ТЕМА 18 (1155969), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Нарушения правил эксплуатации, не посягающие на безопасность полета, состава преступления, предусмотренного ст. 351, не образуют: например, если во время предполетной подготовки самолет в результате грубого нарушения механиком правил эксплуатации воспламенился и сгорел, то содеянное хотя и является грубым нарушением правил предполетной подготовки, повлекшим гибель самолета, но по ст. 351 УК РФ квалифицировано быть не может, поскольку допущенное нарушение не посягает на безопасность полета самолета. Оно может образовывать состав уничтожения военного имущества по неосторожности (ст. 347).
К летательным аппаратам относятся самолеты и вертолеты различных видов, а также иные летные средства.
Объективную сторону преступления образуют нарушения правил полетов, подготовки к ним либо иных правил эксплуатации летательных аппаратов, вредные последствия и причинная связь между нарушением и вредными последствиями.
Нарушение правил может выражаться как в совершении действий, запрещенных правилами полетов, подготовки к ним или иными правилами эксплуатации военных летательных аппаратов (допуск к полету в сложных метеорологических условиях неподготовленного экипажа, выпуск в полет самолета в опасных метеорологических условиях, при которых полеты запрещены, допуск к полету без предполетного медицинского осмотра летного экипажа или без отметки о прохождении предполетного медицинского осмотра командиром экипажа, передача управления самолетом бортмеханику и т. д.), так и в допущении бездействия, т. е. невыполнении предписаний, правил совершать определенные действия в целях обеспечения безопасности полета летательного аппарата (член экипажа перед полетом не доложил о своем плохом самочувствии, которое в полете не позволило ему выполнить возложенную на него обязанность по обеспечению безопасности полета; штурман не доложил командиру корабля о потере курса и не принял мер к определению местоположения самолета, командир не дал команды на включение антиобледенительной системы в условиях, угрожавших обледенением корабля и т. п.). Одни из таких нарушений могут быть совершены в период подготовки корабля к полету, другие—во время полета.
Объективная сторона преступления включает в качестве признака вредные последствия в виде причинения по неосторожности смерти человеку либо иных тяжких последствий. Между тем инструкция по учету летных происшествий классифицирует летные происшествия на три вида: поломки, аварии и катастрофы. Поломкой признается летное происшествие, сопровождавшееся или завершившееся причинением повреждений летательному аппарату без причинения вреда здоровью и жизни граждан. Аварией признается летное происшествие, повлекшее значительный ущерб летательному аппарату и причинение увечий членам экипажа или иным гражданам, находившимся на борту самолета. Катастрофой является летное происшествие, повлекшее разрушение или повреждение летательного аппарата и гибель людей.
Характеристика последствий в ст. 351 УК 1996 г. не дает оснований для дифференциации последствий в виде причинения смерти по неосторожности лицам, находившимся на борту самолета, и иным гражданам, т. е. не находившимся на борту самолета. Причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку, независимо от того, находился он на борту самолета или нет, образует указанные в ст. 351 УК РФ последствия в зиде смерти человека. Этими последствиями охватывается и гибель нескольких лиц, и причинение наряду со смертью увечья нескольким гражданам.
Последствия могут быть вменены в вину лицу только при наличии причинной связи между допущенным нарушением правил полетов, подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов и наступившими последствиями. Установление причинной связи относится к одному из самых сложных вопросов. При возникновении авиационного происшествия (аварии или катастрофы) в соответствии с Положением о расследовании авиапроисшествий назначается специальная комиссия для установления причины происшествия, аварии или катастрофы. Ее заключение, как правило, служит основанием возбуждения уголовного дела. Однако окончательно причинная связь устанавливается процессуальным путем и является юридическим вопросом компетенции правоприменителя.
Субъектом нарушения правил полета может быть военнослужащий, который непосредственно осуществляет полет или руководит им в порядке исполнения возложенных на него обязанностей. К таким лицам относятся: руководитель полетов, командир корабля, члены летного экипажа (пилот, штурман, радист, бортмеханик, если они входят в состав летного экипажа). Угон воздушного судна военнослужащим, самоуправно завладевшим судном, образует состав преступления, предусмотренный ст. 211 УК.
Субъектом нарушения правил подготовки к полетам либо иных правил эксплуатации летательных аппаратов может быть только военнослужащий, в обязанность которого входит выполнение работ, призванных обеспечить безопасность помета летательного аппарата. К числу субъектов нарушения названных правил могут относиться военнослужащие, входящие в состав летного или технического персонала экипажа корабля, выполняющие инженерно-технические функции, функции по метеорологическому обслуживанию безопасности поле-га, прямые и непосредственные начальники личного состава экипажа и др.
Должностные лица по ст. 351 УК отвечают лишь в том случае, когда они допустили злоупотребление властью, превышение власти, должностную халатность при выполнении обязанности, возложенной на них нормативными актами, регулирующими правила полетов и подготовки к ним либо иные правила эксплуатации военных летательных аппаратов
Субъективная сторона нарушения правил полетов, подготовки к ним и иных правил эксплуатации летательных аппаратов характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Если военнослужащий сознательно нарушал правила полетов, подготовки к ним или иные правила эксплуатации в целях причинения указанных в ст. 351 УК последствий или иного более тяжкого вреда, то содеянное в этом случае подлежит квалификации как умышленное преступление, направленное на причинение вреда иным объектам, ответственность за которое предусмотрена статьями иных глав УК РФ (например, ст. ст. 105, 205,277,281 и т. д.).
