Диссертация (1152395), страница 7
Текст из файла (страница 7)
П. Каганский, советский и российский ученый вобласти теории классификации, характеризует понятие периферии как «зоны, натерритории которой другие решают свои собственные, чуждые периферии задачиза счет эксплуатации ее ресурсов. Периферия к саморазвитию не способна, этонесамостоятельная и несамодостаточная зона» [160].Постструктуралистский период позволил взглянуть на структуру «центрпериферия» с другого ракурса, без концентрации внимания на оппозиционнойсущности субъектов структуры.Взаимодействие центра и периферии образует определенные комбинации, острогой бинарности которых говорить не приходится. Это новые вариациипрочтения пространства, на котором происходит взаимодействие двух сил –центра и периферии.Полярность центра и периферии может нивелироваться в ходе ихвзаимодействия за счет различных факторов.Так, может сформироваться центральность периферийных субъектов,выражающаяся в том, что некоторые географически периферийные страны могутзанимать роль центра в определенных вопросах.
Таким примером служатскандинавские страны, выступающие лидерами в выработке инновационныхподходов к современному интеграционному процессу; также периферийным36центром считают себя Нидерланды, по праву заслужившие определение«торгового пояса Европы» [34, С. 88-98].Кроме того, особенно в рамках одной страны, может возникнуть такназываемая пограничная центральность, когда тот или иной город или регион,формально не являющийся центром, берет на себя функции центра вопределенной области: сельское хозяйство, торговля, финансово-инвестиционныевопросы и т.п.В отдельных случаях мы можем наблюдать маргинализацию центра,которая состоит в потере центром своих приоритетов, заключающихся в принятииключевых решений и генерации инновационных идей.
Это доказывает наличие упериферии собственной динамики и способности участвовать в реорганизацииполитического пространства.Феномен маргинализации также примечателен тем, что зачастую онзаключает в себе функции посредничества и базируется на ацентральности. Такимпримером могут служить приграничные с РФ регионы ЕС, которые помимогеографической близости имеют также общность истории, культуры и другиеточки соприкосновения. Децентрализованным, маргинальным регионом наевропейском пространстве также является Балканский полуостров, являющийсяприоритетным направлением для дальнейшего территориального расширенияЕвросоюза.
За исключением Греции, Хорватии и Румынии, которые уже являютсяполноправными странами-участницами ЕС и координируются Брюсселем,Балканыдосихпорхарактеризуютсяполитическойиэкономическойнестабильностью, что подтверждает децентрализованность региона, частькоторого тяготеет к РФ в силу общей истории, культуры и религии.Таким образом, формируется так называемое «третье пространство» –взаимодействие двух систем, у каждой из которых существуют собственныйцентр и периферия.
На фоне «третьего пространства» маргинальные регионы,обладающие достаточной автономией и динамизмом, могут претендовать накомпромиссное решение тех или иных вопросов, а также на разделение сфервлияния в определенных зонах ответственности.37Французский историк Фернан Бродель одним из первых затронул проблемудихотомииэкономическогороста,связаннуюснеоднородностьюииерархичностью экономического положения стран [45, С.
580-582].Центр классически ассоциировался с более высоким уровнем развития ивысокой степенью самостоятельности и автономности за счет развитогоразделения труда и высокоорганизованной кредитно-денежной системы. Всовокупности эти факторы обуславливают всеобщий высокий уровень жизни натерритории «центра».«Периферия» же в свою очередь характеризовалась монокультурнымпроизводством, низким уровнем разделения труда, а также слабой кредитноденежной системой, что в общем и целом обуславливает зависимое положение«периферии».Несмотря на ускорение темпов развития как более, так и менее развитыхстран,вызванноенаучно-техническим,культурным,информационнымпрогрессом, мир остается разделенным на «центр» и «периферию», так как попрежнему сохраняется разница в темпах развития, которая не позволяет«периферии» в значительной степени приблизится к «центру».
Более того, разрывмежду двумя этими категориями не только сохраняется, но и имеет тенденцию кувеличению.Экономическое пространство Европы также рассматривается в рамкахконцепции«центр-периферия»иэтообусловленовпервуюочередьисторическими причинами.Наиболее яркое разделение на центр и периферию обозначилось во времяпромышленной революции в период XVIII-XIX вв.Индустриализация Великобритании повлекла за собой промышленноеразвитие Франции, Нидерландов, Швейцарии, Бельгии и Германии. К серединеXIX века вышеперечисленные страны по уровню развития стали догонятьВеликобританию.
Главными факторами развития стали индустриализация,урбанизация, а также мощное развитие транспортной инфраструктуры, котороевыражалось в строительстве железных дорог.38Великая французская революция подтолкнула внедрение прогрессивнойорганизации экономики, политики и производства по английскому образцу.Таким образом, Западная Европа стала новым полюсом роста мирового хозяйства[41, С. 81-99].Темвременемвокругданныхстрануженачалформироватьсяпериферический пояс, в который входили страны Балканского, Апеннинского иПиренейского полуостровов, а также Скандинавия. Одной из причин, почемустраны этих регионов не смогли войти в так называемый «центр» являетсякомплекс факторов, который можно обозначить как восточный феодализм,включающийвсебяцентрализованно-государственнуюсобственность,патриархальность общественного строя и жесткую эксплуатацию населения.П.
