matveeva_m_v_avtoreferat (1139128), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Болееправильным представляется введение запрета на присвоение ребенку имени, неявляющемуся таковым в традиционном понимании.В параграфе исследуются также вопросы, связанные с присвоением ребенкуотчества и с изменением его имени и фамилии. Обосновывается необходимостьновой редакции ст. 59 СК РФ, касающейся изменения имени и фамилии ребенка,в части возможности изменения ребенку не только имени и фамилии, но иСм., например: Постановление Европейского суда по делу «Бургхартц против Швейцарии» от22 февраля 1994 г.; Постановление Европейского суда по делу «Стьерна против Финляндии» от25 ноября 1994 г.; Постановление Европейского суда по делу «Знаменская против РоссийскойФедерации» от 2 июня 2005 г. // СПС «КонсультантПлюс»824отчества, а так же необходимости согласия ребенка, достигшего возраста десятилет, при изменении ему отчества в связи с переменой имени его отцом.В §2.4.
«Право на выражение мнения и его учет» автор проводитсопоставление смежных понятий «мнение» и «согласие», а также определяетправовую природу согласия или несогласия ребенка по различным вопросам.Доказано, что согласие ребенка, влекущее правовые последствия в видевозникновения,измененияилипрекращенияегогражданскихправиобязанностей, по своей правовой природе является односторонней сделкой.В параграфе проанализирован ряд Федеральных законов, устанавливающихнеобходимостьполучениясогласияребенкаприрешениивопросов,затрагивающих его права и интересы, на основе чего сформулирован вывод о том,чтов соответствии с действующим законодательством согласие ребенкатребуется не только при разрешении семейных ситуаций, но и в достаточнообширном спектре правоотношений, выходящих за рамки семьи, в которыхребенок участвует как полноправный субъект права.Проведенный в параграфе анализ отечественной судебной практикипоказал, что в ряде случаев суды ограничительно толкуют норму, закрепленнуюв ст.
57 СК РФ, в соответствии с которой учет мнения ребенка, достигшеговозраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречитего интересам, и проводят опрос ребенка только если он достиг возраста десятилет, что противоречит не только Конвенции о правах ребенка, но и смыслуприведенного положения. По мнению диссертанта, для устранения отмеченныхпротиворечий и для обеспечения единообразия судебной практики необходимоучитывать мнение ребенка, способного сформулировать свои взгляды, безпривязкикдесятилетнемувозрасту,прирешениилюбоговопроса,затрагивающего его интересы.В третьей главе «Имущественные права ребенка» исследуется праворебенка на содержание, основания возникновения у ребенка права собственностии проблемы реализации права ребенка на жилое помещение.25В §3.1.
«Право ребенка на получение содержания» обосновываетсяположение о том, что под содержанием следует понимать добровольноерасходование родителями (или иными лицами) денежных средств в интересахребенкаипредставлениеребенкуматериальныхблаг,необходимыхидостаточных для его нормального физического, психического, духовного инравственного развития, поддержания здоровья, обеспечения ребенка продуктамипитания, обувью, одеждой, школьными и спортивными принадлежностями. Всвою очередь, под алиментами, по мнению автора, следует понимать денежныесредства, которые взыскиваются с родителей ( или других лиц) в денежной формепо судебному постановлению или в соответствии с соглашением об уплатеалиментоввпорядкеисполнительногопроизводства,поэтомупонятие«содержание ребенка» шире, чем понятие «алименты».В параграфе рассматривается также реализация принципа равенства правдетей при взыскании алиментов в долях к заработку и (или) иному доходуродителя при взыскании алиментов на нескольких детей.
Установлено, чтоминимальный размер алиментов при взыскании алиментов в долях к заработку и(или) иному доходу, ниже которого суд не может установить взыскание,законодательнонеопределен.Законодательствозащищаетправалишьплательщика алиментов, устанавливая предел возможного взыскания иззаработной платы и (или) иного дохода, а индексация размераалиментов,взыскиваемых в долях к заработку и (или) иному доходу плательщика алиментов,в настоящее время не предусмотрена.В разделе указано также, что в действующем законодательстве отсутствуютмеры, направленные на осуществление контроля за порядком расходования суммалиментов родителем, с которым проживает ребенок, в связи с чем достаточносложно доказать, что суммы алиментов тратятся не по назначению, еслиосновные потребности ребенка удовлетворены на должном уровне – ребенокхорошо одет, здоров, посещает школу и различные секции и кружки.
