Автореферат (1145125), страница 10
Текст из файла (страница 10)
п. без предлога.Развитие у этого глагола абстрактного значения предшествовало егопревращению в полноценную связку. Уже в текстах XVII в. отмечаетсяупотребление глагола служить–послужить в значении ‘быть пригодным’.Происходило это в предложениях с неличным подлежащим, где глагол не могреализовывать исходные значения ‘находиться на службе, в услужении (у коголибо); выполнять работу; прислуживать’ и ‘действовать для чей-либо пользы,во благо кому-либо’. Развитие абстрактного значения, как можнопредположить, происходило на основе второго значения.В первой половине XVIII в. глагол служить–послужить встречаетсяпочти исключительно в сочетании с предложно-падежной формойсуществительного – абстрактной или конкретной семантики.
Наиболеераспространенной формой существительного абстрактной семантики былаформа «к + Д. п.», например: Напоследок те, которые к сохранению добрагодружества служат, имянуются правила любви, учтивости и пристойности(В.Н. Татищев). Реже абстрактное существительное использовалось в другойпредложно-падежной форме, например «в + В. п.»: Сия правда не требуетникаких доказательств так, как первые принципии, которые служат вдоказательство прочим правдам, не так ясным (А.Д. Кантемир).
Вместоабстрактного существительного позицию при глаголе служить–послужитьмог занимать инфинитив или предикативная конструкция. Например: Ноздрислужат дышать и нюхать (А.Д. Кантемир).Существительные конкретной семантики выступали при глаголеслужить–послужить в форме «вместо + Р. п.» или «за + В. п.».
В обоихслучаях конструкция выражала значение замещения («в качестве»). Например:При сем посылаю письмо на имя господина профессора Гмелина, котороеслужить вместо предисловия может... (В.Н. Татищев); …ибо некогдаобнадеживание или порадование болящему за лекарство послужит(В.Н. Татищев).В первой половине XVIII в. в качестве присвязочной части практическине встречается имя существительное в Тв.
п. без предлога, но ближе к серединеXVIII в. отмечаются первые случаи такого употребления; например: …[я]изъяснил ему атенцию в.и.в. к шведскому вопросу и ваши древние и новые правана области, которые, кажется, служат причиною склонности к войне…(А.Д. Кантемир).32Во второй половине XVIII в. именные конструкции с глаголом служить–послужить получают широкое распространение. В приглагольной позициипродолжают широко употребляться предложно-падежные формы «к + Д. п.» и«вместо + Р. п.» (форма «за + В. п.» уходит из активного употребления), нарядус ними начинают распространяться и другие предложно-падежные формысуществительного («в + В. п.», «на + В. п.», «для + Р.
п.»), например: …недумай, что я бессилен и не в состоянии отмщевать тому, кто весьма нагло сомною поступает, чему в доказательство служит держимая мною голова…(М.Д. Чулков); …и злато, в войсках рассыпаемое, служило на изваяние оков,налагаемых на вселенную неограниченным самовластием (Д.И. Фонвизин).Кроме того, начинается широкое распространение существительных в формеТв. беспредложного.Распространение Тв. п.
без предлога происходило на месте двухосновных предложно-падежных форм: «вместо + Р. п.» и «к + Д. п.». Особеннолегко заменялась форма «вместо + Р. п.», так как ее заместительное значениеблизко к Тв. беспредложному в инструментальном значении или значенииспособа действия. Например: Ветреность и непостоянство женщин служатим вместо забавы, и они в собраниях только для увеселения о том друг другурассказывают (И.А. Крылов) – …где разность материй не требуетнепрерывного внимания, а паче может служить мне забавою(Д.И.
Фонвизин).Тв. беспредложный начинает распространяться и на месте предложнопадежной формы «к + Д. п.». Замена формы «к + Д.п.» формой Тв. п. безпредлога происходила несколькими способами. В некоторых случаяхпроисходила прямая замена тем же существительным в Тв. п, например:Господин Волф рассуждает, что к доказательству равновесия весьмаслужит юнгникелев опыт, предложенный от него в его книге, называемойКлюч махин (М.В.
Ломоносов) – «Недоросль» мой, между прочим, служиттому доказательством… (Д.И. Фонвизин). Однако такая замена возможнатолько в случае метонимического сдвига, который происходит при переходеабстрактного существительного в разряд конкретных.В других случаях прямая замена формы «к + Д. п.» творительнымбеспредложным была невозможна либо потому, что абстрактноесуществительное было не способно к развитию конкретного значения, либопотому, что конкретное существительное имело значение, которое не могловыступать в позиции Тв.
