Диссертация (1146319), страница 15
Текст из файла (страница 15)
1116. Оп. 1.184РГИА. Ф. 487. Оп. 20. Д. 234.185Там же. Л. 8–8 об.18251отмеченный за дурное поведение. Во время сопровождения рекрут в Рекрутское присутствие вПетербург он бежал вместе с одним из маймистов.За тех призывников, которых освобождали от набора, семьи выплачивали значительнуюпо тем временам сумму по квитанции. Квитанции отмечают общие суммы в 2000 рублейассигнациями, которые были отданы в зачет рекрутских денег в Казенную палату за своюсемью крестьянином Пулковской слободы Семеном Васильевым Галкиным186.
Такие жеквитанции были сданы Федором Васильевым из Подгорной Пулковой, Алексеем Кондратьевымиз дер. Каменки, из той же деревни – за Григория Данилова, также из дер. Глиняной ГоркиПулковой слободы – Лаврентием Ескиным, Адамом Егаковым, Кузьминой слободыАлександром Петровым. Таким образом, 8 из 27 рекрут в 1811 г. были выкуплены семьями. В1816 г.
последовали следующие 6 квитанций, т.е. из 27 были выкуплены 14 рекрут.Из поселений, приписанных к Царскосельскому правлению в Вологодской, Костромскойи Ярославской губерниях, были направлены по одному рекруту. Встречен один случай заменырекрута по здоровью. Так, один из троих рекрут из губерний из-за выбитых зубов был заменен.Всем рекрутам выдавались деньги, провиант, одежда и обувь.Именной список посылаемым к принятию в рекруты крестьянам, служил документом, покоторому сверяли возраст, рост и место жительства. При несоответствии сведений, ихобязательно проверяли по метрикам (имя и дата рождения) и ревизским сказкам.Окончательное решение о выдаче в рекруты принимал сельский сход.
Например, 27 июня 1812года нерадивого по хозяйству, пьющего и не пашущего свой надел крестьянина Сергея Ивановасход Кузьминой слободы выдал в зачет недоимки за 1811 год187. По сопроводительному письмуему исполнилось 24 года.В рекруты в Царскосельском уезде брали и русских, и ингерманландцев-финнов. Длямаймистов, записанных в рекрутский список как русских, имя и фамилия исправлялись нафинский манер.
Например, Илью Никитина из дер. Пески после проверки по метрикепереименовали в Ильяса Миккелева188. Можно сделать вывод о тщательной перепроверкеточности всех записей при составлении рекрутских списков.В письме Казенной палаты №8665 от 25 октября 1815 г.
Санкт-Петербургскомугражданскому губернатору М.М.Бакунину дан отчет о проведении Царскосельским правлениемот 80-го до 83-го наборов. Всего за 80-й набор были взяты в рекруты 18, за 81-й – 26, за 82-й –16, за 83-й – 10 человек. Рекруты, взятые за 81-й и за 82-й набор, (больше, чем требовалось),были посчитаны в счет недоимок 80-го и 83-го наборов189.
При взаимозачетах и186РГИА. Ф. 487. Оп. 20. Д. 234. Л. 50.Там же. Л. 120.188Там же. Л. 126.189Там же. Л. 151 об.18752перераспределении числа рекрут от набора к набору рекрутские списки в течение несколькихлет были в работе, дополнялись и переписывались.
Поэтому, при проведении рекрутскихнаборов требовался четкий военный и административный контроль за точностью метрик,ревизских сказок и рекрутских списков.Призывной возраст рекрут с 1831 г. устанавливался от 18 до 37 лет. Сельским обществампозволялось поставлять рекрут добровольно и из тех, кто приписался к ним, (но не ранее 3 лет смомента причисления). Недоимочных рекрут за прошедшие наборы требовалось поставлять поГенеральному учреждению от 17 до 35 лет и ростом не ниже 2 аршин 4 вершков190.По военному уставу 1831 года порядок набора рекрут соответствовал многочисленностисемьи. При этом обязательно учитывались все души мужского пола, которые присоединились,убыли или умерли с момента последней ревизии.
«Первой очереди в участке подлежат тесемейства, из коих в каждом число наличных душ, рекрутству подлежащих, есть самоебольшое, например, семейства по двенадцати душ имеющия …и так далее, до двойниковвключительно. Одиночки, т.е. семейства, … в коих … считается наличных душ, рекрутствуподлежащих, не более, как по одной, не подлежат рекрутской очереди»191.При наличии в семье лишь отца и сына, они освобождались от набора. Исключались изочереди и крестьяне, которые служили в земских и иных судах по выбору сельского обществаили волостного правления.
Устав определял очередность набора рекрут из больших семей:второго и третьего рекрута можно было взять из одной семьи только при учете малого числасыновей в других семьях. Именно поэтому, для семейств, которые могли поставить трехрекрутов,быливведеныспециальныеучетныекниги.Прихарактеристикечислатрудоспособных мужчин в семье использовали слова «шестерик», «восьмерик», т.е. в семьебыло по 6–8 мужчин от 18 до 60 лет.В пределах одного участка обязательно фиксировались очередь таких семейств иизменения их состава. При разделе семьи для каждого образовавшегося семейства очередьрекрутских наборов начиналась вновь.
