Автореферат (1146503), страница 4
Текст из файла (страница 4)
до 2001 года. ПравительствоКоидзуми отвергло предложения, сделанные японской стороной в 2000 –2001 гг. по «территориальной проблеме». Однако именно в годы правленияправительства Коидзуми российско-японские отношения вышли на новыйуровень по экономическим и международно-политическим параметрам, а«территориальный вопрос» был выведен в отдельную группу вопросовдвухсторонних отношений.В четвертой главе ««Группа Судзуки» и формирование политикина российском направлении в середине 1990-х – начале 2000-х гг.» наосновеизучениядеятельностиэтой«группы»автордиссертациипроследил процесс выдвижения японским правительством инициатив вотношении политики на российском направлении. «Группа Судзуки» - этонеформальное объединение политиков и дипломатов под началом СудзукиМунэо (депутат нижней палаты парламента Японии от пятого округаХоккайдо с центром в Нэмуро, наиболее близкой точки к российским17Курильским островам).
Судзуки входил в окружение Обути Кэйдзо, главынаиболее мощной фракции ЛДПЯ - «суперфракции Танака». Посколькуименно эта фракция заняла лидирующее положение в ЛДПЯ в 1996 – 2000гг., то для Судзуки Мунэо сложилась благоприятная обстановка и егопозиции в партии и правительстве укрепились. Благодаря протекцииОбути Кэйдзо он занял пост директора агентства по делам Окинавы и«северных территорий». Поэтому идеи, которых придерживался СудзукиМунэо и его сторонники в отношении развития диалога с Россией,получили возможность для внедрения в переговорный процесс.
В главеосвещается персональное участие Судзуки Мунэо и двух его ближайшихединомышленников-дипломатов Сато Масару и Того Кадзухико в делеразвития связей с Россией на уровне Токио – Москва и на уровне Япония –Дальний Восток России.В главе рассматривается базовый подход «группы», а именноразвитие «дипломатии лицом к лицу», смысл которой сводится кукреплению каналов связи между российским и японским обществами.Важным аспектом этого подхода являлся поиск «каналов связи» с виднымироссийскимиполитиками,общественнымидеятелями,ученымиипредпринимателями. Особое место занимала деятельность, направленнаяна «поиск выхода на президента России», т.е.
прямая связь с довереннымлицом из ближайшего окружения президента России.В 1994 - 1995 гг. Того Кадзухико, во время службы посланником впосольстве в Москве, выдвинул концепцию «взвешенного диалога»,которая является промежуточной между «расширенным равновесием» и«многоуровневым подходом».
Эта разработка учитывала негативный опытпровала «плана 1992 г.» и стала предтечей идеи «созидательногопартнерства», заложенной в «Московской декларации» 1998 года. Подвлиянием воззрений Того и Сато были разработаны основы «евразийскойдипломатии» и концепция «многоуровневого подхода».18Представители«группы»добилисьнаибольшеговлияниянапереговорный процесс в ходе «встреч без галстуков» 1997 – 1998 гг. и наэтапе подготовки Иркутского саммита 2001 года.
Они горячо поддержалиформат неофициальных переговоров лидеров двух стран, учитываяособенностиполитическойкультурыРоссиииЯпонии.Имиосуществлялась подготовка премьер-министров Хасимото, Обути и Мориперед встречами с их российскими виз-а-ви. Кроме того, именно импринадлежит идея внедрения двух концептов: «плана определения границ»в 1998 г. и одного из вариантов концепции «поэтапного решениятерриториальной проблемы», применявшейся в преддверии переговоров вИркутске в 2001 г.Особое место в деятельности Судзуки Мунэо заняла реализацияпроектов по развитию инфраструктуры на южных Курильских островах,которые были лоббированы им в парламенте страны с целью получениябюджетных средств. В ходе осуществления проектов в 1995 – 2000 гг.были возведены объекты инфраструктуры (учебные классы, поликлиникии пр.), дизельные электростанции и «дом российско-японской дружбы» наКунашире, получивший неформальное название «Мунэо Хаус».
