Диссертация (1154955), страница 16
Текст из файла (страница 16)
В сложившейся ситуации у фермеров, разоренныхзасухами 1970-х годов и 1980-х годов, не было другого выбора, кроме какуходить со своей земли и искать средства к существованию в другихместах113. Началась массовая миграция сельского населения в города Сахарыи Сахеля и попытки людей обеспечить свою жизнь занятиями, не связаннымис традиционными. К потоку мигрантов присоединились и многие туареги смалийских территорий. Ситуация в северных странах, Алжире и Ливии,благодарярезкомуростудобычиуглеводородов,предоставлялапереселенцам гораздо больше возможностей для трудоустройства, нежелиможно было найти на территории Сахеля. Эти мигранты стремилисьнакопить капитал для восстановления благосостояния своих семей.
Однако,112См., например, Pliez O, Les cités du désert. Des villes sahariennes aux saharatowns, Toulouse, IRD, PUM, 2011;Pierre Boilley. Les Touaregs Kel Adagh. Dépendances et révoltes: du Soudan français au Mali contemporain. Paris, Karthala, 2012.113Notin Jean Christophe. La guerre de la France au Mali. Editions Tallander, 2014. – P. 24.75по возвращении переселенцев на родину оказалось, что ранее занятые имиземли, пастбища и водные источники нашли новых владельцев, что вызваловолну конфликтов за доступ к природным ресурсам.Для жителей территории Северного Мали торговля с соседнимистранами Сахеля и Северной Африки в силу исторических причин всегдаявлялась традиционным видом деятельности, хотя на нее и повлиял фактвозникновения новых границ в процессе деколонизации. С переходомконтроля над товарными потоками в руки местных правителей, решающих,кому разрешать заниматься торговлей, а кого лишать этого права, а также сростом ценности перевозимых грузов, конкуренция в этой областиобострилась.
Также наряду с легальной торговлей в регионе процветали ипроцветают торговля гораздо более прибыльным контрабандным товаром(сигареты, оружие, наркотики) и нелегальная миграция. Определенныестраны, такие, как Алжир, осуществляли жесткий таможенный контроль настратегических пропускных пунктах. Поскольку эти государства нерасполагали богатыми продовольственными, топливными и оружейнымиресурсами, им важно было быть особенно бдительными в отношенииконтроля за границами.Таким образом, некоторые крупные и многие мелкие торговцы напостоянной основе занимались незаконной перевозкой товаров, подкупаядолжностные лица таможенных органов.
В Алжир и Ливию везли товары,которые ценятся в этих странах: скот, просо, соль, малийские ткани,продукты питания (макаронные изделия, пшеницу, пшеничную муку, масло),лекарства, строительные материалы, электронные приборы, транспортныесредства. Также продавцы получали выгоду за счет разницы в курсахнациональных валют. Именно за счет этой деятельности, начиная с 1980годов, в значительной степени существовали города и жители СеверногоМали114.114AG Doho Sidi Alamine, Touareg 1973-1997. Vingt cinq ans d’errance et de dechirement.
– L’Harmattan, 2010. –P. 65.76В свою очередь, топливо поставлялось почти исключительно изАлжира, где себестоимость добычи была невысока либо месторождения,контролировались военными, перепродававшими энергоносители на черномрынке. Что касается контрабанды сигарет, к 2000-м годам по сравнению с1980-ми она выросла на внушительную сумму, составлявшую порядка 1миллиарда долларов только для пограничной зоны Мавритания-МалиАлжир, что, очевидно, подразумевало наличие обширной транспортной сетии соучастия на всех уровнях государственного аппарата115.Эти торговые маршруты также притягивали к себе человеческиересурсы, людей в поисках заработка, чье перемещение контролировалосьместными бандитскими формированиями, поделившими между собойобласти влияния на территории прохождения потоков миграции.
В 2000-егоды г. Гао (на северо-востоке Мали) стал центром товарообмена междуАлжиром и Ливией, как и было задолго до французской колонизации116. Этимаршруты использовались мигрантами со всей Африки. Только пятая частьиз них пыталась попасть в Европу, так как большинство предпочитали искатьработу в строительстве, нефтяной и газовой промышленности и сельскомхозяйстве двух крупнейших стран Магриба. Мигранты становились дешевойрабочей силой и источником незаконного заработка полицейских.
В своюочередь, для государств Магриба, испытывавших приток нелегальныхмигрантов, это обстоятельство являлось поводом к получению материальнойпомощи от европейских стран: они осуществляли контроль за границами вобмен на программы развития безопасности и финансирование117.В сложившихся в регионе Сахель-Сахара критических условияхпредставители народностей туарегов и мавров, связанные с органамигосударственной власти, также долгое время занимались торговлей оружием.Предложение оружия и боеприпасов на этом рынке поддерживалось за счет115Observatoire mauritanien des droits de l’homme. Impasse politique et réflexes sécuritaires en Mauritanie.Comment fabriquer du terrorisme utile.
