Диссертация (1154637), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Сначаламашину направили на полигон Капустин Яр, где в условиях высокихтемператур в песках проверялись ее ходовые и эксплуатационные качества.Тридцатитысячный пробег тягач выдержал без сколько-нибудь серьезныхзамечаний. Затем его испытали в климатической камере при температуреминус 50 градусов, в аэродинамической трубе, где проводились оценкистойкости к ударной волне при ядерном взрыве. После всех этих провероккомиссия пришла к однозначному мнению – новое шасси не имеетравноценных аналогов. Его можно применять под монтаж самой различнойбоевой техники. Словом, не смотря на осуществленную масштабнуюконверсию, МЗКТ не стал «сугубо штатским» предприятием. Завод работал ипродолжает работать на оборону.194В 1996 – 1997 гг. между правительствами Российской Федерации иРеспубликой Беларусь активнейшим образом обсуждалась возможностьорганизации на лицензионной основе сборочного производства в Белоруссиитанка Т-72С и самолета Су-27 из комплектующих, поставляемых изРоссии.195В рамках Договора о коллективной безопасности СНГ (от 15 мая 1992г.) и Соглашения между Правительством Российской Федерации иПравительством Республики Беларусь о военно-техническом сотрудничестве(от 29 октября 1993 г.) стало развиваться двустороннее взаимодействие всфере экспорта военной продукции.
В государственном Архиве РФ хранитсякопия письма Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Президенту194Чернобай А. Поздравления юбиляру! // Красная звезда. 17 декабря 2009. С.4.Письмо Председателю Правительства Российской Федерации из Министерстваоборонной промышленности РФ от 18 апреля 1997 г. // ГА РФ, Ф 10200, Опись 5, Д.10043,Л.127.195134России Б.Н. Ельцину от 6 марта 1997 г., в котором анализируются усилиядвухсуверенныхдержаввналаживаниивоенно-техническогосотрудничества, в частности положительный опыт экспорта Белорусскойстороной истребителей МиГ-29 в Перу, благодаря чему создается основавыхода российского оружия на латиноамериканский рынок. Несмотря наочевидную выгодность для обеих сторон, подготовка необходимой правовойбазы сотрудничества, по словам А.Г. Лукашенко, «шла медленно, в рядеслучаев официальный Минск не встречает понимания отдельных российскихвластныхструктур».Б.Н.
ЕльцинаоказатьВэтойличнуюсвязиПрезидентподдержкуБелоруссииразвитиюпросилтехническогоипроизводственного сотрудничества оборонных предприятий двух стран.196По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в1996 г. в десятку ведущих мировых экспортеров оружия и боевой техники,наряду с Россией, впервые вошли суверенные Беларусь и Украина. Причемесли США были в значительном отрыве от остальных стран-экспортеров –10,7 млрд. долларов прибыли и 52% мирового рынка вооружений и военнойтехники, а Россия прочно занимала второе место – 3,5 млрд.
долларов и 17%рынка, то Беларусь и Украина расположились сразу за такими ведущимиэкспортерами оружия как Франция, Великобритания, Германия, Китай,Нидерланды, Швеция. Израиль с его мощной военно-технической базойоказался лишь на одиннадцатом месте. С учетом того, что по итогам 1995 г.Беларусь не входила даже в тридцатку экспортеров вооружения, взлетРеспублики Беларусь из аутсайдеров в лидеры поставок военной продукциивсего лишь за год оказался впечатляющим. Некоторые эксперты утверждали,что это стало возможным только за счет распродажи «бездонных арсеналовСоветской Армии», накопленных на складах Белорусского военного округа,где хранился «тройной запас вооружений и военной техники».
Ими196ГА РФ Ф.10200, О.5. Д.10043. Лл. 95-96.135утверждалось, что как только этот запас исчерпается, успехи Беларуси намировых рынках вооружения можно будет считать пройденными197.В конце декабря 1994 г. в американской периодической печатипоявилась статья, где утверждалось, что спецслужбы США приобрели не чтоиное, как компоненты новейшей системы С-300, якобы проданнойбелорусской государственной компанией «Белтехэкспорт». В этой ипоследующих публикациях говорилась, что сделка осуществлена в обходофициальной Москвы и наносит огромный урон – в США якобы оказалсязенитный ракетный комплекс С-3—ПМУ с высоким потенциалом борьбы.Исходя из этого, делались выводы о том, что стратегический партнерМосквы Минск продался Западу за тридцать серебряников (конкретно 6 млн.долл.), а спецслужбы России деградировали настолько, что уже не всостоянии предотвратить вывоз военных секретов целыми самолетами198.
ВБелоруссии на момент совершения сделки было 5 систем С-300. Две из нихнесли боевое дежурство, прикрывая воздушное пространство над Минском, атри являлись учебной базой Минского высшего инженерного зенитноракетного училища (МВИЗРУ). Американцам была продана версия ПТ-1. Накоторой последние десять лет курсанты отрабатывали поиск и устранениенеисправностей.
При этом были проданы лишь локаторы без пусковыхустановок. Но главный интерес для США представляли так называемыеконтейнеры Ф-9 – кабина боевого управления, позволяющая координироватьдействия шести и более дивизионов и ее РЛС. Именно РЛС является темключевым звеном, которое позволяет создавать вокруг охраняемых объектовединое радиолокационное поле теоретически любых размеров. Это, в своюочередь, дает возможность службам противовоздушной обороны (ПВО)обнаруживать цели на расстоянии до 650 км. Одновременно увеличиваются ивозможности по слежению за всеми объектами, находящимися в охраняемом197Литовкин В. Настоящая белорусская сенсация // Свобода. 11 августа 1997. С.
