Диссертация (1137729), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Другим не менее широкораспространеннымслучаемявляетсявзаимодействиепредприятий,связанных одной производственной цепочкой, и, как следствие, равнозаинтересованных в успехе конечного продукта.Структурасредств,инвестируемыхвНорвегиивинновации,распределяется следующим образом: 61,1% - на проведение научныхисследований и прикладных разработок внутри страны, 17,6% - на заказисследований и разработок за рубежом, 10,8% - на закупку технологическисложногооборудованияипрограммногообеспечения,2,5%-наприобретение иностранных патентов и лицензий, 8,0% - прочие расходы винновационной сфере [125] (см.
Приложение 3).Около 75 % [125] крупных и более половины малых и среднихпредприятийНорвегиизанимаютсяинновационнойдеятельностью.Прослеживается прямая зависимость между размерами компаний и долейинновационных среди них (см. Приложение 4). Это вполне естественно,посколькукрупныекомпаниирасполагаютзначительнобольшимисвободными финансовыми и человеческими ресурсами и менее подверженыразличным видам рисков, а, следовательно, имеют больше потенциальныхвозможностей для внедрения инноваций.Крупныеполностьюпредприятияинновациипромышленности ивсохранилинефтяной,всвоихгазовой,рукахпрактическилеснойкораблестроение, а за счёт малых иотрасляхсреднихосуществляется развитие отраслей новой специализации Норвегии –электроника, экология, альтернативная энергетика и биотехнологии.
Приэтом страна обладает примерно равным количеством действующих патентовв традиционных и в новых для ее экономики отраслях (см. Приложение 5).Сбалансированность наблюдается также в распределении междуразличными видами научной деятельности в инновационной экономикестраны, несмотря на естественные диспропорции с точки зрения отдельныхагентов (см.
Приложение 6). R&D подразделения бизнес сектора уделяют45наибольшее внимание разработке решений конкретных производственныхзадач и созданию новых продуктов для продажи на конкретных рынках,коммерческие и общественные научно-исследовательские организации –достижению научных результатов, которые могут быть внедрены впроизводство в обозримом ближайшем будущем, а фундаментальныеисследования преимущественно ведутся за счёт бюджетного финансированияна базе высшего образования и государственных научно-исследовательскихорганизаций.В значительной степени за счёт равномерного распределения долеймежду данными экономическими агентами в общих расходах Норвегии наинновациисоздаётсяобщееравновесиемежду различнымивидамиинновационной деятельности в инновационной системе страны, что являетсяоднойизосновныхпричингармоничностииэффективностиеёфункционирования[20].Организация национальной инновационной экономической системы вШвецииВ отличие от Норвегии, в Швеции доля расходов в ВВП на инновации(3,40%), несмотря на небольшое снижение в последние 3 года, являетсяодной из самых больших среди развитых стран мира.
Инновационныеразработки и инвестиции в них в Швеции находятся практически полностьюв руках крупных международных корпораций.Сложившаясяполучиланазваниеситуацияв«Шведскийшведскойаналитическойпарадокс»[123]илилитературе«хромающаяинновационная система» (A Limping Innovation System)[111]. Выражается онав том, что даже при схематическом изображении распределения игроков наинновационных рынках Швеции, доли участия крупных международныхкорпораций и университетского сектора оказываются во много раз большедолей участия научно-исследовательских институтов, существующих насредства государственного бюджета, и малых и средних инновационныхпредприятий. Таким образом, шведские исследователи олицетворяют46инновационную систему своей страны с воображаемым четырёхлапымзверем, хромым на две из своих лап (см.
Приложение 7).Около 68% всех инвестиций в инновации страны осуществляется засчёт 20 крупнейших корпораций, базирующихся в Швеции. Например, такиекомпании как Volvo, Ericsson, SCA, ABB, Electrolux, Vattenfall, TeliaSoner,Skanska, Sandvik, Scania, AstraZeneca, Autoliv, Tetrapack - лишь некоторые изтех, чьи расходы на инновации каждой в отдельности превышаютгосударственные[133].руководствуясьВрезультате,собственнымиименнокрупныеэкономическимикорпорации,интересами,анедолгосрочными интересами страны, определяют приоритеты развитияинновационной экономики Швеции.С одной стороны, благодаря крупным корпорациям, сложиласьспециализация страны в перспективных с точки зрения мировой экономики,отраслях - фармацевтике, автомобильной промышленности, электронике ителекоммуникациях,чтоспособствуетподдержаниюнациональнойконкурентоспособности. С другой стороны, сильно ограничены возможностигосударственного регулирования инновационной экономики.Впоследниегоды,Швециятакжестолкнуласьспроблемойдолгосрочного социального характера, когда данные компании началипереносить в страны с более низким уровнем оплаты труда (Китай, Индию истраныЛатинскойАмерикииВосточнойЕвропы)нарядусподразделениями, занимающимися сборкой конечной продукции илипроизводством деталей, часть своих научных исследований.
В результате,сокращается спрос на научные и инженерные кадры внутри страны, чтовлечёт за собой серьезные социальные последствия и снижение общеготехнического и инновационного потенциала[133].Другим фактором риска, что подтвердилось в последние годы, послемирового финансового кризиса 2009 года, на примерах крупнейшихкомпанийавтомобильнойполностьювыкупленныхпромышленностизасчетШвециииностранногоSaabкапитала,иVolvo,оказалась47зависимость национальной инновационной системы, находящей практическиполностью в руках крупных международных корпораций, от их финансовогосостояния и готовности выделять средства на проведение исследований.Практически без участия малых и средних предприятий в инновациях,по мнению Олофа Сандберга, министра образования и науки и многихдругих шведских исследователей, экономическая система страны теряетнеобходимуюдляустойчивогоразвитиягибкостьивозможностьсвоевременно реагировать на запросы узких национальных рыночных ниш.
