Диссертация (1147201), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Тем не менее, ни одна из этихпопыток не увенчалась успехом, если не брать в расчет декларативные заявления или дажестатьи о необходимости мирного разрешения таких споров, проведения предварительныхконсультаций, обмена данными и стремления к достижению обоюдовыгодной договоренности.Разработка Конвенции по морскому праву, казалось, должна была прекратить споры наэтот счет и законодательно принудить стороны к совместной разработке трансграничныхуглеводородов.
Статьи 74, 83, 124 относятся к аналогичному вопросу, касающемуся живыхресурсов моря и делимитации различных морских зон. Так, например, статья 74 обязываетгосударства искать пути к мирной справедливой делимитации смежных или противолежащихисключительных экономических зон. «До заключения соглашения <…> заинтересованныегосударства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают все усилия для того,чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этогопереходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или непрепятствовать его достижению.
Такая договоренность не должна наносить ущербаокончательной делимитации»110. Впрочем, ничего подобного относительно углеводородныхресурсов в Конвенции мы не находим.110Ст.74,КонвенцияООНпоморскомуправу1982года.http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/lawsea.pdf (дата обращения 15.09.2013)URL:42Еще одна попытка законодательного закрепления была предпринята при созданииспециальной рабочей группы Комиссии по международному праву, работавшей с 2002 по 2010годы, однако ее благие намерения также закончились фиаско.Опытвышеперечисленныхинститутовпоказывает,чтоосновнойпричиной,препятствующей по сегодняшний день принятию какого-либо единого международного недекларативного, но связывающего обязательствами подписантов, договора, является отсутствиев международном сообществе единства по вопросу критериев, стандартов, механизмов такогоурегулирования.
В каждом отдельном случае решение приходится принимать отдельно и, побольшому счету, в отсутствие лигитимного механизма принуждения, стремление сторондоговариваться обусловлено лишь их нежеланием вступать как в горячий, так и холодныйконфликт с соседом, а также естественное стремление как можно быстрее начать извлекатьвыгоду из разведанных углеводородных месторождений.Еслиобратитьсякпрактикеразработкитрансграничныхуглеводородныхместорождений, то она довольно разнообразна. Исторически первым механизмом такойразработки была практика следования логике «first come – first take» (французское «premierarrivé – premier servi») и «правило захвата».
При этом каждый участник стремился освоитьместорождение как можно быстрее, не допустив к месторождению конкурентов. Наиболеераспространен данный способ эксплуатации был в США. При нем не приходится говорить окаком-либо учете негативного воздействия на окружающую среду, экологическую обстановку,об эффективной выработке месторождения.
Первоочередным фактором является правособственности на участок территории, в недрах которого залегают ресурсы или жегосударственный суверенитет над данной частью территории/континентального шельфа.Нечто подобное описывает в своей монографии С.Ю. Мареева «Правовой режимосвоения месторождений нефти и газа, пересекаемых разными видами границ»111, когдаговоритонеэффективнойразработкеместорождений,пересекаемымисовременнымиграницами субъектов Российской Федерации, что обусловлено неэффективной схемойраспределения доходов от добытого сырья.На смену «дикой» разработке углеводородных месторождения пришло пониманиенеобходимости договариваться, создания схем разработки ресурсов недр. Типичным вариантомявляется соглашение между сторонами о взаимном обмене результатами геологоразведки,произведение единой оценки размеров залежи и объемов нефти и газа.
Соответственнопрохождению границы распределяются квоты на добычу углеводородов. Ежегодно (или же с111Мареева С.Ю. Правовой режим освоения месторождений нефти и газа, пересекаемых разными видами границ.Нестор Академик Паблишерз. М. 200643любой другой заданной периодичностью) стороны обмениваются имеющимися данными ивносят коррективы в планы разработки.Наиболее «цивилизованный» метод разработки месторождений на сегодняшний день –это юнитизация (от англ.