Бэрок выделяет два показателя, позволяющих выявить различия междуцентром и периферией – это показатель ВНП на душу населения и структураэкономики [39, С. 18-24].Кроме того, немаловажную роль в укреплении деления «центр-периферия»внутри Европы сыграла и внешнеторговая политика Западной Европы, котораязаключаласьвимпортедешевойсельскохозяйственнойпродукцииизвосточноевропейских государств под эгидой политики свободной торговли. Засчет импорта сельскохозяйственной продукции доля сельскохозяйственногосектора в экономике стран Западной Европы значительно снизилась, чтопозволило развиваться и наращивать свой объем таким секторам экономики, какпромышленность и сфера услуг, доля которых в структуре экономики страныявляется показателем уровня развития данной страны [86,96,113].В XX веке развитие периферии Европы шло различными путями:скандинавские страны избрали социал-демократическую модель, а странысредиземноморья – рыночную модель развития.Римский договор, подписанный в 1957 г., образовал Европейскоеэкономическое сообщество, в которое вошли Германия, Италия, Франция,Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
За исключением южной части Италии,почти все регионы объединившихся стран имели сходные уровни экономического39развития. В 1973 г. произошло первое расширение ЕЭС за счет присоединенияВеликобритании,ИрландиииДании,котороеусилилоэкономическиедиспропорции по причине относительно низкого экономического развитияИрландии, а также из-за отсталости промышленных регионов Англии, таких какЙоркшир, Ланкшир, Западный Мериленд. Далее в 1981 г. к ЕЭС присоединиласьГреция, став первым государством Балканского полуострова, вошедшим винтеграционный европейский блок.
В 1986 г. ЕЭС расширил свои границы за счетприсоединения Испании и Португалии (таблица 1.2).Объединение Германии в 1990 г. не принято выносить отдельным этапомрасширения ЕЭС, однако географическая территория ЕЭС была фактическирасширена.Существенно более серьезное изменение пространственной структурыинтеграционной группировки произошло в 1995 г. после присоединения Австрии,Швеции и Финляндии.Несмотря на высокую экономическую развитость последних стран и ихблизость к «центру» в общем смысле, на повестку дня была вынесена проблемасбалансированностинеобходимотенденцийобозначитьрасширенияприоритеты«вглубь»междуи«вширь»,интенсивнымкогдауглублениеминтеграционных процессов, заключающихся в сближении и совместном развитииэкономик, и экстенсивным расширением географических границ, которое в целомставится учеными и экспертами под сомнение с точки зрения целесообразности инеобходимости.Региональная диверсификация усиливалась с каждым новым этапомрасширения ЕЭС (с 1992 г.
ЕС) за счет вхождения внутренне неоднородных,менее развитых и специфических по своему экономическому и политическомуустройству стран.Таким образом, после подписания Маастрихтского договора в 1992 г. и еговступления в силу в 1993 г., результатом которого стало образованиеЕвропейского Союза, экономическое пространство условно разделилось на триосновные группы:40- «богатый» Север (страны Бенилюкс, Германия, Великобритания, Австрия,Швеция, северная часть Италии);- менее развитый Юг (Португалия, Испания, Греция, южная часть Италии);- особая периферия (Ирландия, Финляндия).Внастоящеевремяцентринтеграционногоблока составляеттакназываемый «европейский банан» - территория от северо-запада Англии до севераИталии, ядром которого выступает регион на стыке Франции, Бельгии,Люксембурга и Германии.
Ряд депрессивных регионов внутри ядра, тем не менее,оставляетвозможностьрассматриватьСредиземноморьеиВостоккакальтернативные полюса роста.В начале XXI века можно было наблюдать сокращение различий вмакроэкономическихпоказателяхстран-членовЕС,однакорасширениеЕвросоюза в 2004 г.
вновь обострило различия в структуре экономическогопространства и усугубило региональную и политическую неоднородность, вновьзакрепляя деление ЕС на «центр» и «периферию».Наиболее значимое и масштабное изменение экономического пространстваЕвросоюза произошло 1 мая 2004 г. Данная дата ознаменовалась крупнейшим вистории расширением интеграционной группировки на Восток. В силу такогобеспрецедентногорасширения,региональнаянеоднородностьЕСсталапроявляться в еще большей степени. На фоне этого и последующего расширения,произошедшего в 2007 г., а также за счет перспективного дальнейшегорасширения в обозримом будущем, наибольшую актуальность приобретаютвопросыкомплекса.пространственнойАктуальностьорганизацииданныхрегиональноговопросовинтеграционногообусловленабольшимтерриториальным и ресурсным потенциалом новых стран-членов, а такженеоднородностью и неравномерностью развития присоединяющихся территорий.Амстердамский договор 1997 г.
ввел концепцию гибкости в правовое поледальнейшего развития интеграционной группировки на территории Европы.Парадигма гибкости в рамках изучения эволюции политических и экономическихпроцессов обозначается в трудах Жюльена Шовэ и включает в себя ряд41концепций: авангарда, двух скоростей (многоскоростная, различноскоростнаяЕвропа), модель «олимпийских колец», пирамидальную, концентрических кругов,различной геометрии и a la carte [34, С. 52-71].А. Ландсал выделяет три основные концепции гибкости: многоскоростнаяЕвропа, различной геометрии и a la carte [36, С.











