ТЕМА 18 (1155967), страница 3
Текст из файла (страница 3)
3-й учебный вопрос: Нарушение правил вождения или эксплуатации машин. Нарушение правил полетов или подготовки к ним. Нарушение правил кораблевождения.
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВОЖДЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН
Простой состав данного преступления в соответствии с законом образуют нарушения правил вождения или эксплуатации боевой, специальной, транспортной машины, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 350).
Закон устанавливает уголовную ответственность за два вида преступлений: а) нарушение правил вождения машин; б) нарушение правил эксплуатации машин. Признавая одинаковыми по характеру общественной опасности оба вида этих преступлений, законодатель сформулировал их в виде альтернативных признаков состава одного и того же преступления.
Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является соответственно установленный воинский порядок вождения и эксплуатации военных машин, обеспечивающий их безопасные для окружающих и боеспособности войск вождение и эксплуатацию.
Под правилами вождения машин, которые определяются как специальными ведомственными военно-правовыми нормами (ст. ст. 203—207 Строевого устава ВС РФ, Наставление по автомобильной службе, Наставление по вождению танков и др.), так и общими Правилами дорожного движения (утверждены Постановлением Правительства РФ), понимаются обязательные для лиц, непосредственно осуществляющих вождениё боевой, специальной, транспортной машины, предписания, обеспёчивающие безопасность вождения машин.
Под правилами эксплуатации следует понимать совокупность норм, содержащихся в вышеназванных актах, предписывающих определенным, лицам обязанность создавать благоприятные условия для безопасного использования военных машин.
Под военными машинами (боевыми, специальными и транспортными) понимаются любые машины (автомобили, включая специальные, БМП, БТР, танки, САУ, мотоциклы и т. д.), используемые в Вооруженных Силах в интересах выполнения возложенных на них задач. К военным машинам относятся также тепловозы, электровозы, дрезины и другой рельсовый транспорт, принадлежащий как Министерству обороны РФ, так и другим войсковым формированиям (МВД, ФСБ, железнодорожным войскам и т. д.). Нарушение военнослужащими правил вождения или эксплуатации военных железнодорожных машин независимо от того, было ли оно допущено при движении по собственным или общегосударственным железным дорогам, образует преступление против военной службы и подлежит квалификации по ст. 350 УК РФ. Как в том, так и в другом случае военнослужащий исполняет в одинаковой мере обязанности военной службы и, следовательно, в равной мере должен нести уголовную ответственность за преступления против военной службы4.
Объективная сторона состава рассматриваемого преступления выражается в нарушении путем действия или бездействия правил вождения или эксплуатации военных машин в последствии в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека и причинной связи между ними.
Под вождением машины понимается приведение ее в движение и управление ею в движении вплоть до полной остановки машины. Нарушение правил при работе с остановленной машиной не охватывается понятием нарушения правил вождения и нуждается в самостоятельной квалификации в случае наступления вредных последствий.
Правила вождения—это обязательные требования, которые предъявляются к лицу, управляющему военной машиной, и соблюдение которых призвано обеспечить безопасность движения. Данные требования закреплены в специальных нормативных актах и Правилах дорожного движения.
Объективную сторону преступления образуют лишь те нарушения, которые посягают на безопасность движения. Не образуют данного преступления, например, выезд на машине без номерного знака и т. п., поскольку это нарушение не способно причинить ущерб безопасности движения.
Нарушение правил вождения может выражаться как в общественно опасном действии (превышение скорости движения, нарушение правил обгона и т. п.), так и в общественно опасном бездействии (непринятие мер к остановке в необходимых случаях, непереключение дальнего света на ближний и наоборот и т. п.).
Понятие эксплуатации машин определяется как использование боевых, специальных и транспортных машин, их техническое обслуживание и хранение. Ст. 350 УК РФ охраняет только ту часть установленного порядка эксплуатации, которая обеспечивает безопасное движение машин. Гарантия безопасности движения машин создается, с одной стороны, в процессе движения путем соблюдения правил вождения, с другой—в процессе подготовки машины к движению. Последнее и составляет понятие эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, о которых идет речь в ст. 350 УК РФ.
