Диссертация (1155535), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Применимое право как необходимое условие внешнеторгового договорапоставки энергетических ресурсовВконтекстеизучениясущественных условийвнешнеторговогодоговора поставки энергоресурсов особую актуальность приобретаютвопросы, связанные с определением применимого права, посколькуэнергоресурсы представляют собой, прежде всего, транснациональныйпродукт,чтопредполагаетучастиевторговыхправоотношенияхиностранного элемента и возможность присутствия в их регулировании инойправовой системы.Вроссийскомимеждународномзаконодательствеотсутствуетлегальное определение термина «применимое право», что вызывает большоеколичество разногласий в теории и практике относительно его существа июридической природы.
В научной литературе существует несколькоподходов к определению объема данного понятия. Так, большинство авторовполагают, что объем понятия «применимое право» следует ограничитьрамкаминациональногоправа,подлежащегоприменениюкправоотношениям сторон внешнеторгового договора. Основным аргументомв пользу указанной точки зрения является тот факт, что международноеправо, как таковое, не является самостоятельным массивом правовых норм,регулирующих внешнеторговые договорные отношения без привлечения85национального права. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 15Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международногоправа и международные договоры входят в состав правовой системы РФ 150.Указанное положение находит отражение также в статье 7 ГК РФ.Однако, полагаем, следует согласиться с исследователями, по мнениюкоторых, понятие «применимое право» (lex contractus) используется всовременном российском законодательстве в узком смысле 151 . Системноетолкование норм ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что законодательвключает в категорию применимого права, право того или иного государства,подлежащее к применению в обусловленных внешнеторговым договоромотношениях.Поставкаэнергоресурсов,преждевсего,нефтиинефтепродуктов, часто осуществляется путем использования торговых судовтанкерного типа, в этой связи следует обратить внимание на статью 414Кодекса торгового мореплавания РФ, согласно которой, в категориюприменимоеправо,наряду снациональнымвключаютсятакжемеждународныезаконодательствомдоговорыиобычаиРФ,торговогомореплавания, так называемые lex mercatoria.Различие в подходах законодателя к определению объема понятия«применимое право» свидетельствует об отсутствии единообразия в решенииданного вопроса.
В данном случае следует согласиться с точкой зрения Д.П.Стригуновой, по мнению которой, понятие «применимое право» необходимотолковать расширенно, в связи с тем, что у сторон договора имеетсявозможностьвыборанетольконациональногоправа,подлежащегоприменению, но и различных правовых систем152. Конституция РФ в статье 7указывает, что в состав правовой системы РФ наряду с международными«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
Ст.4398.151Гарагуля М.И. Понятие применимого права во внешнеэкономических договорных отношениях //Пространство экономики. 2010. № 2–3. С. 217–221.152Стригунова Д.П. Категория «применимое право» в международных коммерческих договорах //Международное публичное и частное право. 2016. № 4. С. 29–32.15086договорами входят общепризнанные принципы международного права. Вэтой связи возникает закономерный вопрос, подлежат ли включению в объемпонятия «применимое право» общепризнанные принципы международногоправа, обычаи и обыкновения международной торговли.Прежде чем ответить на данный вопрос, следует обратиться кюридической природе торгового обычая и общих принципов права.Указанные правовые категории существуют на основе доктрины Lexmercatoria и получили широкое распространение в европейских странах.Существо данной доктрины заключается в том, что международные торговыеотношения должны регулироваться в первую очередь коммерческимидоговорами и международными торговыми обычаями.В сфере международной торговли энергоресурсами, как уже былосказано, можно выделить два свода торговых обычаев, это правилатолкования международных терминов Инкотермс — 2010 и Принципымеждународных коммерческих договоров УНИДРУА, которые являютсяярчайшим примером Lex mercatoria.
