Автореферат (1146246), страница 5
Текст из файла (страница 5)
до начала 1990-х гг. Европейский союз рассматривал конфликт на Кипре какпроблему в двусторонних греко-турецких отношениях, однако начиная с 1997 годакипрский вопрос стал оказывать серьезное влияние на взаимоотношения Турции иЕС;2. кипрский конфликт стал практически непреодолимой проблемой в деле полученияТурцией полноправного членства в ЕС;3. вступление в ЕС в 2004 г. греческой части Кипра без разрешения самого конфликтанаглядно демонстрирует, что окончательное урегулирование кипрской проблемыинтересует Евросоюз в меньшей степени, чем собственно процесс его расширения.Хотя «план Аннана» был поддержан турками-киприотами, страны-члены ЕС так и несняли эмбарго с турецкой части Кипра;4. Переговоры о вступлении Турции в ЕС начались в 2005 г., что способствовалопроведению серьезных реформ во внутренней политике страны.
Однако обострение11внутриполитической ситуации в Турции в 2013 г. вынудило Анкару отказаться отрешения вопросов в области демократии и прав человека, что негативно сказалось наотношениях Турция-ЕС;5. возможность окончательного решения кипрского конфликта зависит от того, вступитли Турция и насколько скоро в Евросоюз.Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российскойисториографии на основе комплексного анализа документальных источников выявляетсявлияние кипрского конфликта на взаимоотношения между Турецкой Республикой иЕвросоюзом, на переговорный процесс о вступлении Турции в ЕС.
Кроме того, впервыепроблема Кипра изучается как многоуровневый конфликт в рамках разобщённости интересовсамих киприотов, национальных интересов Турции и Греции и интересов ЕС. На основедокументов ЕЭС/ЕС представлена эволюция позиции Брюсселя относительно перспективевропейской интеграции Турции и Кипра; проанализована роль отдельных акторов: ЕС,Турции, Греции и греческой и турецкой общин Кипра в эскалации и урегулировании кипрскойпроблемы; выявлены взгляды турецких лидеров –Т.Озала, С.Демюреля, Р.Т.
Эрдогана, а такжелидеров греко-киприотской общины и турко-киприотской общины на процесс европейскойинтеграции.Автор впервые вводит в научный оборот значительный объем источников на турецкоми английском языках, наглядно подтверждающий факт постепенного перехода локального,внутрирегионального Кипрскогоконфликтана глобальный уровень. Диссертация такжеобогащает российский научный дискурс новыми идеями и концепциями, разработаннымитурецкими и другими зарубежными историками применительно к изучаемой проблеме.Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что материалы и выводы,полученные в результате исследования, могут быть использованы для дальнейшего развитиятеорийевропейскойурегулирования.интеграции,конфликтногоменеджментаипостконфликтногоРезультаты исследования дают возможность прогнозировать дальнейшееурегулирование кипрского вопроса в рамках общеевропейского интеграционного процесса.Практическая значимость диссертации состоит в том, материалы работы могутиспользоваться для разработки спецкурсов или учебных пособий по истории международныхотношений, европейской интеграции, а также для дальнейших исследований, посвященныхпроблеме расширения ЕС, внешней политике Турецкой республики, отношений междуТурцией и ЕС.
Выводы, сделанные автором, могут представлять практический интерес дляорганов государственной власти, кто осуществляет непосредственную внешнеполитическуюдеятельность. Результаты исследования могут представлять интерес не только для историков,но и для юристов, международников, политологов, востоковедов и конфликтологов.12Апробациярезультатовнаучногоисследования.Основныеположениядиссертационного исследования отражены в трех научных статьях (объемом в 1,8 п.л.),изданных в рецензируемых журналах, вошедших в Перечень рекомендованных ВАКМинобразования РФ.