Если же призначительномразмереалиментовребенокнуждаетсявдополнительном26содержании, то это может свидетельствовать о нецелевом использовании суммалиментов родителем, на попечении которого проживает ребенок.В §3.2. «Право собственности ребенка и основания его приобретения»проводится анализ особенностей осуществления ребенком права собственностина обширный вид объектов, в том числе: доходы в виде стипендии, заработнойплаты; доходы от предпринимательской и творческой деятельности; алименты;пенсии; пособия; доходы от вложений средств ребенка в уставные капиталыобществ и товариществ.
Определены основания поступления отдельных видовимущества в собственность ребенка и исследовано содержание его правасобственности, на основании чего обоснован вывод о том, что имущественныеправа ребенка, не связанные с получением денежных средств на его содержание,являются предметом регулирования гражданского права.Автор аргументирует вывод о том, что при определении имущества,находящегося в собственности ребенка, следует руководствоваться положениямист. 36 СК РФ, определяющей видыимущества, находящегося в личнойсобственности каждого из супругов, поэтому к личной собственности ребенкатакже следует относить вещи индивидуального пользования, то есть такие вещи,которыми в сложившейся бытовой практике может пользоваться только одинсубъект потребления, а также имущество, полученное по безвозмездным сделкам.С целью повышения эффективности защиты имущественных прав иинтересов ребенка предлагается относить к собственности ребенка любоеимущество, приобретенное исключительно для удовлетворения его потребностей.Установлено, что бесспорным основанием поступления имущества всобственность ребенка является наследование имущества.
Глава 64 ГК РФпредусматривает процедуру принятия наследства, выдачи свидетельства о правена наследство, за исключением фактического принятия наследства. Диссертантделает вывод об исключении возможности фактического принятия наследства,когда речь идет о несовершеннолетних наследниках, законные представителикоторых обязаны совершить все необходимые действия по принятию детьми27наследства и оформлению наследственных прав детей в установленном закономпорядке.В §3.3. «Право ребенка на жилое помещение и проблемы егореализации» проанализировано улучшение жилищных условийкак одно извозможных направлений использования средств материнского (семейного)капитала. Показано, что жилое помещение, приобретенное (построенное,реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского(семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (втом числе первого, второго, третьего и последующих детей) с определениемразмера долей по соглашению.
Учитывая, что никакой другой вид имущества неимеет настолько важного значения, как жилое помещение, необходимое длявоспитания детей, их развития, обучения, делается вывод о целесообразностипредусмотреть законодательный запрет на раздел и отчуждение одним изсособственников принадлежащей ему доли в праве собственности на жилоепомещение до приобретения полной дееспособности всеми сособственниками,что существенно повысило бы гарантии охраны прав несовершеннолетних детейна занимаемые ими жилые помещения.Проведенный анализ судебной практики позволил сделать вывод о том, чтоправа ребенка на занимаемое жилищное помещение носят весьма уязвимыйхарактер и зависят от многих факторов, в первую очередь – от семейногоположения его родителей, от того, является ли жилое помещение, в котором онипроживают, собственностью обоих родителей или одного из них, и являются лидети собственниками доли в праве собственности на данное жилое помещение.Установлено, что особенности реализации прав несовершеннолетних детейзакрепленыв семейном, жилищном, гражданском ив процессуальномзаконодательстве.
Недостаточность теоретической разработки механизма защитыправ несовершеннолетних в жилищной сфере, разрозненность нормативныхактов, отсутствие устоявшихся подходовк вопросу защиты жилищных правнесовершеннолетних порождают отсутствие единообразия судебной практикипри рассмотрении дел данной категории.28В заключении представлены выводы по всем проблемам, рассмотренным вработе,исформулированыпредложенияправоприменительногоизаконодательного характера.По теме диссертации опубликованы следующие работы:Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах иизданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:1. Матвеева М. В.
Участие ребенка в договоре дарения // Хозяйство и право.2016. №5. С. 120-126. (0,4 п.л.);2. Матвеева М. В. Право на имя с позиций и практики Европейского суда поправам человека // Семейное и жилищное право. 2015. № 5. С. 10-12. (0,4п.л.);3. Матвеева М. В.
Проблемы, возникающие при использовании материнского(семейного) капитала // Семейное и жилищное право. 2012. № 6. С. 18-20.(0,4 п.л.).В других изданиях:1. Матвеева М. В., Пешина И. Ю. Правовые проблемы участия родителей впрофессиональной спортивной деятельности их несовершеннолетних детей// Вестник РМОУ. 2015. №4. С. 64-70. (0,6 п.л.);2.