Скаждым годом сокращается число венчурных предприятий, занимающихсявоплощением радикально инновационных проектов.Одновременнозначительнуюсдолюэтим,посколькунаучныхуниверситетыисследований,осуществляютмногиеперспективныеразработки остаются не востребованными и не находят практическогоприменения внутри страны в связи с отсутствием заинтересованности в нихсо стороны крупного бизнеса.
В частности, это относится к исследованиям потаким направлениям как биотехнологии, нанотехнологии и альтернативнаяэнергетика.Шведскимиииностраннымианалитикамивпоследниегодыразработано несколько проектов восстановления равновесия национальнойинновационной системы Швеции, воплощаются несколько государственныхпрограмм,направленныхинновационногоисследований,бизнеса,нонастимулированиевенчурныхзначительныймалогокомпанийперевесвипользуисреднегоуниверситетскихмеждународныхкорпораций пока сохраняется.Наиболее удачным направлением шведской инновационной политикиявляется развитие программ, направленных на стимулирование партнерствауниверситетов и крупного бизнеса. В их числе, например, создание приподдержкенациональногоагентстваVINNOVAспециализированныхцентров развития передовых технологий (так называемых, Centers ofExcellence) при университетах, ориентированных на развитие долгосрочных48совместныхисследовательскихлабораториямиикрупнымипроектовмеждупромышленнымиуниверситетскимипредприятиями.Взаимодействие данных центров друг с другом и объединение их в сети взависимости от тематики исследований позволяет формировать трансфертехнологий между университетскими лабораториями.
Однако этот процесс взначительной степени сдерживается интересами корпораций, с однойстороны являющихся конечными заказчиками исследований, с другой-активно конкурирующих друг с другом[20].Организация национальной инновационной экономической системы вЯпонииОбщие расходы Японии на инновации, по данным за конец 2010 года,составляют 3,26% ВВП, что выше среднего уровня по странам «большойсемерки», равного 2,21%, и близкого по значению к уровню стран-лидеров –Швеции, Дании и Кореи. Несмотря на то, что инновационные отраслиЯпонии заметно стагнировали в период с 2005 по 2010 гг., на текущиймомент доля расходов на инновации в ВВП вернулась к прежнему уровню.Темпы прироста ВВП на единицу вложенного в инновации капитала дляЯпонии также являются одними из самых высоких в мире.
На 1 млн. японцевприходится 5287 научных работников, тогда как в странах «большойсемерки» в среднем – 3411,71 научных работников на 1 млн. жителей[63].Использование инвестиций в инновационной экономике Японии можнооценить как достаточно эффективное. Например, по числу патентов,зарегистрированных Бюро патентов и торговых марок США, Японияявляется лидером среди стран «большой семёрки», как по общему числузарегистрированных патентов, так и в отношении к численности населения(35 468,80 и 278,03 на 1 млн.
человек и 22 099,69 и 146,45 соответственно).Сдругойстороны,необходимоучитывать,чтобольшинствопринадлежащих Японии патентов являются патентами на незначительныеизобретения, в то время как патентов на фундаментальные открытия илиключевые изобретения практически нет. Причины этого заключаются в том,49что 77% финансирования инновационных исследований и разработок вЯпонии осуществляются за счёт частных, преимущественно крупных,компаний, и, следовательно, ведётся с точки зрения максимальной выгодыдля данных компаний[69] (см.
Приложение 8).Одновременно с этим общие расходы бизнеса Японии на инновациисоставляют 2,49% ВВП страны, благодаря чему Япония обладает самыминновационно-ориентированным бизнесом среди стран OECD.По данным за 2012 год, самыми крупными направлениями развитияинноваций в Японии являются: телевизионное и телекоммуникационноеоборудование (17%), автомобильная промышленность (16%) и фармацевтика(10%).
Самое динамично развивающиеся инновационное направление –технологии, связанные с эффективным использованием природных ресурсов,сохранением и защитой окружающей среды.Инновационная система Японии существует на основе закупкииностранных патентов на научно-технические разработки и адаптации их кскорейшему внедрению в производство благодаря высокому уровнюразвития прикладной инженерии.Количество научных и технических публикаций также не высоко(470,74 на 1 млн. человек по сравнению со средним показателем по странам«большой семёрки» равным 612,98).
Это можно объяснить тем, что в Япониибольшая часть исследователей работают на частных компаниях, и передними ставится задача не написания научных работ, а поиска вариантовкоммерческого применения уже существующих или закупаемых из-за рубежаразработок.Однако хотя Япония является крупнейшим в мире импортеромтехнологий и ежегодно выплачивает значительные суммы в качестве роялтии лицензионных выплат, её доходы от роялти и лицензионных выплатпревышают их. Этот факт говорит о том, что Японии прошла этаписключительногозаимствованиятехнологий,и,одновременносталакрупнейшим экспортером технологий.50Крупные корпорации, размещающие заказы на научно-техническиеразработки и производство опытных образцов в независимых малых исредних инновационных предприятиях, являются характерной чертойинновационной экономики Японии.