Однако, в случае проживания разделившихся семей водном хозяйстве, очередь рекрутства не изменялась. Сведения о всех работниках в рекрутскиесписки вносились под тем же номером семьи, что и в ревизскую сказку. Записывалисьмужчины от 18 до 60 лет, набору подлежали лица с 18 до 37 лет. Следовательно, рекрутскиесписки дают информацию для анализа трудоспособного мужского населения.Очередные списки должны были составляться Городскими Думами, а в сельскойместности – подтверждаться на сельском сходе.
Среди казенных крестьян учет велся190С 1831 г. при наборе рекрут в армию, их рост мог быть не ниже 2 аршин и 3 вершков (155–160 см), т.о. можнобыло призвать большее число новобранцев.191ПСЗРИ. II собр. Т. VI. № 4677. С. 514.53Волостными правлениями. Волостные приказы и Удельная контора контролировали наборрекрут из удельных крестьян. Для владельческих крестьян очередь отдачи в рекрутыопределялась помещиками.
При объявлении рекрутского набора в Городской Думе избиралирекрутского старосту (в сельской местности он действовал с начала предыдущего набора) исоставляли рекрутские списки. Они обновлялись каждые три года. Каждый раз рекрутскиесписки составлялись в двух экземплярах. Один отправляли в Казенную палату, а второй оставался в Думе или в участке. Сведения о семействах, подлежащих рекрутскому набору, втечение этих 3 лет должны были постоянно уточнять.
При ведении списка среди казенных иудельных крестьян все сведения проверялись каждые 4 месяца. Отметки о зачетныхквитанциях, изменении состава семьи, или установление возраста рекрута по метрикамвносились карандашом, а затем вписывались в соответствующие графы чернилами.При проведении очередного рекрутского набора в губерниях учреждались рекрутскиеприсутствия. Воинский устав 1831 года оговаривает целый комплекс документов, требующихсядля приема рекрут. Непосредственно из Казенной палаты доставлялись «росписание участков,подведомственных рекрутскому присутствию, очередные списки семействам мещан, крестьянказенных и свободных хлебопашцев, ревизские сказки (они отсылаются в рекрутскиеприсутствия в верных списках-копиях, кои Хозяйственное отделение Казенной палаты обязаноиметь у себя именно для сего по каждому уезду отдельно»192.
При проведении наборарекрутские присутствия в уездах и губерниях должны были пользоваться заранееподготовленными бланками билетов, квитанций, журналов. Отданные в Канцелярию рекрутызаписывались в приемную роспись. При этом возраст указывался только по ревизским сказкам,а имя, фамилия, отчество – по очередным семейным спискам. «При внесении прозваний рекрути подставных в приемную роспись, непристойные прозвания переменяются на другия, аименно, по отечествам, с кратким объяснением о сей перемене»193.
Все уездные рекрутскиеприсутствия закрывались при завершении набора, а губернские – завершали работу послеотчета.Уездные присутствия отчитывались гражданскому губернатору, а материалы сдавали вхозяйственное отделение Казенной палаты. Правильность постановки рекрут в очередь кпризыву подтверждается мирским приговором в очередном списке. В случае неточногоуказания возраста или сомнений рекрутского присутствия в сведениях, устав рекомендуетобратиться к местному духовному правлению: «В сих случаях требуется от местного Духовногоправления или консистории, справка из метрических книг.
В сих требованиях указывается192193ПСЗРИ. II собр. T. VI. № 4677. С. 522.Там же. С. 528.54духовному начальству, в каком приходе и от кого родился представленный в рекруты»194.Также при записи обязательно указывался точный рост рекрута. По уставу состояние здоровьярекрута фиксировал специальный врач. При неизлечимых болезнях рекрут освобождался отслужбы, все сомнительные случаи должны были быть удостоверены в больнице и специальнойврачебной комиссией.
В результате все принятые рекруты фиксировались в формулярныхсписках: «Канцелярия составляет по росписям журнал: 1) о рекрутах, принятых окончательно, опринятых на испытание, о числе возвращенных отдатчикам за негодностью или до получениясправок, или за излишеством, и 2) о вновь прибывших отдатчиках и о числе привезенных имирекрут и подставных»195.«Очередной рекрутский список Царскосельской дворцовой вотчины I-го участка,состоящего из слободы Кузьминой, учинен и поверен в числе наличных людей 1833-го годаапреля по 18-е число»196 - один из примеров первых рекрутских списков по правилам Устава1831 г.Он представляет собой таблицу, первые две графы которой содержат номер семьи поревизским сказкам и по очереди в наборе в поселении, что позволяет при сохранившихсяревизских сказках сопоставить материалы о семьях из рекрутских списков и ревизских сказок.При перечислении мужчин в семье в третьей графе обязательно отмечалось социальное исословное положение, случаи и даты смерти.