более того, по утверждению сербскогоправительства, с трансформацией Освободительной армии Косова в Косовский защитныйкорпус (КЗК) вся руководящая структура бывшей ОАК во главе с Агимом Чеку перешла всостав КЗК. Тем самым бывшая ОАК фактически сохранила своё организационнооперативное ядро и кадровый состав437.В 2000 г. тенденции албанского экстремизма обозначились достаточно отчётливо.
Втечение этого года участились приграничные инциденты, обнаруживались незаконныеканалы торговли оружием, пресекались попытки незаконного пересечения границы. Вначале июня того года четверо македонских пограничников были похищены в районе сёлаТанушевци бойцами ОАК и вывезены на территорию Косова. Этот инцидент былорганизован бойцами ОАК с намерением организовать обмен македонских пограничников наодного из командующих ОАК, который к тому моменту был экстрадирован в Македонию пообвинению в совершении преступной деятельности. Этот факт говорил о том, что боевикиОАК уже достаточно свободно чувствовали себя на территории Македонии. Боевики ОАКбез затруднений проникали на македонскую территорию, незаметно пересекая македонскуюграницу вместе с беженцами уже в 1999 г.
В обмене македонских пограничников наалбанского преступника из рядов ОАК напрямую участвовал лидер парламентскойалбанскойпартииАрбенДжафери, чтоуказывалона тесные связиалбанскоготеррористического и криминального сообщества с местными албанскими политиками.Данныйинцидентраскрылпроблемукатастрофическогосостояниябезопасностимакедонской границы с Косовом.12 апреля 2000 г.
в Будапеште состоялся саммит «Албанцы в новом тысячелетии». Нанем присутствовали албанцы всего региона. После «успеха» в Косове, албанцы всяческистарались убедить мировое сообщество в том, что их истинной целью не является436Полицијата откри Команден Штаб на ОВК во Македонија // Македонско сонце. Скопје, 1999. № 252.Бела книга. Албански тероризам и организовани криминал на Косову и Метохији. // Режим доступа:www.media.serbia.rs/medsrp/dokumenti/bela_kniga1.pdf437152перекройка границ на Балканах. Так, И.
Ругова на этом саммите обвинил сербские власти втом, что они придумали идею о «Великой Албании». Из этого следовало логическоезаключение, что албанцы якобы не стремятся к изменению границ на Балканах. Онпредложил современный вариант урегулирования на Балканах в духе европейскихинтеграционных процессов. Но в основе этого варианта лежала та же цель – достижениеалбанского единства в регионе через «открытие границ между государствами для свободногопередвижения людей, товаров, а также обмена культурными традициями и идеями»438. Темне менее, несмотря на то, что существовали и умеренные албанцы, которые выступали зарешение «албанского вопроса» в рамках существующих границ и общеевропейских нормправ национальных меньшинств, преобладающее большинство албанцев по-прежнему былоодержимо исторической великоалбанской идеей.
Эта идея жила, мотивировала ивдохновляла новые поколения албанцев, менялись лишь модели её воплощения в жизнь. Онизависели от меняющейся международной обстановки и внешнеполитических факторов.Албанцы понимали, что в международном сообществе к независимости Косова относятсякак к случаю «sui generi», который должен способствовать укреплению стабильности врегионе, и что никто не хочет дальнейших изменений границ на Балканах. Поэтому албанцызаявляли, что кроме Косова, для них албанский вопрос будет осуществляться без изменениясуществующих границ. Они заявляли об отсутствии сепаратистских устремлений на югеСербии, в Македонии и Черногории, о «равноправии» и «справедливости» в рамкахсуществующих территориальных границ.
Повторяя эту политическую риторику, албанцыдекларировали «демократичность» и «умеренность» своих устремлений, за которымискрывались далеко идущие цели по решению албанского национального вопроса всоответствии с задачами, поставленными в Платформе Академии наук Албании от 1998 г.Изменить свой статус национального меньшинства на государствообразующий в Македонииалбанцы решали с оружием в руках в 2001 г.Продвигаясь к этой цели, албанцы на Балканах годами вели политику добровольнойсегрегации, стремились к строительству параллельных, чисто албанских учрежденийкультурного и иного развития, отвергали законы страны, язык, традиции и обычаититульных народов.
И. Ругова мечтал о неких «объединенных Балканах» в европейскомсмысле, но подобные идеи никак не сочетались с массовым террором против неалбанского438Цит по: Рудченко С. К сведению не только Рима // Российская газета. М., 2000. 13.април. С. 7.153населения в регионе, уничтожением религиозных объектов и памятников истории икультуры славянских народов, с убийствами и похищениями невинных граждан.Данные идеи скорее воплощали интересы албанских криминальных группировок,вовлечённых в международную организованную преступность, контрабанду наркотиков иоружия,работорговлю,торговлючеловеческимиорганамииотмываниеденег,заинтересованных в упразднении границ и беспрепятственном процветании преступности врегионе.
Они были заинтересованы в отмене границ или создании зон, неподконтрольныхместным правительствам для беспрепятственного функционирования каналов нелегальногобизнеса. Некоторые западные СМИ сообщали, что «бунтари в Македонии, на Юге Сербии иОАК – часть одной сети, контролируемой криминальными организациями этих трехземель»439. К сожалению, об этом лишь недавно открыто заговорило западное сообщество,хотя знало об этом давно. По словам швейцарского сенатора, представляющего свою странув ПАСЕ Дика Марти, о мафиозных структурах террористической Освободительной армииКосова и её лидере Х.