Нарушение правил эксплуатации выражается:
а) в выпуске в рейс технически неисправной машины;
б) в допуске начальником или старшим машины к управлению лиц, заведомо не подготовленных к управлению данной машиной либо по своему состоянию не способных его осуществлять (из-за болезни, переутомления и т. п.);
в) в отдаче водителю распоряжений, явно противоречащих правилам эксплуатации или вождения машины. Эти распоряжения могут касаться правил вождения (выбор скорости, осуществление маневра и т. д.) и правил эксплуатации (буксировка прицепных устройств, загрузка машин, посадка людей на машины, не приспособленные для этих целей, и т. д.);
г) в нарушении водителем правил эксплуатации, обеспечивающих безопасность движения, не в связи с управлением машиной. Например, оставление машины на проезжей части дороги в ночное время без включения габаритных или стояночных огней, передача управления машиной лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или по каким-либо иным причинам лишенному возможности обеспечить безопасность движения машины и др.
Нарушение правил вождения может быть допущено водителем только в процессе управления машиной в движении, тогда как нарушение правил эксплуатации им может быть совершено только до начала и после окончания движения.
В ряде случаев вслед за нарушением правил эксплуатации водитель допускает нарушение правил вождения, в результате чего совершает происшествие, влекущее последствия, указанные в ст. 350 УК РФ.
Нарушение правил эксплуатации путем действия может выражаться в активном поведении, противоречащем правилам эксплуатации, например, в допуске к управлению лиц, не имеющих на то права, выпуске в рейс технически неисправной машины и т. д., путем бездействия — в пассивном поведении субъекта: в невыполнении предписаний правил эксплуатации. Например, непресечение неправильных действий водителя, самоустранение от контроля за техническим состоянием выходящей в рейс машины и т. д.
Нарушение иных правил эксплуатации должностным лицом, не связанное с обеспечением безопасности движения (отдача неправильных распоряжений по переводу машин на зимнюю смазку), повлекшее преждевременный выход из строя машины, перерасход топлива, т. е. значительный материальный ущерб, не образует объективной стороны данного преступления. Такие деяния могут при определенных обстоятельствах содержать должностное преступление.
Последствия в ст. 350 УК РФ охарактеризованы абсолютно определенными признаками. Степень тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего определяется заключением судебно-медицинского эксперта. Размер и характер причиненного материального вреда и ущерба, нанесенного состоянию боеготовности и боеспособности части или подразделения, на квалификацию содеянного по ст. 350 УК не влияют. Однако уничтожение или существенное повреждение по неосторожности машины в результате нарушения правил ее вождения или эксплуатации, а равно уничтожение или повреждение тем же путем другого военного или иного имущества в крупном размере должно влечь дополнительную ответственность (по совокупности преступлений) по ст. 168 или ст. 347 УК РФ. Если по характеру последствий содеянное совокупности не образует, то факультативные последствия учитываются при назначении наказания виновному.
Причинная связь является обязательным признаком исследуемых преступлений.
Управление в состоянии опьянения, являясь нарушением правил вождения, непосредственной причиной наступления указанного в ст. 350 УК РФ последствия быть не может. Состояние опьянения может обусловить иное нарушение правил вождения, которое и является непосредственной причиной наступившего вреда. Ст. 63 УК РФ не относит к обстоятельствам, отягчающим наказание, совершение преступления в состоянии опьянения, но оно должно учитываться при назначении наказания военнослужащему, виновному в нарушении правил вождения боевой, специальной или транспортной машины, как фактор, отрицательно характеризующий его личность (ч. 3 ст. 60 УК).
Субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий (рядовой, матрос, сержант, старшина, мичман, прапорщик, лицо офицерского состава), нарушивший правила вождения машины военного ведомства либо арендованной военным ведомством в интересах выполнения стоящих перед ним задач.
Субъектом нарушения правил эксплуатации может быть не любой военнослужащий, а только тот, на которого его служебным положением возложена обязанность соблюдать правила эксплуатации. Субъектом нарушения правил эксплуатации машин чаще всего бывают воинские должностные лица и лица суточного наряда (старший пограничного наряда, дежурный по парку, дежурный по части, дежурный по КПП, дежурный по гарнизону, начальник караула, начальник патруля). В этих случаях содеянное подпадает также под признаки преступлений (помимо ст. 350 УК), предусмотренных ст. ст. 341—344, 285—286 УК РФ. Ст. 350 является специальной в связи с особым характером общественной опасности деяния, ответственность за которое ею установлена. В соответствии с ч. 3 ст. 17 УК РФ содеянное в данных случаях совокупности преступлений не образует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.