– juillet 2005. – P. 16-17.116La guerre de la France au Mali. Comprendre la crise au Sahel et au Sahara: enjeux et zones d’ombres. Sous ladirection de Galy Michel. Editions La Découverte, Paris, 2013. – P. 31-32.117Sous la direction de Galy Michel. La guerre de la France au Mali … Указ. соч. – С. 32.77завершившихся местных вооруженных конфликтов (Либерия, северный Чад),более или менее легальных политических, стран, поддерживающих те илииные преступные группировки (Алжир, Ливия, Мавритания), стран, натерритории которых шли военные действия (Ливия), коррумпированныхпредставителей вооруженных сил и т.д. Спрос на оружие рос свозникновением новых конфликтов (Кот-д'Ивуар и Ливия) и продолжениемстарых (Судан), а также за счет деятельности вооруженных сепаратистскихгруппировок (туареги Нигера и Мали) и террористических организаций118АКИМ (AQMI)119, ДЕДЗА (MUJAO)120, Ансар-ад-дин (Ansar Eddine)121, БокоХарам (Boko Haram)122и т.д.Помимо перечисленного, с начала 2000-х годов значительныхмасштабов в регионе достигла торговля наркотиками.
Латиноамериканскиекартели в поисках новых безопасных путей транзита кокаина и морфия вЕвропу открыли для себя морские и воздушные маршруты через ЗападнуюАфрику. Северный Мали стал локальным центром этой торговли: через этуобласть в 2009 году проходило от 22 до 55 тонн кокаина, что по розничнымевропейским ценам составляет от 1,3 до 5,4 миллиардов евро123. По мнениюнекоторых экспертов, помимо южноамериканского кокаина, одна третьканнабиса марокканского производства экспортировалась на юг, гдеследовала по тому же маршруту: сырье переправлялось в Гамбию, ГвинеюБисау, Гвинею и Мавританию, а затем следовало в Алжир и Северный Мали,откуда перенаправлялось в Ливию или Марокко и затем в Испанию, Италиюили страны Балкан.
Наркотики из Мали также поступали в Нигер с целью118Lacher Wolfram. Organized crime and conflit in the Sahel Sahara region. – The Carnegie Papers, Septembre 2012/ ФондКарнеги [сайт] // URL: http://carnegieendowment.org/2012/09/13/organized-crime-and-conflict-in-sahelsahara-region (датаобращения: 06.03.2016 г.).119АКИМ - Аль-Каида в Исламском Магрибе, исламская вооруженная группировка, возникла в Алжире в2007 г.120ДЕДЗА – Движение за единство и джихад в Западной Африке (Mouvement pour l'unicité et le jihad enAfrique de l'Ouest (MUJAO), исламская вооруженная группировка, возникла в 2011 г.
на Севере Мали.121Ансар-ад-Дин (Ansar Eddie), исламская группировка туарегов, возникла в Мали в 2012 г.122Боко Харам (Boko Xaram). Радикальная исламская группировка, возникла в Нигерии в 2002 г.123United Nations Office on Drugs and Crime, The transatlantic cocaine market, Research Paper, April 2011. URL:https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/Studies/Transatlantic_cocaine_market.pdf (дата обращения:06.03.2016).78продажи в Ливии, Чаде, Судане и Египте и дальнейшей перепродажи наБлижнем Востоке124.Что же касается энергетических и минеральных ресурсов, потенциалсевера Мали по-прежнему не определён.
С 2004 года правительство Мализапустило активную политику разведки углеводородных ресурсов на своейтерритории, в основном на севере, и ряд транснациональных компанийприобрели права на разведку в этой области. Однако реальной добычейнефти в регионе занимаются лишь две крупные организации – алжирскаякомпания «Сонатраш» (Sonatrach) и итальянская «Эни» (Eni).Что касается атомной энергетики, в Сахаре имеется уран, о чемсвидетельствуетразработканигерийскихместорождений,ведущаясяфранцузской компанией компанией Areva, что делает Нигерию вторым повеличине производителем урана в мире. Известно также о месторожденияхурана в Мали, в районе Кидаль, исследуемых австралийскими компаниями с2006 года, а также в бассейне реки Нигер недалеко от Гао125.Существенную роль сыграли стратегические и политические распримежду тремя региональными державами, такими, как Алжир, Ливия иМарокко. С момента своей независимости Алжир хотел бы контролироватьСахару, которую считает своей территорией.