Unitization – объединение). Юнитизация представляет собойсоглашение сторон о создании единого юнита для разработки месторождения, во главекоторого стоит оператор. Участники юнита вкладывают каждый свою часть в общую схемузатрат на разработку и соответственно получают прибыль в виде сырья или денежных средств,в зависимости от договоренности. Считается, что юнитизация позволяет сократить затраты наразработку месторождения, сократить негативное воздействие на экологическую ситуацию врегионе, а также создает условия, когда стороны стремятся к наиболее полной, продуманнойвыработке месторождения.Очень часто разделяют понятия юнитизации и Соглашение о совместной разработке(Joint Development Agreement - JDA). Главным отличием двух видов совместной деятельностипо разработке нефтегазовых источников является то, что при юнитизации граница уже, какправило, определена.
Соглашение о совместной разработке заключается обычно в условияхотсутствия делимитированных границ. JDA представляет собой соглашение, согласно которомусоздается так называемая Зона совместной разработки (Joint Development Zone - JDZ). Даннаязона располагается в трансграничном пространстве при условии отсутствия установленныхграниц. Таким образом, на Зону совместной разработки не распространяется суверенитет тогоили иного государства, но взаимные суверенные права. В зависимости от обстоятельствСоглашение о совместной разработке либо ведет к последующей делимитации границ, либообходит проблему разрешения пограничного спора, обеспечивая доступ к разработкеуглеводородов, доли в добыче которых в таком случае обычно делятся поровну. Еще однойособенностью Соглашения о совместной разработке является то, что соглашение не относится кпорядку разработки того или иного месторождения.
Стороны могут вовсе не знать осуществовании газа или нефти в недрах, а лишь с определенной вероятностью предполагать ихналичие. Соглашение о совместной разработке «привязано» к определенной области, вграницах которой принуждает стороны к совместной разработке. При юнитизационномсоглашении, напротив, речь идет именно об определенном месторождении и порядке егоразработки, хотя Зона совместной разработки здесь также может быть создана для облегченияорганизации инфраструктурных и технологических процессов.В свою очередь, при применении механизма совместной разработки месторожденийформы, организации такой работы могут быть совершенно разными.Ана Бастида, например, выделяет три основных формы. Первая скорее относится кисторическим фактам.
При ней по соглашению между сторонами, имеющими право на44разработку месторождения, всю ответственность за организацию процесса берет на себя одногосударство. Другая, или другие, стороны получают при этом, в зависимости от соглашения,либо свою долю готового к использованию сырья, либо свою долю в денежном эквиваленте. Насегодняшний день такие формы сотрудничества практически не встречаются, посколькугосударства предпочитают осуществлять контроль над процессом разработки месторождениясамостоятельно и иметь свободный доступ к ресурсу.112Ковторомувариантуотносятся,пожалуй,наиболеераспространенныеюнитизационные соглашения или соглашения о совместной разработке, при которых стороныобязуют компании, участвующие с двух (или более сторон) к обязательному созданиюсовместного предприятия, консорциума или иных форм взаимодействия, предполагающихналичие единого управляющего центра.Последний вариант, предложенный Аной Бастида, представляет собой наиболеесложную версию сотрудничества, требующую высокого уровня взаимного доверия.
При этомсоздается некий международный орган или комиссия,в обязанности которой входиторганизация и контроль за процессом добычи углеводородов в месторождении.Свой подход к классификации совместных форм эксплуатации трансграничныхшельфовых месторождений предлагает А.Н.Вылегжанин113. Он выделяет пять видов.1. Сочетание международного и национального управления ресурсами. Данная схемаобычно применяется, когда часть бассейна трансграничного месторождения находится вспорной зоне, не разделенной государственной границей. В таком случае заключаетсясоглашение, когда зоны, находящиеся под суверенитетом государств эксплуатируются имисамостоятельно, но происходит обоюдный обмен данными, а пограничная спорная областьподлежит совместному/международному контролю.2.
Договор о разделе продукции (Production Sharing Agreement). Данная формахарактерна для компаний, организующих свою деятельность в форме консорциума. При этомнаУправляющийорган(компания-лидер)консорциуманалагаетсяобязательствоораспределении продукции согласно вкладу каждого из участников.3. Совместное предприятие – Joint venture – по соглашению сторон происходитсовместное управление и совместное распределение как прибыли, так и рисков.4. Соглашение об операционной компании - Operating company agreement –предполагаетсядостижениедоговоренностиобучрежденииединогооператора,разрабатывающего месторождение.112Bastida, A.