беспредложного. Язык искал другие способы заменыпредложно-падежных сочетаний. Одним из таких способов была заменаабстрактного существительного конкретным существительным с тем жекорнем, например: «к защищению» → «защитой». Однако и этот способ былвозможен далеко не всегда, поэтому язык вырабатывает набор словклассификаторов функциональной семантики типа способ, средство, пример,орудие, руководство и т. д., которые вводятся в сочетания глагола служить–послужить с существительным в форме «к + Д. п.», например: …но нерождают они [деньги] еще никаких новых потребностей, а служат только33способом к у д о в л е т в о р е н и ю уже обретающихся (Н.И.
Новиков). Набортаких функциональных классификаторов во второй половине XVIII в. былочень невелик и активно пополнялся в XIX в.В первой половине XIX в. тенденция к замене сочетания «к + Д. п.»творительным беспредложным усиливается. Частотность предложно-падежнойформы «к + Д. п.» резко снижается, хотя употребление ее в первой половиневека не прекращается полностью; например: Итак, помни, что ты обязанжертвовать собою на пользу своего отечества и тех начал, которые могутслужить к упрочению его благосостояния (В.А. Соллогуб). Не полностьюуходит из употребления и форма «вместо + Р.
п.»: …вместо простынислужила большая выделанная кожа, а вместо одеяла лоскут парусины(В.Т. Нарежный).В первой половине XIX в. происходит увеличение числа словклассификаторов функциональной семантики и расширение их употребления всочетании с глаголом служить–послужить. Некоторые из этих слов, известныееще в языке второй половины XVIII в., широко распространяются в языке этогопериода. Кроме того, встречается более 100 новых слов: артерия, введение,воспоминание, вход, выражение, выход, граница, довод, документ, дополнениеи мн. др.Дальнейшее развитие именных конструкций с глаголом служить–послужить шло по пути дальнейшего сокращения употребления формы «к +Д.
п.», которая к концу XIX в. практически выходит из употребления.Постепенно уходит из употребления и форма «вместо + Р. п.». В текстах концаXIX в. случаи ее употребления становятся единичными. В противоположностьэтому во второй половине XIX в. регулярно встречается форма «для + Р. п.»; ееупотребление по сравнению с первой половиной века не претерпело заметныхизменений: В них была вся сила, а горные инженеры и разное начальствослужили только для декорации (Д.Н.
Мамин-Сибиряк). Формы «в + В. п.» и«на + В. п.» встречаются очень ограниченно и склонны к фразеологизации,употребляясь с одним и тем же ограниченным кругом слов: «в помощь», «вовред», «в пользу», «на пользу». Ведущей формой выражения приглагольногокомпонента в конструкции с глаголом служить–послужить к концу XIX в.становится Тв. беспредложный. Число слов функциональной семантики всочетании с этой связкой увеличивается еще больше, пополняясь напротяжении второй половины века такими словами, как: аргумент,возражение, воплощение, вступление, гарантия, двигатель и др. Например:Впрочем, дети еще туда-сюда: для них устные рассказы старожиловподспорьем послужат; но внуки – те положительно ничему в этой историине поверят (М.Е.
Салтыков-Щедрин).Формирование связки являться происходит не ранее XIX в. Всовременном русском языке связка являться считается одной из наиболееупотребительных среди глагольных связок. Традиционно связку относят кразряду полузнаменательных, хотя некоторые исследователи (Н. Ю. Шведова,Г. Н. Груднева) предлагают относить ее к разряду идеальных связок (наряду со34связкой быть). Отвлеченный характер связочного значения глагола являтьсяотражается в ее лексикографическом описании; значение связки являтьсяопределяется как быть, служить чем-нибудь’ (Д. Н. Ушаков), ‘быть, служить,становиться чем-либо’ (БАС.
Т. 17), ‘быть кем-, чем-л., представлять собойкого-, что-л.’ (МАС. Т. 4). А. М. Пешковский определял значение связкиявляться как ‘обнаруживать свое бытие’; Л. В. Попова отмечает у этогосвязочного глагола оттенок «показа, предъявления, презентации».От связки быть связку являться отличает ограниченность конструкций, вкоторых она способна выступать. В современном русском языке именнойкомпонент в конструкциях с глагольной связкой являться представленсуществительными двух семантических типов: 1) именами абстрактногозначения, метафорически характеризующими личный / неличный субъектвысказывания и 2) именами классификационной семантики в предложениях сличным субъектом (М.
В. Коротаева). Отмечается преимущественноеиспользование связки являться «в информативном регистре с целью первогознакомства с каким-либо лицом (предметом)» (Л. В. Попова): связка сочетаетсяпреимущественно с именами существительными квалификационного илипонятийного значения и не обнаруживает тенденции к сочетанию ссуществительными оценочной семантики.Развитие абстрактного значения связки являться происходило врезультате сочетания глагола с отвлеченной лексикой.