2-3.Корецкий А.. Сафронов А. «Кукла» по-армейски, или настоящие секреты так непродаются.//Коммерсант. 9 марта 1995. С.7.198136пространстве. Казалось бы, США в лице военной разведки стали обладателемодного из последних достижений российской военной мысли и технологии.Но это оказалось далеко не так. Первое, что могли сделать американцы, такэто удивиться тому, как можно с такой слабой элементной базой решатьтакие задачи, о которой в американской ПВО лишь только мечтают.Последнее на тот момент достижение США в этой области – комплекс Patriot– на 40% уступал по своим возможностям даже первым вариантам С-300.
Этозначило, что использовать какие–то наработки, заложенные в С-300 и вконтейнере Ф-9, американцы попросту не могут. Единственное, что онисмогут понять, так это то, каким путем шла конструкторская мысльразработчиков советской системы в начале 1980-х гг.Продажа государственной компанией «Белтехэкспорт» американцамкомпонентов системы С-300 на самом деле была «игрой» российскихспецслужб. Еще летом 1994 г. на уровне российского правительстварассматривалась возможность продажи отдельных элементов этой системы.Вопрос состоял в том, какой именно комплекс можно продать. И был найденудачный вариант – С-300 ПТ-1 с белорусской базы МВИЗРУ.
Удачен он былпотому,чтоотвечалтребованиям,обязательнымприпроведениидезориентирующих оперативных мероприятий подобного рода. И здесь непоследнюю роль сыграли и фактор «чужой» территории, и поднятый прессойвокруг сделки шум. Американцев подвели мысли, что единичный комплекс уРоссии купить нельзя, но можно попытать счастья в другом месте – вБеларуси, где на базе МВИЗРУ нашлось целых три подходящие системы. Смомента обращения американцев к белорусской стороне операция вступила всвою заключительную и самую напряженную фазу.
Началась она с «утечки»из Минобороны Белоруссии в местную прессу информации о готовящейсясделке.Важно,чтовпервыевисториипроведенияподобныхдезориентирующих операций ГРУ столь масштабно и умело, использовались137российские и белорусские СМИ199. Шум, поднятый вокруг продажироссийских военных секретов Минском, произвел впечатление не только наобывателя, но и на покупателя.
Особенно, когда А.Г. Лукашенко, якобы подвоздействием общественности, объявил о приостановке сделки. Этотэффективный ход снял у американцев последние сомнения в искренностипродавцов; в условиях мощного психологического давления у них неосталось времени ни для поисков альтернативного варианта, ни длядетальной проверки того, что же они реально приобретают.Много шума не международном рынке военной техники произвеласделка 1995 г.
по продаже Беларусью 18 истребителей МиГ-29 в Перу.Противникироссийско-белорусскойвоеннойинтеграциивМосквеутверждали, что это было сделано без согласия с «Росвооружением» ироссийской фирмой – производителем самолетов – ВПК «МАПО», а так жето, что Беларусь самостоятельно не сможет провести предпродажнуюподготовкусамолетовиосуществлятьтехническоесопровождениеконтракта. Однако, «Белтехэкспорт» наладила предпродажную подготовку вбелорусских Барановичах, заручилась гарантией сопровождения контракта отОмского завода авиадвигателей и подмосковного авиаремонтного завода«Кубинка». В результате российские предприятия заработали на этом 30 млн.долларов США, а белорусский бюджет пополнился на 160 млн.
долларовСША. Истребители так понравились президенту Перу, что он, вопрекисильнейшему давлению со стороны Вашингтона, выбрал именно их дляусиления перуанских ВВС. Был подписан второй контракт на поставкуБеларусью в эту латиноамериканскую страну еще 18 МиГ-29 и 16-иштурмовиков Су-25 российского производства.
Российские авиационныезаводы,осуществлявшиесамолетов в Перутехническоесопровождениепродажиэтихи последующих поставок к ним запасных частей,получили свою долю прибыли от белорусско-перуанских контрактов. Кроме199Корецкий А.. Сафронов А. «Кукла» по-армейски, или настоящие секреты так непродаются.//Коммерсант. 9 марта 1995. С.7.138того, Россия самостоятельно поставила партию истребителей МиГ-29 соседуперуанцев – Эквадору.200Важной частью интеграции в мировое сообщество для России иБеларуси после распада СССР было участие в договоре об ОВСЕ. 201 16ноября 1995 г. истекал срок выполнения Договора об обычных вооруженныхсилах в Европе для Белоруссии. К этой дате в военном арсенале Белоруссиидолжно было остаться не более 1800 танков, 2600 бронированных боевыхмашин, 1615 единиц артиллерийских систем калибра свыше 100 мм, 294боевых самолета и 80 вертолетов.
Однако выйти на данный уровеньреспублика к назначенному сроку не смогла. Из-за острой нехваткифинансовых средств процесс ликвидации вооружений в начале 1995 г. былостановлен. И хотя с 15 октября конвейер уничтожения боевой техникизаработал снова, наверстать упущенное время Белоруссии было уже не подсилу. К контрольному сроку в её арсенале было свыше 500 «лишних» танков,384 бронированные машины, и 46 самолетов.202В связи со сложившейся ситуацией Республика Беларусь обратилась кпартнерам по договору с просьбой о продлении для нее периода сокращениявооружений до конца апреля 1996 г.