Следует отметить, что несмотря наудобство в применении и пластичность положений, торговые обычаи неявляютсясамостоятельныминормамиправа,в силу того,чтонесанкционированы государством. Таким образом, торговые обычаи могутбыть включены сторонами договора в объем применимого права, но не вкачествесамостоятельногоисточникаправовыхнорм,аввиденегосударственного правового регулятора, применяющегося субсидиарно снормами международного и национального права.ПозициясудовРФповопросу определенияобъемапонятияприменимого права изложена в Информационном письме Президиума ВАСРФ от 09.07.2013 года, согласно которому, в случае указания в договоре вкачестве применимого права общих принципов права, торговых обычаев иобыкновений, иных источников lex mercatoria, государственные суды РФ непризнают подобный выбор состоявшимся, в связи с тем, что стороны87договора могут выбрать исключительно национальное правопоявленииуказанногослучаянапрактике153применимое.
Приправоустанавливается судами РФ путем использования коллизионных правовыхнорм.Такимподходов154образом,обобщаяанализнаучно-исследовательских, позиций законодательства и судов РФ, полагаем следуетпринять расширительную трактовку категории «применимое право», котораяпозволяет включать в ее объем всю совокупность общепризнанныхпринципов и норм международного права, нормы национального права, атакже субсидиарное негосударственное правовое регулирование отношенийконтрагентов по внешнеторговым договорам в виде устоявшихся торговыхобычаев и обыкновений.Проанализируем особенности установления категории применимогоправа во внешнеторговом договоре поставки энергоресурсов в соответствии сзаконодательствомРоссийскойФедерации.Вопросыопределенияприменимого права к внешнеторговому договору поставки энергоресурсовразрешаются с помощью норм раздела VI ГК РФ.
По общему правилу вконтрактныеотношенияданноговидамогутвступатьроссийские,иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.При определении права, применяемого к внешнеторговому договору,действует принцип автономии воли сторон 155 . Он заключается в том, чтоучастники соглашения свободны в выборе не только его содержания, но ивида правовых норм. Данный принцип получил свое законодательноеИнформационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.07.2013 № 158 «Обзорсудебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением Арбитражными судами дел сучастием иностранных лиц» // Кодификация РФ.
– Электрон. текстовые данные. – Режим доступа:http://rulaws.ru/vs_rf/Informatsionnoe-pismo-Prezidiuma-VAS-RF-ot-09.07.2013-N-158/.154Гарагуля М.И. Понятие применимого права во внешнеэкономических договорных отношениях //Пространство экономики. 2010.
№ 2–3. С. 217–221; Стригунова Д.П. Категория «применимое право» вмеждународных коммерческих договорах // Международное публичное и частное право. 2016. № 4. С. 29–32.155См. подробнее: Ерпылева, Н. Ю. Международное частное право [Текст] : учебник для вузов / Н. Ю.Ерпылева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.
С.86-88; Кузнецов М.Н. Международное частное право. Общая часть: лекции, прочитанные в Российскомуниверситете дружбы народов в 2004-2014 гг.: учебное пособие. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2015.С. 53.15388воплощение в статье 1210 ГК РФ, согласно которой, стороны договора могутв момент заключении договора или в последующем выбрать по соглашениюмежду собой право, которое подлежит применению к их правам иобязанностям по этому договору. Интересным является тот факт, чтосоглашение о выборе применимого права имеет обратную силу, а такжеможет действовать как в отношении всего договора, так и в отношенииотдельных его положений. Указанные возможности, предоставленныесторонам договора, имеют большое значение в правоприменительнойпрактике.
Внешнеторговый договор поставки энергоресурсов требуетдетальной проработки всех его пунктов, так как подразумевает высокуюстоимость товара, и риск нанесения крупного ущерба стороне в результатененадлежащего исполнения обязательств. В этой связи предоставлениесторонам возможностей для определения применимого права к отдельнымпунктам договора приобретает особую актуальность.Требование законодателя к форме соглашения носит диспозитивныйхарактер. Так, согласно части 2 статьи 1210 ГК РФ, у сторон есть триварианта выражения своей воли относительно выбора применимого права:путем прямого выражения в договоре (дополнении), путем непрямоговыражения, однако, в таком случае о волеизъявлении сторон должнысвидетельствовать условия договора либо обстоятельства дела в ихсовокупности.Похожая формулировка о форме соглашения сторон о выбореподлежащего применению права закреплена в ст.