Диссертация (1136993), страница 12
Текст из файла (страница 12)
А тамдвадцать тысяч в месяц. Разница была? С четырёх на двадцать. Из-заэтого я поехал туда»33. Нередко отходниками становятся пенсионеры, укоторых есть свободное время и для которых выездная работа становитсядополнительнымисточникомдохода.Другаяситуация–желаниезарабатывать много, чтобы выделяться на фоне прочих местных жителей [см.об этом же Капустина, 2008]. «Когда был один, всё тратил на себя, что-токупить, ту же машину. Мне хочется, чтобы у меня было что-то такое. Укого-то нет, а я хочу себе»34. Итогом таких заработков часто становитсядемонстративное потребление: «Стоят девять домиков, я один тутзамутил»35 (отходник о своём доме, выгодно отличающемся от прочих наулице; его дом местные жители используют в качестве ориентира).
Также приотносительном материальном благополучии могли срочно потребоватьсяденьги на определённые нужды: «А я всё время возил лес в Астрахань.Часто. Расстояние большое, запчасти, то-сё, пятое-десятое, в концеконцов, двигатель сломался. Чтобы его починить, надо денег около сотнитысяч сразу, а денег нет.
И, чтобы его починить, мне пришлось ехать вМоскву работать. Двигатель я починил, а до кузова у меня так руки и недошли, и всё. Пока в Москве работал, щас эта стала машина невостребована. Сейчас «Газели», в основном, такие вот машины. Так он истоит. Заставил меня он, короче, ехать в Москву работать»36.Во втором случае отходниками становятся, чаще всего, молодые люди,не обзаведшиеся семьёй и находящиеся на содержании у родителей. Для них33Интервью с отходником-машинистом спецтранспорта на Севере (около 55 лет), Калининский р-н,Саратовская обл., апрель 2013 г.34Интервью с отходником-строителем в Санкт-Петербурге (31 год), Гдовский р-н, Псковская обл., март2013 г.35Интервью с отходником-водителем самосвала в Санкт-Петербурге (около 40 лет), Любимский р-н,Ярославская обл., июль 2013 г.36Интервью с отходником-охранником в Москве (около 45 лет), п.
Беково, Пензенская обл., июль 2013 г.59отходничество – как бы «игра во взрослую жизнь». К тому же, это позволяетразбавить однообразие провинциальной жизни, повидать новые места,оказаться в непривычной обстановке, среди других людей, «мир посмотретьи себя показать». «А некоторые уезжают просто-напросто: а чё делать вВетлуге? Неженатый, семьи нет, поехал поболтаюсь»37.
Судя по словаммолодых отходников, они едут скорее за новыми впечатлениями, а не зазаработком [см. об этом же Шабанова, 1991]. Поэтому, как поясняют ихстаршие товарищи, им не так страшен потенциальный обман со стороныработодателя: «Молодым это всё не так принципиально. Один, например,зарабатывал 50 000 в месяц, но полностью не выбирал, говорил: пустькопится, и эти деньги лежали у хозяина. В итоге так и остался он безположенных ему 90 000 рублей.
Но ему это не так страшно, так как онмолодой и его не связывают строгие семейные обязательства»38. Доход,полученный ими в отъезде, тратится на развлечения. Как правило, такиеотходники не вкладывают заработок в общий семейный бюджет, но иперестают брать деньги у родителей.Информант (Инф): Пока не ездил, компании были, они, конечно, покафешкам, пиво, водка, всё такое, тоже вот было у него.Интервьюер (Инт): То есть начал ездить и перестал по кафе ходить?Инф: Ну как, он старается лучше денег заработать. Но деньги пока тожеидут не в правильном направлении. Зато сам зарабатывает, из нас невысасывает.Инт: А на что он их тратит?Инф: Больше-то на вещи.
Одевается. Остальное – крыша над головой есть,мама накормит. На девочек. Так… больше пока-то щас сам расслабляетсяна эти деньги. Повзрослеет, может…3937Интервью с местным жителем (около 65 лет), г. Ветлуга, Нижегородская обл., октябрь 2012 г.Интервью с местным жителем (около 55 лет), г. Белозерск, Вологодская обл., январь 2013 г.39Интервью с матерью отходника-газосварщика на Севере (отходнику 23 года), г. Мантурово, Костромскаяобл., ноябрь 2012 г.3860Такой образ жизни готовит их к будущему, в котором многим из нихпридётся использовать ту же стратегию занятости уже для содержания своейсемьи.Факт существования такой категории отходников показывает, чтоотходничество в ряде случаев может становиться «стратегией одиночек», а недомохозяйств в целом [см.
Мкртчян, Флоринская, 2016].В третьем случае отходниками становятся люди, по тем или инымпричинам стремящиеся трудоустроиться вне местного сообщества [см. такжеКапустина, 2008; Лебёдушкина, 2008]. По словам жены одного изотходников, муж её стал ездить, так как для него унизительным былоработать не на себя и не на государство, а на единственного местногопредпринимателя: «Давно он хотел… Раньше был леспромхоз, работали длягосударства. Сейчас все частные предприятия. Его это унижает, что накого-то работать»40.Отметим, что в первых двух приведённых случаях на потенциальныхотходников действует не столько фактор выталкивания, сколько факторпритяжения [см.
