Автореферат (1148762), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Трансгрессия реализуется в обществе на двух уровнях: как организованнаятрансгрессия, и как трансгрессия индивидуальная, которые при этом не11исключают друг друга, но наоборот – взаимно обуславливают. Организованныетрансгрессивные практики предполагают коллективный выход за границыпрофанногомиропорядка.Ктакимпрактикамотносятсяпраздник,жертвоприношение, пиршество, игра, война. Коллективное осуществлениетрансгрессивного выхода за границы допустимого способствует социализации,снимает напряженное чувство вины, позволяет всем членам группы приобщитьсяк трансгрессивному опыту.К индивидуальным проявлениям трансгрессииотносятся эротизм, смех, трансгрессивный язык, убийство. На этом уровнечеловек может противопоставлять себя целому обществу в трансгрессивном акте,а может, наоборот, соединяться в нем с другими людьми.Важнотакжезаметить,чторазличиемеждуколлективнымиииндивидуальными практиками трансгрессии не отменяет другое важное делениемформ трансгрессии на предписываемые и возбраняемые обществом.
Наряду странсгрессией, категорическим образом нарушающей социальный порядок, будьто индивидуальное убийство или коллективный бунт, существуют также такиеформы трансгрессии, которые на разных этапах исторического развития обществонастоятельно предписывало к совершению: праздник, карнавал, игровые икультовые практики и др.
Это еще раз подчеркивает социальный смыслтрансгрессии.8. Трансгрессия предполагает выставление на паузу профанного миропорядка,выход за пределы должного и допустимого, приобщение к своей сокровеннойсути, реализацию суверенной воли, испытание конечности своего бытия. Многиеиз указанных аспектов трансгрессии не достижимы в социально-приемлемыхформах деятельности, поэтому социальный смысл трансгрессии состоит именно втом, что открывает человеку доступ к таким аспектам бытия, которые в обычнойжизни остаются для него закрытыми.Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенное вдиссертации исследование проясняет характер тех категориальных и проблемныхизменений, которые характеризуют трансформацию философии классической всовременную.
Диссертационный анализ вносит определенный вклад в критику12рационализма,предельностивдальнейшеечеловеческихразвитиеинициированнойвозможностей,раскрываетКантомтемыпереопределениетрадиционных философских категорий – трансцендирования как трансгрессии,свободыкакметодологическихсуверенности,возможностейспособствуяосмыслениятемсамымрасширениюпроцессовсовременнойобщественной жизни. Исследование понятия и практик трансгрессии в рамкахсоциальной философии обращает внимание на важную часть социальныхотношений, связанную с установлением и нарушением границ дозволенного, атакже предлагает философское обоснование стремления к подобным нарушениям.Оно позволяет под новым углом взглянуть на проблему становления человека иобщества, проблему взаимодействия человека с социальными и моральныминормами, раскрывает ценность на первый взгляд нецелесообразных формповедения, и потому способствует расширению проблемного поля социальнойфилософии.Результаты диссертационного исследования могут быть использованы внаучной работе, в процессе составления программ лекционных курсов исеминарских занятий по социальной философии, философской антропологии идругим философским специальностям.
Материалы диссертации могут бытьприняты во внимание при философском обосновании позиций, выдвигаемых вобщественных дискуссиях по резонансным общественным проблемам, таким каксоотношение сакрального и профанного в гражданском обществе, социальногопорядка, нормы и индивидуальной независимости, культурной традиции иэксцессов, связанных с выходом за ее границы в любом творческом процессе, атакже при принятии связанных с ними управленческих решений и социальныхпрограмм.Апробация исследования. Результаты исследования были представлены врамках научных конференций: «Дни петербургской философии» (СанктПетербург, 2012, 2013); «Архетипы российской телесности» (СПбГУ, 2013); ХХМеждународная конференция, посвященная проблемам общественных наук(Москва,2014);VIIМеждународная13научно-практическаяконференция«Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории новоговремени» (Екатеринбург, 2015).II.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫДанная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введенииобосновывается актуальность темы исследования, формулируются основные целии задачи, указываются методологические основания исследования, его новизна иосновные результаты, а также практическая и теоретическая значимостьдиссертации.Первая глава «Генеалогия трансгрессии» посвящена анализу понятиятрансгрессии и его эвристической роли в исследовании становления общества,человека и закона. Генеалогическое исследование трансгрессии развертываетсякак в социально-историческом, так и в историко-философском плане: и какстановление социокультурной нормативности, базовых запретов, проводящихгрань между естественным и общественным, и как теоретический процессгенезиса идеи трансгрессии из предшествующего контекста философской мысли.В первом параграфе «Идейные истоки философии трансгрессии»прослеживаются философские основания становления темы трансгрессии какотдельного поля философствования.
