лекция т14 (вар2) (1155944), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Не всякое убийство одним военнослужащим другого, не состоящего в отношениях подчиненности с виновным, является результатом, последствием нарушения уставных правил взаимоотношений между ними. Даже в расположении воинской части могут быть совершены различные преступления против личности из хулиганских или иных личных побуждений, которые одновременно не сопровождаются нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. В подобных случаях нет оснований для квалификации совершенных преступлений по ст. 335, они должны быть квалифицированы по соответствующим статьям гл. 16 УК.
Как уже отмечалось, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими могут сопровождаться изъятием у потерпевших продуктов питания, предметов обмундирования и других материальных ценностей. Если при этом у потерпевшего изымаются предметы, являющиеся его личной собственностью, то действия виновного наряду со ст. 335 подлежат квалификации по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против собственности (например, грабеж, вымогательство—ст. ст. 161, 163 УК РФ). Отобрание с применением насилия или под угрозой его применения отдельных предметов продовольственного пайка или предметов обмундирования, выдаваемых военнослужащему, как один из способов нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими охватывается ст. 335 УК.
По совокупности ст. 335 и ст. ст. 333 или 334 УК следует квалифицировать нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, если они сопряжены с сопротивлением (принуждением) начальнику или иному лицу, исполняющему обязанности военной службы, либо совершением насильственных действий в отношении начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы. Такая совокупность возможна в случаях, когда, например, командир (начальник), обнаружив в
24 казарме нарушение уставных правил взаимоотношений между
военнослужащими, принимает меры к его прекращению, и в связи с этим подчиненные оказывают ему сопротивление либо учиняют в отношении его насильственные действия.
ОСКОРБЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Нормы военного законодательства, уставы Вооруженных Сил Российской Федерации содержат требования об уважении личности военнослужащих, недопустимости унижения их личного достоинства, о соблюдении правил воинской вежливости и отдания чести. Военнослужащие должны с достоинством нести высокое звание защитника Отечества, дорожить честью своего воинского звания. Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих составляет одну из важнейших обязанностей командиров (начальников). За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, они подлежат ответственности.
Преступлением против чести и достоинства является оскорбление одним, военнослужащим другого, предусмотренное ст. 336 УК.
Объектом преступления следует признать закрепленный в уставах порядок взаимоотношений между военнослужащими, составной частью которого является порядок соблюдения их воинской чести и уважение личного достоинства.
Ст'. 130 УК определяет оскорбление как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ в редакции от 21 декабря 1993 г. подчеркивается, что оскорбление представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство3.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 336 УК, составляют отрицательная оценка личности потерпевшего как военнослужащего и гражданина, унижение его репутации .в глазах окружающих, дискредитация его человеческого достоинства и воинского звания. Унижение чести и достоинства по способу совершения может быть устным, письменным либо путем различных действий (плевок, пощечина, срывание погон, других знаков
25 различия и т. п.). Оскорбление может быть нанесено публично и
наедине.
Неприличная форма оскорбления состоит в унижении чести и достоинства в циничных выражениях или действиях, противоречащих общепризнанным нормам нравственности, элементарным требованиям морали, этики. Действия (высказывания и др.)/ унижающие честь и достоинство личности, могут быть основаны на реальных фактах и обстоятельствах, относящихся к потерпевшему, но выраженные в неприличной форме, они образуют состав рассматриваемого преступления.
Оскорбление, квалифицируемое ст. 336 УК, может быть совершено не только в расположении воинской части и в служебное время, но и вне расположения воинской части, во время нахождения в увольнении, в командировке и т. п. Однако независимо от места и времени совершения воинским преступлением признается оскорбление, нанесенное одним военнослужащим другому в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы либо при исполнении потерпевшим или виновным этих обязанностей. О понятиях «в связи с исполнением обязанностей военной службы» и «во время исполнения обязанностей военной службы» говорилось выше при анализе признаков составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 334 и 335 УК.
Если оскорбление нанесено на почве сугубо личных взаимоотношений между военнослужащими, не связано с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы и в момент нанесения оскорбления ни потерпевший, ни виновный не находились при исполнении этих обязанностей (например, оскорбление, нанесенное на почве ревности, когда военнослужащие находились на семейном вечере), то оно не может быть признано воинским преступлением. Такое оскорбление может быть квалифицировано по ст. 130 УК.
Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 335 унижение чести и достоинства личности военнослужащих может быть признано одной из форм нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Оскорбление, предусмотренное ст. 336, выражается в отрицательном отношении виновного к личности потерпевшего, унижении его чести и человеческого достоинства, но не связано с
26
предъявлением к нему тех или иных требований, принуждением к
нарушению обязанностей военной службы, стремлением виновного добиться для себя привилегированного положения в воинском коллективе. При нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчиненности, унижение чести и достоинства потерпевших наряду с другими формами противоправных действий совершается в целях обеспечения в воинском коллективе такой обстановки, когда отдельные военнослужащие более раннего призыва заставляют молодых воинов выполнять за них наиболее трудные обязанности военной службы, делать им личные услуги, создавать для них облегченные условия службы. Для достижения этих целей старослужащие применяют к молодым солдатам различные формы оскорблений и издевательств, насилия, сексуальных извращений и т. п. Таким образом, подобные действия выступают способом, формой проявления так называемой дедовщины в отдельных воинских коллективах.
С субъективной стороны воинское оскорбление совершается умышленно.
По ч. 1 ст. 336 подлежит квалификации оскорбление одним военнослужащим другого, когда они не состоят в отношениях подчиненности, т. е. равным равного, старшим по воинскому званию младшего или младшим по воинскому званию старшего при отсутствии между ними отношений подчиненности. Субъектами преступления могут быть также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов, а также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны, других министерств и ведомств Российской Федерации.
Ч.' 2 ст. 336 предусматривает оскорбление подчиненным начальника или начальником подчиненного. Уголовный закон одинаково защищает честь и достоинство как начальников от посягательств подчиненных, так и подчиненных от посягательств начальников, что соответствует требованиям воинских уставов.
Оскорбление подчиненным начальника или начальником подчиненного наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Преступления против порядка подчиненности и
воинских уставных взаимоотношений образуют самостоятельную группу преступлений. Они характеризуются совокупностью общих признаков, которые определяют объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Диспозиции указанных статей бланкетные и требуют конкретизации. Правильное понимание юрисконсультом общественной опасности преступлений данной группы способствует поддержанию боеготовности страны и правопорядка в войсках.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 12 ЦИКЛА
В. РАЗУКОВА