Lee, 1966]. Он присутствует так или иначе: отходникиимеют возможность трудоустроиться там, где их доход будет с избыткомперекрывать все понесённые издержки. «Началось это всё в 90-е. Сначаладаженеиз-забезработицы.Перестройка,видать,подтолкнула.Подмосковье начало застраиваться. И люди поехали не из-за безработицы, аиз-за того, что там заработки были выше»41. Исходя из полученныхданных, можно утверждать, что основным центром притяжения отходников вевропейской части России является Москва.40Интервью с женой отходника-машиниста спецтранспорта на Севере (около 50 лет), Никольский р-н,Вологодская обл., январь 2013 г.41Интервью с отходником-плотником (около 60 лет), г.
Чухлома, Костромская обл., июнь 2011 г.61Информант (Инф): Да я тут всё проехал, всю западную Россию. Волгоград,Саратов,Ростов,Тамбов,Рязань…Северо-запад–Мурманск,Петрозаводск, туда…Интервьюер (Инт): И везде пожили?Инф: Ну да, бывал везде.Инт: А где Вам понравилось больше всего?Инф: Больше всего мне понравилось в Москве. Там денег больше платят42.Санкт-Петербург и Ленинградская область становятся местом работыдля многих отходников из северо-западных регионов [см. об этом жеФлоринская и др., 2015] (в нашей выборке из Архангельской, Псковской,Вологодской и собственно Ленинградской областей), однако, тем не менее,северная столица далеко не имеет такой притягательной силы, как Москва.Региональные центры и ближайшие крупные города также становятсянаправлением отходничества; чаще всего этот вариант выбирают люди,предпочитающие относительную близость к дому более высоким заработкам,которые можно было бы получить в Москве или на «северах».
Наконец, естьлюди, уезжающие работать в неочевидные места, например, на пилораму всоседний район, так как там оплата труда выше, чем на пилораме по местужительства. Общероссийским же главным центром притяжения отходников,судя по нашим наблюдениям, являются «севера».Учитывая приведённые мотивы к отходничеству, можно указать, какиесоциально-демографические группы населения вовлекаются во временнуютрудовую миграцию.В провинции преимущественно сохраняются традиционные взгляды наразделение труда и роль женщины в семье.
Получение средств ксуществованию считается мужской задачей [см. об этом же Saxinger, 2016],поэтому среди отходников преобладают мужчины [см. об этом же42Интервью с отходником-охранником в Москве (около 35 лет), п. Беково, Пензенская обл., июль 2013 г.62Флоринская и др., 2015; Мкртчян, Флоринская, 2016]. В то же время, какпоказывают наблюдения, одинокие женщины, занятые получением средств ксуществованию самостоятельно, становятся отходниками так же легко, как имужчины.
Хотя в нашей выборке оказалось всего 6 женщин-отходников,половина всех наших информантов утверждают, что на заработки женщиныиз их города или села ездят не менее активно, чем мужчины. Расхождениязначений оценки масштабов женского отходничества, предоставленнойместными жителями, с данными выборки объясняются рядом обстоятельств.Во-первых, преимущественно на выезде работают молодые незамужниедевушки, ищущие возможности как-либо закрепиться в городе, материодиночки, содержащие себя и подрастающих детей, и разведённые, вдовыеили одинокие женщины в зрелом возрасте, живущие «для себя»43 [см.
об этомже Великий, 2010]. Важно, что, по их словам, место работы для них неотождествляется с «домом», которым они продолжают считать как раз городили село, откуда были вынуждены уехать на заработки; у многих из них тамостаётся семья – малолетние дети (на попечении родственников) илиродители. Соответственно, в собственном представлении и в представленииместных жителей такие женщины – отходники. При этом все они, какправило, имеют в крупном городе постоянную работу, снимают жильё ибывают «дома» считанные разы в году.
«Там договаривалась, кто за меняработает или какая-то сменщица, месяца три-четыре я там жила, частосюда не ездила, раз в три-четыре месяца, у меня родители на следующейулице и сестра, вот они смотрели за младшей дочкой. Недели на двеприезжала»44. Таким образом, вероятность встретить женщину-отходника поместу жительства низка. Во-вторых, так как большинство информантовотходников – мужчины, то и наводят они, в основном, на мужчин. В-третьих,по нашим наблюдениям, женщины вообще более скрытны, чем мужчины: мы43Одна из наших информанток согласилась со следующей закономерностью: мужчины начинают ездить,когда семья появляется, а женщины – наоборот, когда освобождаются от семейных обязательств.44Интервью с бывшей отходником-продавщицей в Москве (около 55 лет), п. Беково, Пензенская обл., июль2013 г.63сталкивались с тем, что женщины отговаривали мужей давать интервью, хотямужья изначально были не против. Зачастую женщины отрицали факт того,что кто-то из членов их семьи работает на выезде, хотя это было известно.Возможно, некоторые наши информантки, будучи отходниками, просто непризнались в этом.В зависимости от мотивов, на выезде работают люди разныхвозрастных категорий и семейного положения [см.