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ
В обеспечении безопасности Российского государства важную роль играет Военно-Морской Флот. Повышению его боевых возможностей и поддержанию в постоянной боевой готовности уделяется большое внимание. Одной из составляющих боеспособности сил флота является мастерское вождение морских кораблей в любых условиях плавания. Нарушение правил вождения и эксплуатации военных кораблей представляет значительную общественную опасность, так как может привести к тяжким последствиям в виде гибели по неосторожности людей, серьезного повреждения или гибели корабля, утраты кораблем боеспособности, причинения особо крупного материального ущерба и т. п. Строгое соблюдение военнослужащими правил вождения и эксплуатации военных кораблей является составной частью порядка несения обязанностей военной службы и обеспечивается всеми, в том числе и уголовно-правовыми средствами.
Ст. 352 УК устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия. Нарушения, не повлекшие указанные в ст. 352 УК последствия, могут влечь дисциплинарную, материальную либо гражданско-правовую ответственность, если содеянное не образует состава иного преступления.
Непосредственным объектом данного преступления является установленный порядок вождения или эксплуатации военных судов, обеспечивающий их безопасное плавание для людей, целостности судна, имущества и постоянной боевой готовности военного корабля.
Правила вождения и эксплуатации военных кораблей закреплены в Корабельном уставе ВМФ, Международных правилах предупреждения столкновения судов в море (МППСС), Правилах штурманской службы и других нормативных актах, регулирующих правила эксплуатации военных судов, организацию технической и штурманской служб на корабле, порядок плавания в отдельных районах морей и океанов, а также порядок пользования морскими сигналами, предусмотренными Международным сводом сигналов. Международные правила обязывают также соблюдать при плавании на море общепризнанные международные обычаи, которые не нашли отражения в нормативных актах.
Под вождением военно-морского корабля понимается управление им в процессе движения с момента снятия с якоря (отдачи концов) до полной остановки корабля и постановки его к причалу или на якорь. При этом не имеет значения, шел корабль своим ходом или на буксире.
Под правилами эксплуатации военных кораблей понимается установленный нормативными актами порядок, обеспечивающий безопасность плавания корабля, техническое обслуживание узлов и агрегатов корабля, пользование смонтированными на корабле средствами ведения боя, загрузки и разгрузки корабля, и порядок выполнения безопасных для плавания и иных работ на корабле, включая мероприятия по обеспечению живучести корабля.
Объективная сторона преступления включает действия или бездействие, выражающиеся либо в нарушении правил вождения, либо в нарушении правил эксплуатации военного корабля, вред в виде причинения по неосторожности смерти либо иных тяжких последствий. Нарушение правил вождения военного корабля может выразиться, например, в движении судна полным ходом во время тумана, снегопада, в иных условиях, ограничивающих видимость, либо при наличии запрета на движение полным ходом по другим причинам; в неизмерении глубин вопреки требованию Корабельного устава ВМФ при плавании вблизи отмелей и непринятии мер к уменьшению хода при остановке машины, результатом чего является посадка корабля на мель, причинение серьезного повреждения судну, а также невыполнение боевого задания. Нарушение правил эксплуатации может выразиться в непринятии мер к обеспечению живучести корабля в условиях, угрожающих его гибелью, нахождении в темное время суток корабля в море с неисправными сигналами, обозначающими его контуры, в нарушении правил пользования радиолокационной установкой, в допущении ошибок при ремонте узлов и агрегатов корабля, если оно повлекло причинение в ходе движения корабля последствий, указанных в ст. 352 УК РФ. Последствием нарушения правил в виде причинения по неосторожности смерти человеку охватывается причинение смерти и увечий нескольким лицам. Под иными тяжкими последствиями понимается: гибель корабля, т. е. полное разрушение корабля в результате взрыва, пожара, столкновения, затопления; серьезное повреждение корабля, требующее капитального ремонта, сопряженного с большими материальными затратами и причинением вреда боеспособности; причинение такого же вреда иному кораблю, с которым произошло столкновение; причинение большому количеству лиц увечий, если авария корабля не сопровождалась причинением по неосторожности хотя бы одному человеку смерти;
уничтожение или повреждение ценного вооружения и снаряжения на своем или ином корабле; причинение иного материального вреда в особо крупном размере как военному ведомству, так и другим собственникам; срыв выполнения боевого задания и т.п.
Субъектом нарушения правил кораблевождения могут быть только военнослужащие, на которых возложена соответствующим актом обязанность по вождению корабля. К таким лицам относятся: командир корабля, штурман, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер либо военнослужащий, управляющий яхтой, шлюпкой или гидросамолетом на плаву.
Субъектом нарушения правил эксплуатации военною корабля также могут быть только военнослужащие, в обязанность которых входит выполнение работ, составляющих содержание понятия эксплуатации военного корабля, призванных обеспечить безопасное плавание судна. К ним относятся как военнослужащие, которые могут быть субъектами нарушений правил вождения, поскольку на них возложена и обязанность поддерживать в исправном состоянии военный корабль, вождением которого они занимаются, так и военнослужащие, которые, не будучи допущенными к кораблевождению, обязаны выполнять работы по техническому обслуживанию корабля в целях обеспечения его безопасного плавания. К категории последних относятся военнослужащие, занимающие на корабле или в воинской части должности инженеров, механиков, слесарей-наладчиков, электриков и других технических специалистов.
Субъективную сторону преступления образует неосторожная вина. Она может выступать в виде совершенного по легкомыслию или небрежности преступления. Нарушение правил кораблевождения или правил эксплуатации военного корабля вследствие недостаточного знания правил является разновидностью деяния, совершенного по небрежности. В этом случае лицо не предвидело возможности наступления вредных последствии, хотя должно было и могло их предвидеть.