В качестве оснований автор полагаетфилософскиеидеи И.рассматриваютсяКанта,историческиеГ.В.Ф.Гегеля и М.основанияфилософииХайдеггера. Такжетрансгрессии,подкоторыми в данном исследовании понимаются разрушительные войны иреволюции ХХ века, расшатавшие фундаментальные границы человечности, чтосделало тему нарушения границ дозволенного вновь актуальной.Во втором параграфе «Амбивалентность человеческой природы»рассматривается процесс выхода человека из природного порядка, отказпребывать в мире согласно естественным законам. Граница между природным исоциальным возникает вместе с основными запретами культуры.
Запрет призваноберегать общество от естественных влечений, которые еще сильны в человеке,но уже понимаются им как деструктивные. Результатом нарушения основныхвето культуры никогда не может стать возвращение к естественному или14животному состоянию. В основе трансгрессирования человеком любых заданныхрамок его существования лежит стремление к недостижимой для негототальности бытия.Третий параграф «Социальный смысл заперта» посвящен рассмотрениювозникновения инстанции запрета как необходимого механизма поддержаниястабильности общества.
Отдельное внимание в этом контексте уделяетсяфеномену сакрального. Амбивалентность сакрального заключается в том, что ононесет в себе два аспекта – священное и нечистое, отвратительное и желанное –которые в одинаковой степени подлежат запрету в рамках обыденной трудовойдеятельности. Сакральное понимается как продукт общественного закона, оноцеликом относится к социальной метафизике, отличаясь от религиозногоконцепта святого или божественного, которое мыслится как безусловноположительное в ценностном отношении и как онтологически безотносительное ксоциальному нормативному порядку.
Сакральное, таким образом, одновременнои конституируется социальным порядком, и лежит в его основе.Вчетвертомпараграф«Пределитрансгрессия»осмысляетсясоотношение понятий предела и границы, а также формулируется ключевое дляисследования определение трансгрессии. Констатируется, что человеческая жизньограничена непреодолимыми пределами конечного и возможного, которые немогут быть сняты. Предел, понимаемый как непреодолимые крайние порогичеловеческого бытия, отличается от границы, мыслимой через искусственныеконструкты,актуализированныевзапретахинормах,принципиальнонарушаемых.
Трансгрессия в этой перспективе понимается как неприятие ипотому оспаривание крайних пределов. Хотя последние пределы не могут быть вполной мере преодолены, человек все же может максимально приблизиться к нимв актах трансгрессии. Трансгрессия запрета понимается как необходимая, именночеловеческая форма взаимодействия с реальностью в той же мере, в какойустановление закона и следование ему присуще только человеку. Опыттрансгрессии оказывается испытанием не только социальных границ, но и границсобственной человечности, их обнаружением и осознанием. Социальный смысл15трансгрессиизаключаетсянетольковдоказательствеотпротивногонеобходимости общественного закона, но и в дополнении ценности рациональнойдеятельности ценностью нецелесообразной сферы игры, праздника, смерти,эротизма или безумия.Итогом первой главы становится утверждение, что рождение общества,культурыиэкзистированиечеловекамогутрассматриватьсякакосуществляющиеся на грани предельного и беспредельного, как процессустановления и нарушения границ.Во второй главе «Аналитика трансгрессии» рассматриваются основания исодержание трансгрессивного опыта, осуществляется попытка тематизацииключевых аспектов трансгрессии, проясняется ее соотношение с сопряженнымипонятиями трансцендирования и преступления.Первый параграф «Бунт как утверждение и оспаривание границы»посвящен осмыслению взаимосвязи трансгрессии (Ж.
Батай) и бунта (А. Камю),оказывающихсяисточникомкакконструктивных социальных изменений,расширяющих границы возможного, так и отрицательных социально-критическихустремлений. Бунт и трансгрессию роднит заключающаяся в них негация. И актбунта в философии Камю, и акт трансгрессии в философии Батая не являютсяпорождающими видами деятельности, они родственны растрате, а не созиданию.Однако заключенный в них потенциал несогласия и оспаривания устремлен кутверждению ценности и осуществлению полноты человеческого бытия.Во втором параграфе «Трансгрессия нисходящая и восходящая» авторпоказывает, что отказ подчиняться законам природы уже может пониматься какакт трансгрессии, поскольку граница, разделяющая дозволенное и недозволенное,актуализируется именно в ее первичном нарушении.
Такую трансгрессию можноусловно назвать восходящей, созидающей трансгрессией – в противоположностьтрансгрессии нисходящей, которая не создает новых границ, но нарушает лишьуже существующие. Если нисходящая трансгрессия зачастую имеет негативнуюконнотацию, то трансгрессия восходящая может пониматься как созидающий акт,поскольку она не просто нарушает границы, она расширяет социальную и16культурную реальность, выходя за пределы познанного и освоенного универсума,она оказывается источником новаторства и творчества.Основнойтемойтретьегопараграфа«Концептуальнаяромантизация зверя» становится взаимоотношение человека и животного.По мнению Дж.