Автореферат (1149033), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Необходимоотметить, что специфика работы заключается в том, что сам предметизучения находится на границе трех философских дисциплинарных подходов– эстетики, социальной философии и онтологии, что обусловило достаточноширокий круг вопросов, включенных в поле диссертационного исследования.Таким образом, к концепту чувственности мы подходим как со стороныанализа развития философских концепций субъекта (преимущественноопираясьнаопытфранцузскойэкзистенциальнойфеноменологииипсихоанализа), так и со стороны рассмотрения основных тенденций развитияхудожественной образности в новых (так называемых, технических)искусствах,визуального.чтовыразилосьврадикальнойтрансформациисферы 14 Положения, выносимые на защиту:В результате рефлексии эстетических проблем и подходов к ихрешению, выдвинутых в современной французской философии, авторприходит к выводу о ключевой значимости для современной эстетическойтеории следующих положений:1.
Исходное базовое значение в современной эстетике приобретает концептчувственности,позволяющийинтегрироватьальтернативныемоделисубъективности и преодолеть такие концептуальные оппозиции в трактовкеэстетического, как частное-общее, внутреннее-внешнее, перцептуальноекоммуникативное, индивидуальное-коллективное.2. Современноепониманиеэстетическойчувственностипродуктивноработает как проблема онтологической трактовки субъективности.3. Выдвигаемый некоторыми французскими эстетиками концепт homoaestheticus,редуцирующийчувственностьксамодетерминированнойиндивидуальности, представляется односторонним и требует критическогопереосмысления.4. Развитием концепции эстетической чувственности выступает онтофеноменологическая трактовка визуальности как основание переоценкиграниц частного и общего, внутреннего и внешнего в онтологии субъекта.5.
Для развития теории эстетического на основании концепта чувственности(в частности, проблемы визуальности) необходим междисциплинарныйподход, существенно расширяющий представления о предмете современнойэстетики. 15 Степень достоверности и апробация результатов.Основные идеи и выводы, а также отдельные вопросы и сюжеты по темедиссертационного исследования обсуждались в ходе различных научныхконференций и коллоквиумов. Среди них:1.2013,октябрь,конференция«Актуальнаяэстетика»,СПбГУ.Выступление с докладом «Соотношение искусственного и естественного врамках современной парадигмы субъективности».2.2013,октябрь,конференция«Актуальнаяэстетика»,СПбГУ.Выступление с докладом «Интерактивность образа в концептуальномискусстве».3.2013, май, конференция «Художественный хронотоп: новые подходы»в рамках VII Кагановских Чтений, СПбГУ. Выступление с докладом«Чувственность и аффект.
Концептуализация внутреннего опыта».4.2012, декабрь, конференция «Экология культуры и чувственности»,СПбГУ. Выступление с докладом «Роль образа в современной экологическомдискурсе».5.2012, декабрь, конференция «Экология культуры и чувственности»,СПбГУ. Выступление с докладом «Концептуализация фигуры реципиента всовременной эстетике».6.2009, апрель, конференция «Эстетика без искусства? перспективыразвития».
Выступление с докладом «Фотография и всеобщая эстетизация».Основные положения диссертации отражены в публикациях в рядеотечественных журналов по философии (Философия и политология вконтексте современной культуры, Философия и эпистемология науки,Вестник СПбГУ, Вестник ЛГУ им. Пушкина, Общество. Среда. Развитие и 16 сборниках статей (Studia Culturae, Эстетика без искусства Перспективыразвития).Структура диссертации.Работа состоит из введения, четырех глав, содержащих 9 параграфов,заключения и списка литературы, включающего 95 наименований, в томчисле 28 на иностранных языках – английском и французском.
Общий объемдиссертации составляет 136 страниц.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВовведениихарактеризуетсяобосновываетсястепеньеёактуальностьразработанностивтемыисследования,современнойнауке.Производится обзор зарубежной и отечественной литературы по темедиссертационного исследования, определены предмет, цели и задачиисследования, обозначены основные положения, выносимые на защиту,отмечаютсятеоретико-методологическиеоснованияизучаемойпроблематики, обосновывается научная новизна исследования, определяетсятеоретическая и практическая значимость диссертации, перечисляютсяформы апробации работы и описывается структура диссертации.В первой главе «Концепция homo aestheticus» диссертант исследуетвопрос о причинах возникновения концепта homo aestheticus, обозначаетпроблемный контекст его рассмотрения, а также определяет ряд вытекающихиз него противоречий.
