Эволюция энергетической политики ФРГ в условиях европейской интеграции (1142801), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Для реализации поставленныхпланов в сжатые сроки потребуются многомиллиардные инвестиции на развитиесетевой инфраструктуры и строительство новых электростанций, работающих наугле и газе. Стоимость электроэнергии в стране неизбежно возрастет.ТретьягруппапроблемориентировананаанализвлиянияЕСнаэнергетическую политику ФРГ.Несмотря на наличие объективных предпосылок для формирования общейэнергетической политики ЕС, обилие вербальных и письменных деклараций онеобходимости такой политики, реальное продвижение по этому пути наталкиваетсяна ряд трудностей.
Структура энергобаланса, уровень внешней зависимости отимпортаэнергоносителей,составучастниковинациональныесистемырегулирования энергетических рынков сильно отличается друг от друга в разныхстранах ЕС. Множество открытых вопросов в разграничении компетенции междуорганами ЕС и национальными регуляторами порождает постоянные споры обобъеме полномочий. Все более значимым препятствием на пути к декларируемойцелисозданияединогоевропейскогоэнергетическогорынкастановитсянеразвитость трансграничной инфраструктуры, которая ведет к сегментациинациональных энергетических комплексов.Тем не менее, тенденция к выработке общей внутренней и внешней политикиЕС пробивает себе дорогу, хотя процесс этот развивается «зигзагообразно», сомножеством «приливов» и «отливов». Крупные государства ЕС относятся кинициативам Еврокомиссии селективно, упорно пытаются сохранить за собой правона принятие ключевых решений, затрагивающих их национальные интересы.Наибольшее влияние на функционирование энергетического рынка Германииоказали директивы ЕС о либерализации энергетического сектора (включая газовый),5Deutscher Bundestag: Die Beschlüsse des Bundestages am 30.
Juni 2011/ Электронный ресурс. URL:http://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2011/34915890 (дата обращения 01.07.2011)17две из которых имплементированы во внутреннее законодательство. Запрещены такназываемые концессионные и демаркационные договоры, служившие основныминструментом дележа рынка; объявлены ничтожными оговорки, выводившиеэнергоконцерны из-под действия антимонопольного контроля; провозглашенсвободный доступ к сетям всех производителей энергии и право потребителейвыбирать поставщиков; начался процесс отделения сетевых активов вертикальноинтегрированных концернов; в мае 2010 г.
были введены ограничения длявладельцевмагистральныхгазопроводовнарезервированиетранспортныхмощностей и т.д.Все эти и другие меры внесли свою лепту в процесс либерализацииэнергетического рынка ФРГ, но намного отстают от амбициозных установок трех«энергетических пакетов» Еврокомиссии. Четыре крупнейших энергоконцерна(E.on,RWE,EnBWиVattenfall) по-прежнему контролируют более 80%производимой в стране электроэнергии. Антикартельное ведомство ФРГ в январе2011 г. констатировало, что в электроэнергетике сохраняются олигополистическаяструктура рынка и возможности манипулирования ценами.6 Немецкий газовыйрынок, несмотря на наличие нескольких сотен местных газовых предприятий,фактически поделен по региональному принципу между тремя крупнейшимиигроками – E.on Ruhrgas, Verbundnetz Gas и Wintershall.
При этом, несмотря напровозглашенное право потребителей выбирать и менять поставщиков газа, реальнотаким правом пока воспользовались только 11% покупателей.В области внешней энергетической политики ФРГ поддерживает установкуруководства Еврокомиссии на диверсификацию снабжения энергоносителями ипутей их транспортировки, имея в виду, прежде всего, снизить чрезмерную, каксчитают многие сегодня в Германии, зависимость от России. В качестве одного изпутей решения этой задачи рассматривается создание Южного коридора, частьюкоторого является проект «Набукко» (в консорциуме по строительству «Набукко»принимает участие немецкий энергоконцерн RWE).В рамках энергодиалога Россия-ЕС Германия занимает взвешенную позицию,которая в значительной мере определяется заинтересованностью немецкого бизнесав развитии широкоформатного сотрудничества с Россией в энергетической сфере.6Kartellamt traut den Stromkonzernen nicht // Handelsblatt.
– 2011. – 14./15. Januar.18Так, германская сторона активно лоббировала придание проекту «Северный поток»общеевропейского статуса TEN, более мягкую трактовку т.н. «газпромовскойоговорки» в рамках «третьего энергетического пакета». Вместе с тем, Германиязаинтересована в формировании таких правил торговли, которые характеризуютсявысоким уровнем конкуренции между поставщиками и обеспечивают низкие ценына энергоресурсы. Иными словами, ФРГ, как и ЕС в целом, хотела бы выстроитьрынок потребителя и распространить правила этого рынка на взаимоотношения сРоссией.Россиямеждународнойжезаинтересованаторговли,которыеввсохраненииусловияхсуществующихпревышенияправилспросанадпредложением ведут к конкуренции потребителей и поддержанию высоких цен наэнергоносители.
На техническом уровне это противоречие интересов выражается,прежде всего, в жестком споре о правилах торговли газом. Россия хотела бысохранитьсистемудолгосрочныхконтрактовигарантийнапользованиетранспортными мощностями. ЕС стремится ограничить объем газа, поставляемогоподолгосрочнымконтрактам,засчетувеличенияспотовойторговлиираспределения транспортных мощностей на основе аукционов.По ряду конкретных вопросов позиции ФРГ и Еврокомиссии могут несовпадать и действительно не совпадают. Но чрезмерных иллюзий на этот счетпитать не следует. В каждом конкретном случае позиция ФРГ будет определятьсясобственными интересами и достаточно жесткими рамками, которые задаетЕврокомиссия в процессе формирования общей энергетической стратегии ЕС.Четвертая группа проблем посвящена рассмотрению основных направлениймеждународной активности германских энергетических концернов.ОграниченностьсырьевыхресурсовнатерриториисамойГерманиитрадиционно предопределяла выдвижение на первый план задачи обеспечениядоступа к разработке месторождений и добыче стратегически важных дляжизнедеятельности немецкой экономики энергоносителей за рубежом.
