Диссертация (1147119), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Таким образом, внашем представлении GR представляет собой часть PA, а PA в свою очередьнаходится внутри рамок PR.AdvocacyВ профессиональной среде специалистов по связям с органамиуправления в одном ряду с термином Government Relations используетсятакая дефиниция, как advocacy. При этом в России advocacy не отличается нипопулярностью, ни частотой использования и применяется преимущественнона Западе64.Обратимся к трактовке, опубликованной на дискуссионной площадке,принадлежащей Международному институту политической экспертизы(МИПЭ). Advocacy в практическом контексте применяется для обозначения«продвижения интересов не только через органы государственной власти, нои через любые другие структуры»65.В то же время, согласно Кембриджскому словарю, advocacy буквальнопереводится как «публичная поддержка идей, путей развития или методов63Кинякин А.
А., Матвеенков Д. О. Government relations как форма общественно-политической и бизнескоммуникации: к определению понятий; Чимаров С. Ю. Government Relations (GR): типология и технологиидеятельности.64Кинякин А. А., Матвеенков Д. О. Government relations как форма общественно-политической и бизнескоммуникации: к определению понятий.65СултановД.Лоббизм:какэтоделаетсявРоссии.URL:http://www.stratagema.org/publications/lobby/item_255.html.38исполнения каких-либо действий». В контексте нашего исследованияключевымвопределении,предлагаемомбританскимуниверситетом,является признак публичности.Этот акцент на публичности является одним из проявлений широковнедренной в Соединенном Королевстве практики администрирования,известной как «сервисное государство» (сами британцы чаще называют его«Кванго государством» — Quango state)66 — в силу укоренившегося названиянегосударственных корпораций, занимающихся вопросами управления,финансового регулирования, информатизации, мониторинга и обратнойсвязи, а также социальной поддержки по «поручению» правительства вформате социального аутсорсинга).Сервисная идея развития государственной системы основывается наклассической экономической схеме: «производитель услуг — потребитель»,где устойчивость и легитимность государственных институтов связана сэффективностью выявления, моделирования и реализации индивидуальных игрупповых интересов и потребностей.
Причем такое делегирование властипроисходит в форме не просто контроля общества за государством, в той илииной мере всегда существовавшего в цивилизованных странах с развитымправовым режимом, а подлинного распределения властных полномочий.Эта(адаптацияполитикакполучиланазваниегосударственному«приватизации»управлениюгосударстваорганизационныхформ,заимствованных из частного бизнеса, и передача государственных функцийчастномусектору).Вусловияхинформационногообществатакоеделегирование может быть произведено только на основе подготовленного«открытого общества», а его реализация делает политико-экономическуюсферу государств (и таких современных надгосударственных образованийкак, например, Евросоюз) более конкурентоспособной и ярко показывает66Наименование произошло от названия реки Кванго (порт Rio Cuango) в Анголе, в бассейне которой с 1976по 1998 годы существовал ряд псевдогосударств, контролировавшихся различными повстанческимигруппировками, оппозиционными правительству в Луанде.
– Авт.39разницу между гражданским обществом и толпой, не заинтересованной ни вчем, кроме удовлетворения личных базовых потребностей.Для«сервиснойреагированиенамодели»характерноизменяющиесяусловиябыстроеидеятельности,эффективноеповышениеэффективности внутриорганизационных отношений в государственномуправлении, развитие кадрового потенциала государственного управления,повышение ответственности государственных служащих, повышение уровняпрозрачности государственного управления в целом.И в этом контексте лоббизм и защиту интересов (advocacy) такжеобъединяют цели — инициация определённой политической активности ивызов политических инициатив.
В то же время в две самостоятельныхдефиниции их превращают процессы достижения этих целей и применяемыетехнологии. Согласно определению проекта ЕС «Консультационная помощь— общественным организациям» (The Technical Assistance for Civil SocietyOrganisations – TACSO), при защите интересов применяются такие методы,как гражданское образование и публичные кампании, тогда как лоббистамииспользуются прямое воздействие на лица, ответственные за принятиярешений67.На сайте Ассоциации Прогрессивных Коммуникаций (Association ofProgressive Communications – APC) мы можем ознакомиться с примерамистратегий, применяемых в сфере защиты интересов.
Среди них следуетвыделить:мониторингподотчётность,законодательствадиалоговыеформыиоткрытаяобсуждениягосударственнаявопросоввобластиразработки политики и разработки приоритетных проектов, публичныекампании в поддержку изменения политического курса, формирование67AdvocacyandLobbying.URL:http://www.tacso.org/knowhow/advocacylobbing/default.aspx?id=27&template_id=73&langTag=en-US&pageIndex=1.40доступных ресурсов защиты интересов для групп заинтересованных лиц,исследовательские и образовательные проекты68.В момент своего создания в 2005 г. организация, ставшая сегодняосновным проводником лоббистских отношений в евроинтеграционныхструктурах Брюсселя, Страсбурга и Франкфурта называлась Ассоциациялоббистов, аккредитованных при Парламенте Евросоюза.
