Диссертация (1136609), страница 32
Текст из файла (страница 32)
Аследствием этого потребления, как пишет Parsell С., становитсяформирование групп и групповой идентичности людей.Перейдемкрассмотрениюследующегокомпонентавнутреннего мира – социально-ролевого. Австралийский автор [ParsellС., 2008] тезисов о «бездомной идентичности» утверждает, чтобездомность не является центральной в идентичности личности улюдей, живущих на улице. Они характеризуют себя и объединяются вгруппы по другим, более важным для самих людей принципам.Те же показатели были получены в исследовании. Приисследовании идентичности бездомных, более года живущих наулицах, было выявлено, что ни один человек не ставит идентичность«я – бездомный» на первое место, у 70% людей она занимает позициюс 2 по 8, у остальных – с 8 по 20.
Первые места занимаютиндивидуальные характеристики человека, а также такиеидентичности как: общечеловеческая, половая, территориальная,профессиональная, семейная.Сами бездомные, как пишет Parsell C., объединяются в группыне на основании идентичности «я-бездомный», «ты-бездомный», а наосновании других признаков: мы собираем бутылки, мы выпиваемвместе, мы употребляем кодеин, мы ищем работу, мы болеем и т.п. Тоесть наибольшую роль для объединения служит не бездомность, акакой-либо другой, более актуальный показатель.183Подобный взгляд помогает преодолеть отчуждение иразделение на «мы» и «они», как делают большинство современныхисследователей и работников.
Так как те признаки, по которымидентифицируют себя люди, находящиеся в ситуации бездомности, нечужды никому.Бездомные часто не знают (или не хотят знать), кто они насамом деле, с кем они себя идентифицируют и как определяют своисоциальные роли, особенно это проявляется у людей, недавнопопавших на улицу.По сравнению с группой сравнения,число людей,указывающих на половую и сексуальную идентичность, у бездомныхлюдей, снижается. Бездомные люди, с увеличением временипребывания на улице, меньше соотносят себя с какой-либопрофессией. Это мы связываем с тем, что в ситуации бездомности,люди чаще всего соглашаются на любые подработки (описанныеболее подробно в первой главе), где нет необходимости иметьопределенную профессию, поэтому они определяют себя как«рабочий», «работяга» и т.п.Интересен тот факт, что бездомные люди практически необозначают «Материальное я».
Это связано с тем, что им, чаще всего,ничего не принадлежит. У этих людей мало личных вещей, даже еслиони и есть, то они исключительно функциональны, а не любимы. Убездомных людей чаще всего нет жилплощади, либо она находитсягде-то очень далеко и уже не ощущается как собственность. И с этимсопряжено, как нам кажется несколько вещей: во-первых, у человеканет и не может быть безопасного, комфортного пространства, где ончувствовал бы себя уютно; человек находится постоянно в некоторомнапряжении из-за постоянного контакта с людьми; у человека нетвозможности побыть в одиночестве, наедине с собой, что осложняетвозможность справляться со стрессом; у человека нет возможностиощутить себя собственником каких-либо вещей, он не чувствует себяхозяином.
Так как нет крыши и стен, то нет возможности ничегоскрыть от глаз других людей. Parsell C. резонно замечает, чтобездомные из-за отсутствия дома, в отличии от обычных людей, немогут скрыть за его стенами употребление алкоголя, наркотиков,184насилие и поэтому все это так явно видно окружающим [Parsell С.,2008].Бездомные люди все меньше идентифицируют себя с какимилибо группами, что может свидетельствовать о кризисе идентичностиили несформированности личности, ее инфантильности.
Ведь засоотношением этих характеристик и ролей кроется вопрос осоотнесении социального и индивидуального у данной личности, иясность для личности этого соотнесения. Мы склонны считать, чтобездомные переживают если не кризис социальной идентичности, тоее малую ясность, особенно те, которые оказались на улице недавно иеще не успели сформировать новые представления о себе.
Бездомные,с увеличением времени пребывания на улице, все меньшеидентифицируют себя со своей семьей, вытесняя из сознания своисемейные связи, то же самое происходит в профессиональном плане.Региональная идентичность – одна из немногих, оставшихся у них иподтверждается документально.Что же до групповой принадлежности, то самое важное здесь –обозначение роли «БОМЖ» или «бездомный» или «бродяга». Еслисреди людей, только что попавших на улицу, только троеупотребляют слово «бездомный», один «человек в трудной ситуации»и никто не употребляет слово «БОМЖ», то в группе бездомных, давноживущих на улице, картина прямо противоположная – более 70%говорят о себе как о «БОМЖах».