Водитель, за которым закреплена боевая, специальная или транспортная машина, обязан соблюдать не только правила вождения, но и правила эксплуатации. Не военнослужащий за нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин, а также военнослужащий за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации не военных транспортных средств подлежат ответственности по ст. ст. 265—271 УК РФ.
Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется неосторожностью, т. е. нарушение правил вождения или эксплуатации машин может совершаться виновным сознательно, при этом возможность наступления указанных в законе последствий виновное лицо не допускает из-за легкомыслия.
При небрежности виновный, как правило, не сознает, что допускает нарушение правил и не предвидит возможности наступления указанных в законе последствий из-за безответственности, невнимательности, хотя имел возможность сознавать факт нарушения правил и не допустить наступления вредных последствий.
Если лицо использует боевую, специальную или транспортную машину в качестве орудия умышленного причинения вреда (смерти, увечья, уничтожения имущества), то оно подлежит ответственности за умышленное преступление.
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЛЕТОВ И ПОДГОТОВКИ К НИМ
Роль военной авиации в ведении современных боевых действий исключительно велика. Этот факт неоднократно подтверждался уже и после Второй мировой войны, когда военная авиация поднялась на новый, более высокий военно-технический уровень развития, в войне во Вьетнаме, на Фолклендских островах, в Ираке, Афганистане и др.
Успешное выполнение военными летчиками возлагаемых на них как в мирное, так и в военное время задач требует твердого знания правил выполнения полета и иных правил эксплуатации летательного аппарата, тщательной подготовки к полету, осуществления полета в любых метеорологических условиях. Поэтому нарушения правил полетов, подготовки к ним и иных правил эксплуатации летательных аппаратов относятся к весьма опасным посягательствам на установленный в военной авиации порядок исполнения обязанностей личным составом части или подразделения, с которыми нужно вести решительную бескомпромиссную борьбу всеми средствами (профессиональный отбор, обучение, воспитание, строгий контроль, забота о здоровье и бытовом обеспечении, поощрение и взыскание), включая меры уголовно-правового характера.
УК РФ признает нарушение правил полетов, подготовки к ним либо иных правил эксплуатации летательных аппаратов преступлением только в том случае, когда это нарушение повлекло по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия (ст. 351 УК РФ).
Ст. 351 УК является бланкетной. Правила, за нарушение которых может наступить уголовная ответственность по этой статье, изложены в специальных нормативных актах, регулирующих порядок подготовки соответствующего летательного аппарата к полету, осуществления полета и эксплуатации летательного аппарата. К таким актам относятся: Наставление по производству полетов авиации ВС РФ, Основные правила полетов в воздушном пространстве для авиации всех министерств и ведомств, Наставление по инженерно-авиационной службе авиации ВС РФ, Наставление но штурманской службе авиации ВС РФ, Наставление по метеорологической службе авиации ВС РФ, Инструкция по производству полетов в районе аэродрома, инструкция экипажу определенного типа летательного аппарата и др.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является установленный порядок эксплуатации летательного аппарата, обесттечт1в^ющййбезопасность его полета. Обеспечение "безопасности полета складывается из соблюдения правил подготовки к полету, осуществления полета и иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов.
Нарушения правил эксплуатации, не посягающие на безопасность полета, состава преступления, предусмотренного ст. 351, не образуют: например, если во время предполетной подготовки самолет в результате грубого нарушения механиком правил эксплуатации воспламенился и сгорел, то содеянное хотя и является грубым нарушением правил предполетной подготовки, повлекшим гибель самолета, но по ст. 351 УК РФ квалифицировано быть не может, поскольку допущенное нарушение не посягает на безопасность полета самолета. Оно может образовывать состав уничтожения военного имущества по неосторожности (ст. 347).
К летательным аппаратам относятся самолеты и вертолеты различных видов, а также иные летные средства.