Цельюреализации этих проектов являлось укрепление имиджа Японии насопредельных российских территориях, в результате чего, как полагалСудзуки Мунэо и его сторонники, местное население станет болеелояльным к японским территориальным претензиям.Однако, с приходом к власти Коидзуми Дзюнъитиро, видевшего вСудзуки своего политического конкурента, идеи, подходы и проекты,выдвинутые «группой Судзуки», были подвергнуты резкой критике исвернуты. Основным тезисом этой критики стало то, что Судзуки Мунэо иего единомышленники не смогли добиться заключения мирного договорадо конца 2000 года.
В 2001 – начале 2002 гг. в их сторону начали звучатьобвинения в беспринципности и русофильстве, затем произошел открытыйконфликт между депутатом Судзуки Мунэо и министром иностранных дел19Танака Макико. В феврале 2002 г. в адрес Судзуки Мунэо были выдвинутыобвинения в коррупции, и началось длительное судебное разбирательство.В связи с этим судебным процессом пострадали ближайшие сподвижникиСудзуки – депутат Сато Масару, которого обвинили в предательствегосударственных интересов, а также секретари Судзуки, заподозренные вовзяточничестве. Того Кадзухико был уволен из МИД, оштрафован ивынужден бежать за границу.
Таким способом Коидзуми Дзюнъитироизбавился от политического конкурента в лице Судзуки Мунэо, хотя влитературе рассматриваются и другие версии этого нашумевшего дела.Несмотря на фиаско, которое потерпели представители «группыСудзуки», они не ушли с политической арены. В середине первогодесятилетия XXI века Судзуки Мунэо создал партию («Новая партияБольшой земли») на родном Хоккайдо, которая в настоящее времяпредставлена в нижней палате парламента страны и в высшемзаконодательном органе Хоккайдо. Сато Масару и Того Кадзухико сталикрупнейшими в Японии специалистами по России, российско-японскимотношениям, активно публикующимся в Японии, в России, США и другихстранах.
В конце 2000-х гг. увидели свет мемуары Судзуки, Сато и Того,ставшиеапологиейавторов,однакоониявляютсяценнейшимиисточниками для представленной работы, поскольку в них зафиксированысведения их личной биографии и не опубликованные в официальныхфакты, касающиеся российско-японского переговорного процесса.Стоит особо отметить, что в 2012 – 2016 гг. наблюдается возврат кидеям «группы Судзуки» и предложенным ею механизмам веденияпереговоров в процессе формирования курса Японии в отношении России.ВЗаключенииподводятсяитогипроделаннойработыиопределяются основные этапы политики Японии в отношении СССР иРоссии в 1989 – 2001 гг.Автор выделяет следующие этапы этой политики:201.
1989 – 1991 гг. Период формулирования и внедрения концепции«расширенного равновесия» и создание новой структуры советскояпонского диалога. Японская политика на этом этапе опиралась на«политику северных территорий», сохраняющую свою актуальность донастоящего момента.2. 1991 – 1992 гг. Для этого этапа характерны попытки оказаниядавления на правительство России со стороны японских политиков,произошел провал «плана 1992 г.», приведший к переоценке возможностейяпонской дипломатии в России.3. 1993 – 1996 гг. Знаковым событием этапа стало подписание«Токийскойдекларации»,заложившейосновысозидательногобесконфликтного партнерства двух стран. В этот период структураполитики Японии заключалась в ее разделении на два направления: Токио– Москва и Япония – Дальний Восток России (политика «двух Россий»).4.
1996 – 2000 гг. Формулирование и внедрение японскимправительством новой концепции – «многоуровневого подхода». На этомэтапе японская дипломатия приложила немало усилий для укреплениядвухстороннего диалога с целью развития созидательного партнерства ирешения проблемы мирного договора. Видное место в процессеформулирования предложений и применения новых инструментов имеханизмов ведения переговоров заняла «группа Судзуки». Значимымитогом этого подпериода стало подписание «Московской декларации» в1998 г., в которой отражены намерения сторон развивать полноценноедвустороннее сотрудничество на пороге нового тысячелетия.5.
2000 – 2001 гг. На данном этапе японская сторона, придерживаясьпринципов «политики северных территорий», добивалась удовлетворениятерриториальных претензий к России, чем была мотивирована активизацияпереговорного процесса с правительством России. Ввиду этого, в ходеподготовки и проведения Иркутского саммита 2001 г. основнымпредложением японской дипломатии стало решение «территориального21вопроса»всоответствиисконцепцией«поэтапногорешениятерриториальной проблемы». Важную роль в переговорном процессесыграли представители «группы Судзуки».