Диссертация (1147296), страница 36
Текст из файла (страница 36)
Стоит, конечно, согласиться с Ю.В.Косовыми В.Е. Фроловым в том, что участие России в ЕАЭС «позволяет этомуинтеграционному объединению на равных вести диалог и выстраивать отношенияс такими гигантами, как Китай, Индия и другие страны»375.В подтверждение объединяющих Россию, Центральную Азию и Китай,принципов можно привести одно очень точное и важное положение Совместногозаявления РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства истратегического взаимодействия, подписанного по итогам визита президентаРоссии В.В.
Путина в Китае в мае 2014 г.: «Россия считает важной инициативуКитая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и высокооценивает готовность Китайской Стороны учитывать российские интересы в ходе375Там же. С.64.170ее разработки и реализации» .376В современном мире, где экономика представляет собой единый рынок, аразличные политические системы постоянно унифицируются, всё большеезначение приобретают не прямые способы воздействия на оппонента, а культурноидеологические или мировоззренческие инструменты влияния. Это борьба за умы,за изменение и преобразование идентичности, что не требует захвата территорий,за экономическое подчинение. Яркий пример тому-состыкование положенийЭкономического пояса «Шелкового пути» и принятых в государствах ЦентральнойАзии своих концепций развития: «Казахстан-Новый Шелковый путь» и «СтратегияКазахстана-2050»,«Национальная«Планстратегияблагополучияразвитияипроцветания»2016-2030годы»Узбекистана,Таджикистана,«Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызстана на 2013-2017 гг.».пять центральноазиатских стран, используя возможности «Экономического поясаШелкового пути» и свои перспективные программы развития, в том числе и припосредстве Евразийского экономического союза, интегрируется в глобальныерынки и в мировую экономику.
А Китай упрочит свое глобальное положение вмировом сообществе и станет ведущей державой на Земле.Во внешнеполитической стратегии Китая в отношении Центральной Азииприобретает все большее значение мягкая сила, к которой как мощномуинструментарию Пекин обратился в целях заметного повышения своего имиджа вэтом регионе. «Экономический пояс Шелкового пути» вместе с рядом языковых,научных, образовательных и культурных программ мягкой силы Китая вЦентральнойАзиипридастновуюконфигурациюэкономическимимеждународным отношениям.Этот параграф посвящен анализу значения Центральной Азии для Китая,занимающей особое стратегическое положение для «Экономического поясаШелкового пути».
В последние годы влияние мягкой силы Китая в ЦентральнойСовместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новомэтапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.[Электронный ресурс] //Официальный сайт Администрации Президента. - Режим доступа:http://www.kremlin.ru/ref_notes/1642376171Азии постепенно увеличивается.
Активен «Институт Конфуция». Отношениямежду Поднебесной и странами этого региона эволюционируют от однообразногоэнергетического сотрудничества к многостороннему партнерству. Китай уделяетвсестороннее внимание отношениям с Центральной Азией в качестве одного изприоритетов своей внешнеполитической стратегии. Сравнивается использованиемягкой силы Китая и России в обсуждаемом регионе в условиях сопряженияЭкономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза.
Вконтексте углубления отношений Китая с центрально-азиатскими странамикитайский язык и китайская культура получат дальнейшее распространение в этомрегионе.1723.4 Мягкая сила Китая в отношениях со странами Ближнего ВостокаБлижний Восток, как исток трех крупнейших мировых религий иместонахождение важнейших месторождений нефти, имеет важное экономическое,политическое, социальное и культурное значение для всего мира.
Находясь настыке азиатского, европейского и африканского континентов, этот регион обладаетважным значением для Китая. На нефть, импортируемую из стран БлижнегоВостока, приходится 40% всего объема китайского импорта нефти. В свою очередькитайский экспорт на Ближний Восток достигает почти $100 млрд. долл.(Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Саудовская Аравия, Египет, Иран,Ирак, Иордания и т.д.), т.е.
почти 1/5 всего китайского экспорта.В контексте «Один пояс-один путь» отношения Китая и стран БлижнегоВостока оказывают серьезное влияние на реализацию этого проекта.Директор Центра Западной Азии и Африки Шанхайского институтамеждународных исследований Э Цин считает, что Китай должен укреплятьсотрудничество и обмены с Ближним Востоком. Он отмечает, что «Один пояс-одинпуть» является удобным мостом помощи развитию местной экономики.