Сегодня этоАссоциация аккредитованных при Европейском Союзе адвокатов публичнойполитики (The Association of Accredited Public Policy Advocates to theEuropean Union). Содействие общественно-государственной политике — такпереводит Public Policy Advocacy российская GR-лига. При этом в качествебренда сохраняется историческая аббревиатура AALEP. Они же признают,что advocacy — одно из многочисленных направлений деятельности, котороеможет быть включено в стратегию GR69.Таким образом, существенное различие коммуникационных аспектов,принципиальных для настоящей работы, заключается в объекте прямоговоздействия: в лоббизме — это чиновник, министр или иной госслужащий, взащите же интересов — гражданское общество. Исходя из этого, мыприходим к выводу, почему advocacy — защита интересов — не можетотождествляться с government relations в российском контексте, несмотря начастичное совпадение технологий, используемых для достижения цели.Legislative communicationsИзучая понятие legislative communications, упоминаемое в частинаучных работ как синоним GR70, мы пришли к выводу, что оптимальнымопределением для данной категории коммуникаций выступает перевод этогословосочетания — обращение к органам законодательной власти.68SteveBuckley.AdvocacyStrategiesandapproaches//Overview.URL:http://www.apc.org/en/node/9456#Case_studies.69Association of Accredited Public Policy Advocates to the European Union.
URL: http://www.aalep.eu/aalepdefinition-practice-government-relations-gr.70Кинякин А. А., Матвеенков Д. О. Government relations как форма общественно-политической и бизнескоммуникации: к определению понятий // Вестник РУДН. Сер. Политология. – 2009. – № 1.41Ассоциация Независимых Экспертов Нефтяной ПромышленностиКалифорнии (California Independent Oil Marketers Association – CIOMA),выделяя советы и рекомендации по взаимодействию с органами власти,представителямиэкспертныхпанелейидругимиструктурами,участвующими в принятии решений, в отдельный раздел на сайте, гласит отом, что данное направление деятельности является ключевым для компанийотрасли, поскольку их воля и решения влияют непосредственно на бизнес.Представители Ассоциации Флориды по PR придерживаются аналогичногомнения: «Вне зависимости оттого, является ли обращение к органамуправления вашей прямой обязанностью или нет, каждый профессионалдолжен знать, какие проекты нормативно-правовых актов «лежат на столе» уполитиков в настоящий момент, и понимать, каким образом они могутповлиять на бизнес»71.Данная позиция отражена в рекомендациях, предложенных CIOMA,которые гласят о необходимости заблаговременного установления контакта слицами, принимающими решения, — другими словами, об обязательномналичии проактивных стратегий.
Кроме того, в качестве советов имипредлагаются такие решения, как поддержка постоянной связи поэлектронной почте, обязательный тайминг и обозначение дедлайнов, а такжепроведениеопросовпредставителямипредоставлениерегулирующихорганов.результатовВисследованийдополнениековсемувышеперечисленному, в целях улучшения и усовершенствования процессовкоммуникации с органами управления, Ассоциация предлагает ознакомитьсяс типовым обращением, размещённым на их сайте72.Дополнительныерекомендациипоосуществлениюуспешныхкоммуникаций с органами управления можно найти на сайте СоюзаЭлектронного Обучения (digital learning alliance – DLA).
Среди них71URL: http://www.fpraocala.org/newsletters/2013-04_PRestige.pdf (дата обращения: 25.05.2016).CommunicatingwithYourRegulatoryOfficials.URL:http://www.cioma.com/CIOMA2/GR/Regulatory_Letters.aspx;http://www.fpraocala.org/newsletters/201304_PRestige.pdf.7242упоминается такой инструмент, как отчётность: «На качество вашихобращений к органам управления влияет отражение осуществляемых вамитрудов — точности в их описании помогут достигнуть индивидуальныеотчёты73.Таким образом, соотнося понятие GR и legislative communications, мыпричисляем их — прямые обращения к органам законодательной власти — кодной из технологий government relations, инструменты и особенностикоторых будут описаны в следующих главах.Итак, во время аналитической работы с существующими подходами копределению GR нами был обнаружен широкий диапазон мнений.
Вчастности, усложняет выстраивание понятийного аппарата использованиеисследователями и практиками GR ряда понятий как близких или полностьютождественных. Нами были выделены понятия, описывающие иные видыкоммуникаций с субъектами политики (лоббизм, government affairs, publicaffairs, advocacy, legislative communications). Вместе с тем за рамками нашегорассмотрения остался ряд иных понятий (community relations, customerrelations, public policies, issues management, communicative management),также нередко отождествляемых с GR.Выделение категории GR как самостоятельной сферы деятельностиявлялось первоочередной задачей нашего исследования.