На основании анализа теорий Э.Диссанайк и Л.Ферриопределяется, что концепт чувственности выдвигается преимущественно вкачествепопыткиразрешитьконфликтмеждучастнымиобщим,индивидуальным и коллективным. Анализируется скрытая, но имплицитноприсущая этому концепту, установка на ценность самодетерминированной 17 индивидуальности, утверждающей себя в поле частного, внутреннегопространства.В первом параграфе «Универсальность эстетического чувства»производится анализ трактовки чувственности в целом, и эстетическойчувственности, в частности, как универсалий, в отличие от традициифилософии Нового времени, относившей к универсальным основаниямкультуры науку.Во втором параграфе «Эстетика как нерациональная коммуникация»исследуется такой аспект чувственности как нерациональность, которая, помнению анализируемых авторов, служит доказательством недогматичностиэстетики.
Нерациональность трактуется при этом как главное качествочувственности, благодаря которому предполагается преодолеть оппозициювнутреннего и внешнего. Таким образом, проблематика чувственностирассматривается в контексте вопроса о том, как возможно в радикальнойимманентности (внутреннем) субъективных ценностей обнаружить ихтрансцендентность (внешнее).В третьем параграфе «Чувственность как свойство субъекта»анализируется такая характеристика чувственности, как подлинность.Выявляютсяпротиворечиясубъективности,трактовкивытекающиеизчувственностисведениякакгарантасубъективностикиндивидуальности.В четвертом параграфе «Противоречия концепции homo aestheticus.Соотношение общего и индивидуального» раскрывается невозможностьреализации концепта homo aestheticus как воплощения идеала sensuscommunies. Причина этой невозможности кроется в противоречивомпонимании самого субъекта, одновременно уникального и универсального.Показывается, как концептуализируется связь универсальных устремленийтворческого субъекта и ценности личности в эпоху Романтизма, когда«впервые в истории культуры границы реальности расширяются за счет 18 внутреннего мира личности»8, противопоставленного социальному миру каквнешнему.
В результате анализа современного понимания чувственности,представленного позициями Э.Диссанайк, Л.Ферри, М.Дьякану, ставится подвопрос содержательная продуктивность противопоставления внутреннего ивнешнего.Согласносовременнымтрактовкамчувственности,внейснимается оппозиция конкретного и универсального, чувственного ирационального.Во второй главе « Внутреннее и внешнее. Активный и пассивныйсубъект» концепт чувственности исследован в контексте, выходящем зарамки вопросов коммуникации вне трансцендентального единства.
Для этогоисследуются две стратегии организации субъективности как способовреализации чувственности во взаимоотношении субъекта и мира. Этот анализпроизводится на основе идей феноменологии Сартра и Мерло-Понти, вчастности трактовки ими визуальности. Согласно их пониманию, феноменувизуальности придается особая значимость как форме отношения субъекта кмиру, в которой в равной степени задействованы (в терминологиипсихоанализа) все регистры существования субъекта: сивмолическое,воображаемое и реальное.
Проверяется гипотеза о том, что субъектачувствующего можно противопоставить субъекту рациональному, какпассивного – по отношению к субъекту активному. Этот анализ позволяетподойти к истокам противоречия, исходящего из сведения индивидуальностик чувственности.В первом параграфе «Интенциональность. Активность субъекта какусловие противопоставления внутреннего и внешнего» через анализфеноменологии Сартра рассматривается активность индивидуальности в еенаправленностикиндифферентномумиру,осмысляемаявракурсепротивопоставления внутреннего и внешнего.8Устюгова Е.Н. Романтическая душа в поисках формы.
// История эстетики. Учебноепособие под ред. В.В.Прозерского и Н.В.Голик. СПб, 2011. С. 272. 19 Вовторомпараграфе«Анонимныйсубъектвосприятия»анализируется представленная в феноменологии восприятия М.Мерло-Понтиальтернативная модель субъекта, преодолевающая противопоставлениеактивности и пассивности. Согласно этой позиции, чувственность как опыттела не сводится к внутреннему переживанию.
Проведенный анализпозволяет установить, что отличие чувственности от рациональностизаключается не столько в том, что воспринимающий (чувствующий) субъектявляется пассивным (тем более, что его пассивность весьма условна инеоднозначна),онтологическойскольковконструкции.позиционированииЕслиактивныйдистанциисубъектвэтойсознанияпротивопоставлен миру, обретая свое предназначение как индивидуальностичерез антагонизм внутренней и внешней инстанций, то субъект чувствующийничему себя не противопоставляет.