Ряд положений и результаты диссертации прошли апробацию намеждународной конференции «Российско-турецкие отношения в XXI в.: от холодной войныдо стратегического сотрудничества» (Санкт-Петербург, 2012 г.), международном научномсеминаре «Россия и Турция: параллели культурного и исторического развития» (СанктПетербург, 2014 г.), обсуждались на российско-турецких научных семинарах, проходивших вСанкт-Петербургском государственном университете в 2012-2014 гг.Структура диссертации.Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованнойлитературы и источников.
В первой главе рассматриваются причины и генезис конфликта наКипре, а также отношения между Турцией и ЕС с момента подачи Республикой Кипр заявкина полноправное членство в ЕС до Хельсинкского саммита ЕС 1999 г., который признал заТурцией статус ассоциированного члена. Вторая глава охватывает период с 1999 по 2004 г., входе которого Республика Кипр стала полноправным членом ЕС, но раскол острова врезультате этого решения только усугубился. В третьей главе рассматривается влияниекипрской проблемы на взаимоотношения между Турцией и ЕС после начала в 2005 г.официальных переговоров Анкары и Брюсселя о полноправном членстве Турции в ЕС.II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования,показывается степень ее научной разработанности, формулируются объект и предметдиссертационного исследования, его цель и задачи,теоретико-методологическая основа.Обосновывается научная новизна, а также представлены положения, выносимые на защиту,указывается теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.Первая глава «Переговоры о вступлении Кипра в ЕС и позиция Турции (19901999)» состоит из трех параграфов.В параграфе 1.1.
«Кипрский конфликт на фоне переговоров Турции и ЕЭС» автордаёт историческую справку, касающуюся процесса развития кипрской проблемы, её генезис ипричины. В подпараграфе 1.1.1. «Причины и генезис конфликта на Кипре» кипрскийконфликт изучается в исторической ретроспективе. В подпараграфе 1.1.2. «Первые шагиТурции на пути к европейской интеграции» рассмотрено начало процесса вступленияТурции в ЕЭС. 12 сентября 1963 года было подписано Анкарское соглашение, ратификациякоторогостранами-членамиЕЭСознаменовала13дляТурцииначалопроцессапоприсоединению к сообществу.
14 апреля 1987 года Турция, не дожидаясь завершенияпредусмотренных Анкарским соглашением и дополнительным протоколом периодов, подалазаявки на полноправное членство в Европейское объединение угля и стали, в ЕЭС и вЕвропейское сообщество по атомной энергии. Тем не менее, ЕЭС порекомендовало Турцииотложить свою заявку на членство до 1992 года. Подпараграф 1.1.3.
«Попытки Турцииприсоединиться к ЕЭС после саммита в Дублине» посвящён анализу процесса переговоровмежду Турцией и ЕЭС в рамках вопроса об адаптации. Так, урегулирование кипрскойпроблемы стало выдвигаться в качестве одного из условий для вступления Турции, и ЕЭСреализовал эти идеи в коммюнике, обнародованном после прошедшего 25-26 июня 1990 годасаммита в Дублине, а также заявил о начале решения кипрского вопроса в рамках отношенийТурции и Сообщества.Параграф 1.2.
«Введение Копенгагенских критериев и реакция Турции и Кипра»посвящён рассмотрению специальных требований со стороны ЕС, выполнение которых давалогарантию странам-кандидатам на полноправное вступление в Евросоюз. После трансформацииЕЭС в Евросоюз начались дискуссии о соответствии Турции европейским стандартам иналичие у нее европейской идентичности, а также о том, охватывают ли границы ЕвропыТурцию.В параграфе 1.3. «Заявка Кипра в ЕС и реакция Турции» автор приходит к выводу отом, что греческая сторона Кипра оказалась более мобильной в вопросе выполненияКопенгагенских критериев, что позволило ей при лоббировании со стороны уже вошедшей вЕС Греции подать заявку на членство в ЕС, с чем Турция была категорически не согласна.Параграф 1.4. «Кипрский вопрос в переговорах Турции и ЕС» сосредоточен наотношениях между Турцией и Евросоюзом.