Диссертация (1147949), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Валерий Созаев. СПб., 2013; Мониторинг нарушений прав человека идискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности за 2014 год / под ред. ВероникаЛапина // Сайт Межрегионального общественного движения «Российская ЛГБТ-сеть».
Режим доступа:http://www.lgbtnet.ru/sites/default/files/monitoring_1_0.pdf (дата обращения: 22.05.2015)16991Для профессиональных психологов и психотерапевтов, сталкивающихся в своей практике сжертвами гомофобии (трансфобии и т.д.), выпускаются брошюры 174, раскрывающие сутьданных явлений и методические наработки по оказанию краткосрочной и долгосрочнойпсихологической помощи. Признавая практическую необходимость и важность работподобного рода, тем не менее, мы сомневаемся по поводу их эффективности в изменениисексуальной культуры общества, в том числе отечественной молодежи.
Они имеют в большейстепени прикладной характер, служат достижению конкретных прагматических целей:принуждение властных структур к антидискриминационным правовым действиям и подготовкаузких групп специалистов к работе с ЛГБТ-людьми.Особый интерес вызывают на данный момент немногочисленные публикации,действительно по-новому переосмысливающие, предлагающие нетрадиционные интерпретациисакраментальных источников половой и сексуальной морали, например, религиозных текстов идогм.
Вышедший в свет в 2014 г. сборник статей «Гомосексуальность и христианство в XXIвеке»175 знакомит читателей с существующими полярными взглядами (либеральными иконсервативными) на гомосексуальность (аспекты телесности, эмоциональности, эротичности,интимности) в рамках разных направлений христианства (православия, католицизма,евангельской церкви и др.) в современном мире.В деятельности российских ЛГБТ-организаций по формированию сексуальной культурымолодежи, на наш взгляд, проявляются:1) незрелость отечественного ЛГБТ-движения, которое находится на пути своегостановления, выражающегося в постепенном росте дифференциации целевых аудиторий;2) ограниченность повестки дня ЛГБТ-движения, заключающейся в редуцированиитематики сексуальности к вопросам сексуальной ориентации и гендерной идентичности и,соответственно,исключенииширокогоспектрапроблеминтимности,эротичности,чувственности, телесности;3) воздействие политико-правовых ограничений информационной деятельности ЛГБТдвижения со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти;4) подражание российского ЛГБТ-движения общественным объединениям сексуальныхи гендерных меньшинств Северной Америки и Европы, копирующего методы и формыдеятельности, включая коммуникативный менеджмент, без учета специфики культурыроссийского общества и отсутствии «собственного лица».Рассмотренныенапримереправаиразличныхмолодежныхобъединенийинституциональные аспекты формирования сексуальной культуры современной отечественнойПсихологическая помощь жертвам преступлений ненависти на почве гомофобии и трансфобии.
Методическиерекомендации / под ред. М.Л. Сабунаевой. СПб., 2014.175Гомосексуальность и христианство в XXI веке: сборник статей разных лет / Сост. В. Созаев. СПб., 2014.17492молодежи свидетельствует о его противоречивости и неоднозначности, сложности иангажированности. Отчетливо выделяются консервативный и либеральный подходы ксексуальности и сексуальной культуре российского общества.Первый подход доминирует в сфере права и среди проправительственных молодежныхполитических и общественных объединений. Сторонники консервативной позиции настаиваютна охране и защите населения, особенно несовершеннолетних, от распространения девиантныхформ интимности и эротического поведения (однополые семьи, ранние половые отношения,секс-индустрияит.д.).Срединихпреобладаетнастороженноеотношениекинституционализированному половому воспитанию молодежи.Второй — либеральный подход — лежит в основе программных документовотечественныхправозащитныхорганизацийиЛГБТ-движения.Деятельностьданныхорганизаций направлена на достижение сексуального и гендерного равноправия, а такжетолерантного отношения к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации игендерной идентичности, например, посредством мероприятий по сексуальному просвещению.Между тем различие в данных подходах не исключает их ограниченности вистолковании и понимании сексуальности, интимности и социальных проблем сексуальности.Сексуальное воспитание и образование в обоих подходах, в частности, сводится к обсуждениюконкретных, узких вопросов полового поведения (контрацепция, репродукция и т.д.) игендерной идентичности.
