Диссертация (1136993), страница 13
Текст из файла (страница 13)
об этом же Шабанова,1991]. Как уже было сказано, для молодых людей отсутствие семьи исвязанных с ней хлопот не является основанием для избегания выбораотходничества. Возможно, поэтому же многие информанты полагают, чтовыбор стратегии отходничества вообще не зависит от семейного положения:Интервьюер: Скорее едут семейные или холостые?Информант: Всякие. Молодёжь почти вся ездит.
Здесь мало кто работает.Такой тоже зависимости нет. На вахту ездят те, кто уже получилобразование, но не может найти работу по специальности45.Можно заметить, что семейными и холостыми отходниками движутразные мотивы. Сравним: «Основная-то масса – она кормит семью. Чтобыпрожить. Машину каждому охота, да? Квартиру каждому охота? Ипокушать охота. Значит, чё делать?»46 и «Вот, например, моя сестра.
Унеё дети выросли, она вдова. Ну чё ей тут сидеть, искать? Она решилакардинально жизнь свою изменить. Но это надо, конечно, иметь смелостьзначительную, потому что она ехала вообще на пустое место. Едут те,кого ничего не держит. Это люди несемейные. И мой брат, и знакомые,которые ездят – несемейные. Семейные стараются худо-бедно тут искать.Семья есть семья, и не потянешь…»47. При этом замужние женщины45Интервью с женой отходника-строителя в Санкт-Петербурге (около 30 лет), Семёновский р-н,Нижегородская обл., октябрь 2012 г.46Интервью с местным жителем (около 70 лет), г. Белозерск, Вологодская обл., январь 2013 г.47Интервью с местной жительницей (около 30 лет), г.
Себеж, Псковская обл., март 2013 г.64достаточно редко работают в отъезде [см. об этом же Флоринская и др., 2015;Мкртчян, Флоринская, 2016]. Несколько раз информанты указывали, чтоработать ездят и муж, и жена, когда их дети уже живут самостоятельно.Например, вместе ездят на «севера»: он – водителем, она – поваром. Одна изшести наших информанток-отходников ездит вахтами попеременно с мужем,так как они держат большое хозяйство, и пока кто-то из них трудится вМоскве, другой работает в огороде.Чаще всего отходники утверждают, что хотели бы прекратитьотходничество и работать по месту жительства [см. об этом же Мкртчян,Флоринская, 2016]. Они связывают это с выматывающим графиком работы,плохими условиями труда и быта в отъезде и постоянными отрывами отсемьи.
«Была бы работа, никто бы не поехал. Семьи надо кормить. Имолодые уезжают. Такой поселок большой, речка, лес, куда? Живи! Нет…» 48.Однако условием прекращения работы на выезде является невозможное наданный момент получение по месту жительства сколь-либо приемлемойзаработной платы. Исходя из полученных данных, можно предположить, чтомногим отходникам на работе «дома» хватило бы заработка примерно в 25тысяч рублей49 и даже менее для того, чтобы содержать семью. «Даже бы 10было, я бы не поехал, сидел бы дома, спокойно блин работал бы! Ну чегочеловеку надо? Если у меня огород блин 20 соток блин, расти, чё хочешь,даже и денег не надо.
Я именно за себя говорю блин. Мне деньги нужны,только вот так одеться блин, на ребёнка, в школу отправить, всё, ну, женеприодеться. Только на такие вот нужды. Всё своё, чё мне надо ещё!»50.Остальным выездная работа нравится по нескольким причинам: из-загарантированных, регулярных и тем самым «дисциплинирующих» денежныхвыплат; из-за наличия полноценного свободного времени, обусловленноговахтовым режимом работы; из-за личной склонности к перемещениям; из-за48Интервью с местным жителем (около 60 лет), Никольский р-н, Вологодская обл., январь 2013 г.По уровню цен на январь 2013 г.50Интервью с отходником-кровельщиком в Ярославле (около 50 лет), г.
Любим, Ярославская обл., июль2013 г.4965низкого статуса работы по месту жительства; из-за достаточности иопределённого удобства отходнической стратегии занятости. В первом случаеотходники отмечают, что работа в отъезде – это залог стабильности,постоянства, тогда как по месту жительства можно найти только временныезаработки, которые тут же спускаются на текущие расходы. «Да мненравилось, а чё. Вот из-за чё хорошо.
Ладно, я могу и послать, и денег,например, за мной и всё. А приедешь – деньги в куче, никуда их не истратил.А здесь? Поработал, пускай у частника, ты можешь в любой раз авансиквзять, куда-то их истратил, опять началось. До получки пока дойдёт,может опять кончишь, опять у него можно взять. А так, если чё-то надообъёмное купить, ничё уже не купить»51. Для иллюстрации второго случаяприведём следующую выдержку из интервью: «Ну, удобно тем, что я щасмогу две недели чё хочешь делать. Удобно. Я две недели отработал – двенедели могу поехать куда-то.
Как отпуск. Всё равно что как в отпуске. Ивот это затянуло»52 [об этом случае см. также Нефёдова, 2013]. В третьемслучае работа «дома» не устраивает отходников вследствие своегооднообразия и стабильности; семья, хозяйственные дела, общественнаяжизнь села или города имеют для них, судя по их словам, подчинённоезначение: «Я говорю, с 87-го года по 2002-й год меня в Любиме вообще небыло. Мне нравилось шататься как медведь-шатун блин.