Этотпроект также способствует поддержке мира и стабильности в регионе иповышению международного влияния Китая377.Еще 600 лет назад флот Чжэн Хэ впервые вошел через Ормузский пролив вПерсидский залив. На сегодняшний день в Объединенных Арабских Эмиратах иОмане еще сохраняются предметы, завезенные туда флотом Чжэн Хэ. В наши жничисло китайцев в этом регионе неуклонно растет. В ОАЭ (большинство в Дубае)живет и работает более 200 тыс. китайских эмигрантов, внося свой вклад в«Один пояс-один путь» содействует сотрудничество Китая и Ближнего Востока [Электронныйресурс]//ОфициальныйсайтновостиКитая.-Режимдоступа:http://finance.chinanews.com/cj/2015/05-07/7260593.shtml377173экономическое развитие и культурные обмены между Китаем и Ближним Востоком.Генеральный консул КНР в Дубае Тан Вэбин отметил: «Сотни лет назад китайцыприехали сюда для развития торговли и распространения идеи мира, способствуякультурному обмену, а сегодня мы должны взять на себя инициативу пораспространению культурных обменов и взаимного обучения, чтобы как можнобольше людей понимали Китай на пути к реализации мечты о мире и дружбе,взаимной выгоды и обоюдного выигрыша»378.Сегодня на фоне совместного создания «Одного пояса-одного пути»культурные обмены дают импульс сотрудничеству между Китаем и странамиБлижнего Востока, которое становится более динамичным.
Сегодня этот регионявляется одной из основных магистралей и центров строительства «Одного поясаодного пути». Большое количество регулярных обменов персоналом между Китаеми этим регионом создает новую платформу для культурно-экономическоговзаимодействия. Расширение культурного, экономического и торгового обменапомогает реализации «Китайской мечты».В этом регионе уже открылось более 20 «Институтов Конфуция», и число ихувеличивается, привлекая большое количество поклонников китайской культуры иодновременно воспитывая большое количество кадров для экономических икультурных обменов между Китаем и Ближним Востоком.Языкикультураускоряюткультурно-экономическийобменмеждуразличными странами и регионами.
Ма Цзюнь, директор Института Конфуция приуниверситете Дубая, отметил, что строительство «Одного пояса-одного пути»должно опираться не только на экономические связи, но и на культурнуюплатформу, чтобы люди разных стран понимали друг друга и отношения междуними становились ближе и теснее379.В 2006 г. на Консультативном совещании Королевства Саудовской АравииПредседатель КНР Ху Цзиньтао, выступая с речью под названием «СпособствуемMiddle East: Unites New Dream of Development: [Электронный ресурс] //Официальный сайтЖэньминь жибао.- Режим доступа: http://paper.people.com.cn/dnis/index.jsp379Там же.378174миру на Ближнем Востоке, строим гармоничный мир», предложил концепцию«Гармонии на Ближнем Востоке». Он показал, что политика Китая в отношенииБлижнего Востока сосредоточена не только на региональных энергетическихзапасах, но также на политических, торговых, социальных, религиозных аспектах.По существу Ху Цзиньтао заявил о повышении влияния Китая в регионе.Для обсуждения актуальных вопросов, рекомендаций и т.п., начиная с 2005года проводится раз в два года форум диалога цивилизаций Китая и арабского мира.В рамках форума проводится богатый культурный обмен и сотрудничество.
Былисозданы Институты Конфуция, Классы Конфуция и китайские культурные центры,для арабских чиновников проводятся различные технические семинары и курсы.Каждые два года начиная с 2006 г. проводится конференция дружбы Китая иарабского мира, на которой обе стороны стремятся достичь консенсуса в областидальнейших обменов и торгового культурного и образовательного сотрудничества.В последние годы наибольшее внимание Китая уделяется развитиюотношений с Турцией. С одной стороны, как члены G20, обе страны относятся косновным быстро развивающимся экономикам мира. С другой стороны, особоегеополитическое значение Турции и стратегическое развитие ее отношений сКитаем имеют немалое значение как для региона, так и для всего мира.Анкара в поисках союзников, явных или тайных, обратила свой взор на Китай,понимая, что без поддержки этой великой страны не добиться желаемого выхода вцентр мировой политики.