Тем не менее, все рассмотренные виды имеютВыход за рамки узких представлений о сексуальности и включение широкого кругавопросов интимности, эротичности, чувственности, телесности в практики формированиясексуальной культуры рассмотренными выше молодежными организациями способен, понашему мнению, существенно расширить их повестку дня сексуальной социализации иувеличить их потенциал активного участия в формировании сексуальных стандартов различныхгрупп российской молодежи.93ГЛАВА 3.
СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИВ ТРАНСФОМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ§ 1. Специфика сексуальной культуры российской молодежи:ценностные ориентации и практикиКак отмечено выше, социальные и культурные условия (право, религия, молодежныеорганизации и т.д.) оказывают значительное влияние на генезис сексуальной культурыроссийской молодежи. Дифференциация социальных когорт, принадлежащих к современномумолодомупоколению,поразличнымкритериям(территориальному,социально-экономическому, гендерному, профессиональному, стилю жизни и т.д.), обусловливаетразнообразие полового поведения, установок в сфере эротико-эмоциональных отношений.Современная российская молодежь принадлежит к поколению, ценностные ориентациии модели поведения которого были сформированы в специфических экономических,политических и социально-культурных условиях конца ХХ века и первого десятилетия ХХI в.Серьезные институциональные и культурные трансформации в различных сферах жизни(культурная глобализация, реорганизация политики и экономики страны и т.д.) способствовалидифференциации жизненных стилей населения, возникновению и распространению новыхпаттернов повседневных взаимодействий, в том числе в интимных отношениях.
Молодежь, какотмечается многими исследователями, опирается на иные образцы и ценности, соответственно,воспроизводит новые модели поведения в рамках эротико-эмоциональных отношений. Так,согласно исследованию А.А. Темкиной 176, для молодых людей нынешнего столетия наиболеерелевантными оказываются романтический, коммуникативно-партнерский, гедонистический ирыночный сексуальные сценарии.
Если первые два являются наследием предыдущего периода— позднесоветской эпохи, то последние — гедонистический и рыночный — получили широкоераспространение именно среди изучаемых нами групп молодежи.Современная российская молодежь представляет собой широкий спектр возрастныхкогорт различных национальностей. Согласно данным приводимым Росстатом 177 численностьотечественной молодежи на 2009 г. в возрасте от 15 до 29 лет составляет порядка 33009 тыс.человек, из них представителей возрастной когорты 18-25 лет — 19862 тыс. человек, чтосоставляет порядка 60% от общего числа. Следует отметить, что 80% молодежи в возрасте от176177См.: Темкина А.А.
Сексуальная жизнь женщины: между подчинением и свободой. СПб., 2008.См.: Молодежь в России. 2010: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М., 2010.9415 до 29 лет представляют русскую национальность. В России проживает также многопредставителей других национальностей: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и др., ав ряде регионов (например, Республика Башкортостан, Чеченская республика) молодые людинациональных меньшинств составляют большую часть или приблизительно половинунаселения. В таких регионах довольно сильны характерные, специфические для культурданных этнических групп, правила и установки, в том числе по отношению к сексуальному иполовому поведения, в силу религиозных особенностей и культурных традиций 178.
Численностьобучающейся в высших учебных заведениях молодежи по состоянию на 2009/10 год обучениясоставила 6135,6 тыс. человек, то есть примерно пятая часть всей российской молодежи.Мнения исследователей о современной российской молодежи весьма противоречивы.Ряд исследователей 179 фиксирует разрыв современной российской молодежи с советскимпрошлым (коллективизм).
В противоположность ценностям поколений предыдущей эпохижизненные ориентиры и цели 18-25-летних включают такие, как: честолюбие, склонность кпланированию приватной жизни и карьеры, стремление к самостоятельности и самореализации,ориентация на моральные ценности и принципы западной культуры, рассмотрение перспективмиграции в развитые страны. Существует и противоположная точка зрения, указывающая наприсутствие культуры прошлой эпохи в сознании и поведении современного поколениямолодежи, в том числе касательно сексуальной культуры 180.
В литературе отмечено, что средизначительного числа молодежных групп возросла значимость ценностей индивидуализма,свободы коммуникации и социальной и территориальной мобильности, рост ценностейпотребления. В силу довольно широкой дифференциации населения (по социальноэкономическому признаку, территории проживания и т.д.), в том числе молодого, обе точкизрения на морально-нравственные и ценностные аспекты поведения юного поколения могутбыть верны, фиксировать тенденции и особенности, характерные для представителей разныхстилей жизни и социальных групп. Формируется «лоскутная» и даже контрастная картинапредставлений юношей и девушек о сексуальной и половой жизни.