[…] И жена-то, яговорю блин – ты меня не удержишь своей росписью блин. Я говорю, если мненадо будет, я сорвусь в любой момент»53. Иллюстрацией четвёртого случаяможет быть цитата из интервью с матерью отходника, которая сочла, что еёсын, скорее всего, в любой ситуации продолжил бы работать на выезде, таккак «здесь у нас как бы в Мантурове непрестижно для молодёжи»54;51Интервью с отходником-строителем частных домов в Москве (около 60 лет), г. Никольск, Вологодскаяобл., январь 2013 г.52Интервью с отходником-строителем в Москве (около 35 лет), г. Ветлуга, Нижегородская обл., октябрь2012 г.53Интервью с отходником-кровельщиком в Ярославле (около 50 лет), г.
Любим, Ярославская обл., июль2013 г.54Интервью с матерью отходника-газосварщика на Севере (отходнику 23 года), г. Мантурово, Костромскаяобл., ноябрь 2012 г.66свидетельства того, что часть молодых людей подаются в отходники изсоображений престижности места работы, встречаются и у другихисследователей [см. Капустина, 2010б]. Это объяснимо тем, что всовременной России образ провинции, глубинки ассоциируется с социальнойнеудачей [Ильин, 2014]. Пятый случай – выбор в пользу отходничества приналичии такого трудоёмкого и утомительного, но «домашнего» вариантазанятости, как труд на относительно малооплачиваемых, но сразу несколькихработах по месту жительства: «Кто-то умеет выкручиваться на месте вэтой ситуации, искать все возможные ходы. То есть берёт два-три местаработы, как-то крутится.
А кто-то по складу характера не может такразрываться на несколько частей…»55.Примечательно, что половина отходников из тех, кому задавался вопрособ опыте предпринимательской деятельности или желании заниматься ею,сообщили, что никогда этим не занимались и заниматься не планируют.Многие из тех, кто делал попытку начать своё дело, признавались, что, посравнению с предпринимательством, отходничество оказывалось болеепростой и доступной стратегией занятости: «Задушили налоги большие и тамвсякое такое.
Плюнул. Легче работать. Больше зарабатываешь «надядю»»56. На тот момент это соответствовало общей тенденции пессимизмапотенциальных предпринимателей в отношении собственных деловыхспособностей и условий для организации и ведения своего бизнеса[см. Алимова, Ченина, Чепуренко, 2011].Среди основных причин прекращения выездной работы бывшиеотходники называют устройство на подходящую работу по месту жительства,достижение пожилого возраста, семейные обстоятельства, болезнь. Есть ичастныепричиныпрекращенияотходничества,например,ссорасначальством или неудовлетворённость заработком: «Если раньше платили55Интервью с женой отходника-оператора котельной в Подмосковье (около 45 лет), Калининский р-н,Саратовская обл., апрель 2013 г.56Интервью с отходником-водителем в Санкт-Петербурге (около 50 лет), г.
Гдов, Псковская обл., март2013 г.67«зеленью», потом стали рублями платить. За «зелень»-то было надёжнееработать»57.Отметим, что отходники в принципе являются отходниками, так какмотивированы работать на выезде временно, а не постоянно, для чего нужнобыло бы перебираться к месту работы совсем. Как известно, барьером напути переселения к месту работы является несопоставимо высокая ценапокупки или аренды жилья по сравнению с заработками отходников[Зайончковская, Мкртчян, 2007]. Однако большинство из тех отходников,кому задавался соответствующий вопрос – причём как в возрасте, так имолодых – утверждают, что хотят жить в том месте, где живут сейчас, и нестремятся никуда переезжать, хотя часть из них имеют или во временаотходничества имели возможность переезда в более благополучныйнаселённый пункт.
«…И вообще я как бы в большой город сильно не хочу.Если куда-нибудь в Ленинград, ну это где-нибудь на окраине города,допустим. В какой-нибудь даже деревне. Потому что я как бы привык, хотья даже и в больнице ещё лежу, числюсь, но я не могу много лежать, дома тоесть сидеть, бездельничать, мне надо что-то делать, шевелиться. Вот. Атак… в городе… ну а что в городе? Лежать, телевизор смотреть? То жесамое, три дня выходных: если был бы гараж у меня под окном, я пошёл бычё-то там, с железом ковыряться.
А так неинтересно в городе жить»58.Представляется, что решающее значение имеет привязанность к «роднымместам» [см. Ильин, 2015а]. В этой связи примечателен интересный выводисследователей [Moilanen, 2012] о том, что безработные, проведшие детство вкаком-либо населённом пункте, а не приехавшие туда в подростковомвозрасте, предпочитают временную трудовую миграцию, а не переезд нановое место жительства и работы. В то же время, большинство отходников, укоторых есть дети и кому задавался данный вопрос, хотели бы, чтобы57Интервью с бывшим отходником-плотником в Москве (около 55 лет), г. Белозерск, Вологодская обл.,январь 2013 г.58Интервью с отходником-плотником в Санкт-Петербурге (около 50 лет), г.