«Бездомный» (или «БОМЖ») – этоопределенно социальная роль, которая имеет весьма конкретныеожидания со стороны общества. Основные из этих ожиданий: человекне работающий, ничего не имеющий, ничего не хотящий, пьющий.Идентификация себя с бездомным человеком (наличие в ответах "ябомж\бездомный\странник") резко снижает показатели уровняосмысленности жизни и внутренний локус контроля. То есть жизньстановится бессмысленной, а люди перестают считать себя авторамии брать на себя ответственность за свою жизнь. У тех же, кто неотвечает на вопрос "кто я?" - "бомж" имеются более высокиепоказатели. Такую же роль играет, место ответа "бомж", - есличеловек говорит этот ответ, одним из первых, - то его показателиосмысленности ниже, чем если он говорит этот ответ семнадцатым двадцатым.
Люди, принимая на себя социальную роль бездомного и185сживаясь с ней, вслед за этим принимают и те атрибуции, которые ейпринадлежат. А именно – отсутствие целей и стремлений в жизни,отсутствие работы и профессиональной идентичности.Об отношениях между людьми в среде можно сказатьследующее: с увеличением стажа бездомности количествокоммуникативных характеристик самого себя снижается.
Отсутствиедружбы среди бездомных, о которой они и сами открыто говорят,связано с тем, что единственный запрос, который исходит от«ищущего дружбу» - это запрос просителя и совершенно отсутствуетзапрос на то, чтобы что-то отдать другому, поделиться. У бездомных сбольшим стажем, видно более спокойное отношение к близкимсоциальным связям, они не остро нуждаются в их помощи, возможноуже пришло осознание, что никто не поможет, однако они тутпредстают, скорее как «приятельские отношения», нежели, как«аутентичные интимноличностные отношения».Можно отметить ожесточенность на мир у бездомных, насоциальное окружение. Люди внутри сообщества бездомных недоверяют друг другу, нет доверия и к внешнему миру, как мы видимиз исследования смысловой сферы, снижается и доверие к себе.Из приведенных в предыдущем разделе таблиц насопоставление качеств человечности видно, что больше всегострадают те качества, которые имеют отношение к другим, к миру вцелом.
Человек, становясь бездомным, меньше концентрируется наблаге других людей, больше на своем собственном, так как емуприходится столкнуться с большими жизненными трудностями. Этоподтверждается исследованиями мотивацинно-смысловой сферы, атакже отношением бездомных людей к окружающей социальнойдействительности. Как мы уже писали, люди внутри сообществабездомных не доверяют друг другу, а также бездомные люди малоидентифицируют себя с какими-либо группами, количество ихкоммуникативных характеристик снижается.Именно это приводит к тому, что люди теряют любовь к миру,желание помогать другим людям, меньше стремятся заботиться о комлибо, и как итог – исключение из своего смыслового поля другихлюдей в целом.
Если жизнедеятельность человека определяетсяцикломудовлетворениясобственныхпотребностейи186направленностью на гомеостатический комфорт, а общественнозначимые продукты имеют значение для конкретного человека тольков качестве инструмента для достижения собственных целей, этоможно расценить, как одно из направлений «расчеловечивания»личности. Как пишет В.Д. Шадриков, «выживание актуализируетприродные механизмы поведения, в эти периоды происходит как бы«расчеловечивание» личности» [Шадриков В.Д., 2003, с. 79]. Человекделает выбор в пользу собственных потребностей, противопоставляяих потребностям других и превознося их в собственном понимании.Из устойчивых мотивов формируются качества личности, которыезакрепляются и проявляются в поведении и поступках.Процесс инволюции, который мы описали в данной работе,начинается в течение первого года, пребывания на улице. Срокначала индивидуален в каждой истории и зависит, как от стойкостисамого человека, его способности к адаптации, так и от той ситуации,в которой он оказывается бездомным: попадает ли он в специальноеучреждение, находит ли места кормления, на сколько жестокимоказывается его «обращение».
В среднем через 1-1,5 года проживанияна улице, человек социализируется в сообществе бездомных людей иначинает свой путь в новом качестве.Постепенно происходит включение человека в те формыдеятельности, которые свойственны бездомным, одновременно с этимснижается стремление к изменению статуса, человек свертывает своювременную перспективу, снижает для себя значимость других людей имира в целом, чересчур мала вероятность появления близкихсоциальных связей. Уровень притязаний человека снижается, те вещи,которые казались некогда унизительными, перестают быть таковыми.Через 2 года человек полностью адаптировался, социализировался иинтегрировался в сообщество, приобрел при этом все характерные длясообщества внутренние признаки.Остается вопрос – как выйти человеку из этой ситуации, каквключиться обратно в общество.Выход из бездомностиК. Эммануэлли в своей книге о работе с бездомными и нищимиправильно ставит вопрос: «Где эти гостеприимные места, структуры,помогающие восстанавливать свое Я, где бы эти несчастные,187потерпевшие жизненное крушение, могли бы найти пристанище и,возможно, начать работу по реабилитации собственного бытия?» [К.Эммануэлли, 2009, с.