В конце1960-х гг. германское правительство приняло несколько государственных программпо оказанию финансовой поддержки поисков и освоения месторождений нефти зарубежом силами немецких фирм. Классическим примером частно-государственногопартнерства в этой сфере стало создание в 1969 г. консорциума DEMINEX, вкоторый вошли семь немецких компаний, а стартовый капитал предоставило19федеральноеправительство.Раздираемыйвнутреннимипротиворечиямиконсорциум просуществовал до 1998 г., но серьезных успехов не добился.СегодняпотребляемойФРГнефти.обеспечиваетГерманскийиззарубежныхсектористочниковнефтедобычитолькопредставлен3%двумяотносительно небольшими по международным меркам компаниям (RWE Dea иWintershall), которым трудно конкурировать с известными нефтяными ТНК.
Восвоении нефтяных месторождений за рубежом они принимают участие, какправило, в качестве младших партнеров более крупных игроков. Главные регионыих активности – Северная Африка (в основном Египет и до недавнего времениЛивия), Северное море и Россия.7Физический объем добытого немецкими компаниями за рубежом природногогаза увеличился за последние 20 лет примерно в три раза. Однако, доля обеспеченияФРГ газом за счет собственной добычи имеет устойчивую тенденцию к снижению.В 2009 г.
она составила 15,6%. При этом из 29 млрд. куб.м., добытых немецкимикомпаниями, на зарубежные источники пришлось 13,5 млрд. куб.м.8Наиболее значимыми «актерами» в сфере добычи природного газа за рубежомявляются компании E.on Ruhrgas, RWE Dea, Wintershall и VerbundnetzGas (VNG).Они работают на газовых месторождениях в Северном море в экономической зонеВеликобритании, Норвегии и Дании, ведут добычу в Алжире, расширяютприсутствие в газодобывающем секторе Катара и ОАЭ. Возрастающее значениеприобретает российское направление.
В 2009 г. был урегулирован вопрос обусловиях участия E.on и Wintershall в разработке Южнорусского газоконденсатногоместорождения. Wintershall участвует в совместном предприятии с «Газпромом» поразработке Ачимовских отложений Уренгойского месторождения в ЗападнойСибири.Важным направлением деятельности немецких энергетических компанийявляется продажа природного газа конечным потребителям в европейских странах.Делается это либо через создание своих «дочек» (Италия, Испания), либо черезвладение блокирующими пакетами акций7вместных газотранспортных иDie deutsche E&P-Industrie weltweit aktiv.
Wirtschaftsverband Erdöl- und Erdgasgewinnung e.V. – Hannover,2010. – S. 4.8Deutsche Erdöl- und Erdgasförderung rückläufig, 18. Februar 2010. // Электронный ресурс. URL:http://www.nealine.de/news/wirtschaft/energie/deutsche-erdoel. (дата обращения 16.05.2011)20газораспределительных компаниях. Особенно сильны немецкие позиции в этомбизнесе в государствах ЦВЕ и Балтии.Наиболее значимым по масштабам направлением бизнеса стали поставкиэлектроэнергии зарубежным потребителям. ФРГ вплоть до последнего временибыла вторым после Франции экспортером электроэнергии в ЕС. Главными рынкамисбыта являются Швейцария, Австрия, Нидерланды, Польша и Люксембург.Основная часть поставок осуществляется по двусторонним контрактам, околочетверти реализуется через Лейпцигскую энергетическую биржу EEX.Четыре основные немецкие компании (E.on, RWE, Vattenfall и EnBW) имеютсильные позиции в электрогенерации ряда стран ЦВЕ, где они приняли активноеучастие в приватизации энергетического сектора и стали совладельцами многихключевых предприятий, занимающихся производством и сбытом электроэнергии.9 ВРоссии E.on владеет контрольным пакетом акций электрогенерирующей компании«ОГК-4» и планирует строительство четырех новых энергоблоков на базевысокоэффективных парогазотурбинных установок.Пытаясь компенсировать потери на внутреннем рынке в сфере традиционнойэлектрогенерации, немецкие концерны осваивают и перспективные новые ниши,связанные с развитием ВИЭ.
В активах E.on 7 ГВт электрогенерирующихмощностей на базе ВИЭ в Европе и Северной Америке. RWE имеет в своемраспоряжении примерно 1,2 ГВт генерирующих мощностей на базе ВИЭ в Испании,Италии, Франции, Португалии и Великобритании. Объявлено об участии RWE всовместныхгермано-бельгийском,германо-голландскомигермано-польскомпроектах строительства ветроэлектростанций в прибрежных водах Северного иБалтийского морей. Самым амбициозным мегапроектом стоимостью около 400млрд. евро может стать т.н. «инициатива Десертек», в которой собираются принятьучастие 19 европейских энергетических и финансовых компаний (с немецкойстороны – E.on, RWE, Siemens и Deutsche Bank).10Резюмируя сказанное выше, следует отметить следующее:- резкий всплеск зарубежной активности немецких энергетических компанийпришелся на начало 2000-х гг., когда после серии слияний и поглощений9Kooperation und Fusionen verändern die Stromlandschaft // Электронный ресурс.